Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал рейтинг-прогноз кандидатов в Президенты, по данным которого "преемник" Владимира Путина Дмитрий Медведев набирает 74,8% голосов, сообщает сайт ВЦИОМ. Опрос был проведен 26-27 января 2008 г. среди 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.
По данным ВЦИОМ, рейтинг лидера КПРФ Геннадия Зюганова - 12,8%, лидера ЛДПР Владимира Жириновского - 11,5%, кандидата от Демпартии Андрея Богданова - 0,9%.
Отметим, что за несколько дней до публикации данных рейтинга-прогноза ВЦИОМ, 22 января, было опубликовано аналогичное исследование "Левада-центра". Опрос "Левада-центра" был проведен 18-22 января среди 1600 россиян в 46 регионах. Статистическая погрешность этого опроса не выше 3%.
По данным "Левада-центра", рейтинг Д.Медведева составляет 82%, Г. Зюганова - 9%, В. Жириновского - 8%, А. Богданова - 1%. Если прогнозы социологов сбудутся, Медведев получит больше, чем Владимир Путин на выборах 2004 и 2000 гг. (71,31% голосов и 52,94% соответственно).
Комментируя некоторые расхождения в данных опросов, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью деловой газете "Ведомости" отметил, что "Левада-центр" считает свои проценты от числа избирателей, готовых прийти голосовать и определившихся со своим кандидатом, когда как проценты опроса ВЦИОМ спрогнозированы от числа "активных избирателей", которые решили прийти на участки, но без вычета колеблющихся, и потом скорректированы, - учитывался различный уровень явки в электоратах разных кандидатов, феномен социально одобряемых ответов (для Медведева коэффициент составил 1,05).
В свою очередь, расхождение в данных двух агентств гендиректор независимого исследовательского центра "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова объясняет двумя моментами. Во-первых, у ВЦИОМ - прогноз, у "Левада-центра" - опрос. Во-вторых, у "Левада-центра" меньше база: доля считается от собирающихся голосовать и определившиеся с выбором (два параметра). А у ВЦИОМ - просто от собирающихся голосовать (один параметр). Вторая методика, по ее словам, больше распространена у российских социологов.