Бенедикт XVI в частности сказал, что он решил разрешить приходским священникам служить Тридентинскую мессу, "если сложившаяся группа верующих" об этом попросит. Он подчеркнул, однако, что это ни в коей мере не отменяет реформ Второго Ватиканского собора, которые впервые позволили служить мессу на местных языках. "То, что предыдущие поколения хранили как святыню, остается святым и великим и для нас, и не может быть ни с того ни с сего полностью запрещено или даже признано вредным", - заявил римский понтифик.
Однако мысль о том, что теперь, по желанию приходских священников, раз в году - на Страстную Пятницу - в католических костелах будут звучать слова, призывающие "поднять покров на глазах" иудеев и покончить "со слепотой этих людей, чтобы они могли увидеть свет истины, которым является Христос", вызвали гнев и волну возмущения иудеев. Так, Антидиффамационная лига (американская организация, занимающаяся защитой прав евреев) назвала решение папы Римского "ударом по отношениям между католиками и иудеями". "Создается впечатление, что Ватикан пошел на поводу у крайне правой фракции внутри церкви, которая отрицает перемены и возможность примирения", - говорится в заявлении лиги.
Забеспокоились и католики-либералы, увидевшие в папском решении наступление на "завоевания" Второго Ватиканского собора. Однако, как заверил епископов Бенедикт XVI, такие страхи безосновательны, так как месса на местном языке будет оставаться нормой, тогда как более старая версия будет экстраординарным явлением. Пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди сказал, что новые правила "не насаждают возвращение к прошлому и не посягают на авторитет Собора или авторитет и власть епископов".
Как считают наблюдатели, своим решением папа Римский прежде всего стремился вернуть в лоно Римско-католической церкви "католиков-старообрядцев" (сторонников отлученного от церкви ультра-традиционалиста архиепископа Марселя Лефевра), порвавших с Ватиканом после либеральных новшеств, внесенных Вторым Ватиканским собором. Одним из условий их возвращения в лоно Римской церкви было получение права служить дореформенную мессу.
В Ватикане уже поспешили успокоить иудеев, заявив, что возможность восстановления для желающих дореформенной мессы вовсе не направлена против них, однако иудеев эти заверения, похоже, не интересуют. Как напоминает Аgnus, дело в том, что до претворения в жизнь либеральных реформ 1950 - 1970 годов католики молились о вразумлении "вероломных иудеев", при крещении произносили над ними фразу: "отрекись от иудейской неверности, откажись от иудейского суеверия"; также была изменена и молитва Страстной Пятницы: "Помолимся также о неверных иудеях, дабы Господь Бог Наш снял покров с их сердец, и они также могли признать Иисуса Христа, Господа нашего" (теперь эта молитва звучит так: "Помолимся об иудеях, чтобы Бог помог им укрепляться в любви имени Его, и в верности Его завету"). Поскольку эти изменения никогда не были официально запрещены, а были только заменены, то, по мнению Бенедикта XVI, желающие могут вполне использовать их во время церковной службы.
Напомним, что ранее Антидиффамационная лига позволила себе наглые выпады и в адрес Русской Православной Церкви, обвинив ее в "использовании за Литургией антисемитских пассажей". Тогда известный московский священник, доктор богословия протоиерей Владислав Свешников заявил, что "то, о чем заявляет Антидиффамационная лига, это просто полная глупость, так как в православной Литургии нет и никогда не было никаких антисемитских выпадов". Впрочем, по словам отца Владислава, подобное поведение "защитников еврейской нации" не новость. "Исходя из этой позиции, которую мы встречаем впервые в начале 19 века и к которой в свое время присоединился отец Александр Мень, наша Церковь должна сегодня деканонизировать некоторых святых, таких, к примеру, как младенец Гавриил Белостокский, который, как известно, в ритуальных целях был замучен иудеями. Все это известно и проистекает, в первую очередь, от той национальной гордости, которая по своей сути не имеет никакого отношения к богоизбранности еврейского народа. Потому что истинная избранность Богом предполагает смиренное согласие на этот подвиг, а не кичение им".
В свою очередь, протоиерей Геннадий Беловолов напомнил, что у самих иудеев, столь любящих поднимать шум из-за "нетолерантности" христианских церквей, содержатся злонамеренные отрицательные оценки Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и христианства. Например, в молитвенное правило правоверного иудея входит обязательное трехкратное проклятие Христа. По словам отца Геннадия, "большинство христиан сегодня даже не догадывается, что каждый правоверный иудей три раза в день их проклинает, причем не только их, но и их святыни". Так что очередной наскок Антидиффамационной лиги на христиан невольно взывает в памяти слова из Евангелия, сказанные Спасителем лицемерам-фарисеям: "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие"... (Мф. 23:24)