Имя архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса не покидало первых полос газет с прошлого четверга, когда он в радиоинтервью высказал мнение, что интеграция ряда положений законов шариата "неизбежна". Позже в своей лекции перед членами Королевского суда Лондона он объявил, что можно было бы рассмотреть вопрос "конструктивных отношений между мусульманским законом и статутным правом Соединенного Королевства".
Уильямс, лидер почти 80 млн приверженцев Англиканской церкви по всему миру, выступил в понедельник перед общим Синодом, национальным собранием церкви Англии. "То, что пересказывалось, на самом деле очень далеко от того, что было сказано в действительности", - заявил Роуэн Уильямс, добавив, что он "должен взять на себя ответственность за любую неясность" и за любые "слова, которые могли ввести в заблуждение". Прочитанную на прошлой неделе лекцию он назвал "первым вкладом" в обсуждение вопроса о мусульманском законе и сказал, что не выступал за введение "параллельных юрисдикций".
"Я пытался объяснить, что в этом вопросе не может быть карт-бланша, в особенности в том, что касается тонких вопросов о статусе и свободах женщин, - сказал он. - Закон нашей страны по-прежнему гарантирует защиту всех основных составляющих человеческого достоинства". По словам Роуэна Уильямса, он, напротив, ставил вопрос таким образом: не могут ли законы шариата стать инструментом в рамках британского закона для разрешения споров и урегулирования сделок, таких как ипотечные кредиты?
Критические высказывания в адрес предложения Уильямса звучат не только со стороны христиан, но и со стороны самих мусульман. Так, директор независимой организации "Исламский голос Соединенного Королевства" Шаиста Гохир заявила в интервью, что высказывания Уильямса были встречены прохладно некоторыми представителями британской мусульманской общины. По ее словам, внедрение законов шариата официальным путем "невозможно, поскольку мусульмане не придут к единому толкованию" и "женщины будут подвергаться дискриминации со стороны советов, куда входят преимущественно мужчины". "Мы устроились неформально и, если хотим, обращаемся в шариатский совет. Пусть так все и остается", - сказала Шаиста Гохир.
В своей статье в газете The Sunday Telegraph Мэтью Д`Анкона, автор ряда книг по христианскому богословию, написал, что заявление Уильямса на прошлой неделе "показывает, что даже самый тихий интеллектуал может превратиться в бульдога в социальной посудной лавке, когда начинает разбрасываться безумными идеями с безрассудством, порочащим его духовное звание". В свою очередь, бывший министр внутренних дел Дэвид Бланкетт заявил в радиопрограмме, что придание законного статуса законам шариата "было бы неправильным с точки зрения демократии и философии, но в плане социального сплочения это стало бы вообще катастрофой".
В статье, опубликованной в таблоиде News of the World, предшественник Уильямса Джордж Кэри отметил, что вывод нынешнего архиепископа Кентерберийского о том, что Великобритании в конце концов придется уступить место в законе для ряда положений законов шариата, - точка зрения, которую я не могу разделить".
Отметим, что предложение Уильямса - отнюдь не первый в Британии случай демонстративной политкорректности. Конечно, нет ничего страшного в том, если мусульман станут судить по их же законам, ведь нормы шариата куда более жестки, чем демократические законы (за воровство, скажем, по шариату полагается отрубать преступнику руку). Это прекрасно знают все мусульмане, и именно поэтому они вряд ли целиком и полностью поддержат такое нововведение. Однако главная опастность предложения Уильямса состоит в том, что его целью является не упорядочение жизни иммигрантов-мусульман, а предоставление им еще больших прав и свобод. В этой связи весьма характерно, что на днях правительственная комиссия Великобритании исключила из списка ежегодных наград электронную версию сказки "Три поросенка" на том основании, что она может оскорбить чувства мусульман, передает "Русская служба новостей".
Напомним, что в интервью "Русской линии" петербургский политолог, д. ф. н., профессор Сергей Лебедев заявил, что само по себе возможное введение норм шариата в английское судопроизводство является "своего рода правовой колонизацией Британии исламцами". "Англия уже давно не сверхдержава. Она была влиятельна не столько своими вооруженными силами и промышленным производством, сколько своими традициями. Ранее ее культурное влияние было достаточно серьезным. Но теперь, видимо, приходит конец и ему. Мы наблюдаем постепенное изменение не только населения страны, но и всей британской идентичности, включая даже и ее правовую сферу", - отметил С. Лебедев.
Русская линия