Богослужение возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Истринский Арсений, которому сослужили епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан и представитель Русской Православной Церкви Заграницей епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, сотни священнослужителей и мирян. Служба на Бутовском полигоне стала завершением Крестного хода "Соловки-Бутово", организованного фондом "Андреевский флаг" и Русским афонским обществом по благословению Святейшего Патриарха в память о жертвах репрессий и подвиге новомучеников.
"В ознаменование этой скорбной памятной даты появилась прекрасная идея проложить дорогу от первой, соловецкой, Голгофы к Голгофе подмосковной. Хотелось бы обществу напомнить, что как бы мы хорошо ни жили, мы остаемся теми, кто исповедует Христа. Но даже и сейчас многих не устраивает Христос и Его Церковь, которая всегда крепила патриотизм и мир в нашем Отечестве", - сказал архиепископ Арсений. "Мы с вами смогли доказать нашу преданность Христу в XX веке. И вы прекрасно знаете о тех людях, наших соотечественниках, которые мужественно проходили врата ада и испытания, которые на их долю выпадали", - отметил владыка Арсений, слова которого передают Вести.Ru.
Напомним, что Крестный ход начался 25 июля с торжественного освящения Большого Поклонного Креста у стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, где размещался Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Крест установили на барже и перевезли в Беломорск, откуда баржа в сопровождении пассажирского корабля отправилась в дальнейший путь по каналам, прорытым руками миллионов заключенных, в том числе репрессированных священнослужителей, выдающихся ученых и деятелей культуры. В городах по пути следования (Медвежьегорске, Вытегре, Горицах, Череповце, Рыбинске, Угличе, Дубне, Дмитрове) также совершались заупокойные богослужения о пострадавших в лихолетье.
Бутовский полигон - это крупнейшее в московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и захоронены более 20 тысяч человек. Около тысячи из них приняли мученическую смерть за исповедание православной веры, 323 причислены к лику святых.