"Запуск "Протона-М", назначенный на 7 июля, казахская сторона разрешит в виде исключения и в последний раз", - заявил председатель Национального аэрокосмического агентства республики (Казкосмос) Талгат Мусабаев. "Российская сторона очень просила произвести пуск "Протона-М", который был перенесен с 20 июня на 7 июля в связи с тем, что там большая американская нагрузка, и они находятся в большой зависимости от этой сделки", - пояснил Мусабаев. По его словам, "Протон" работает на таком виде топлива, как гептил, а его использование угрожает экологии республики. "Уже шестой или седьмой разовый запуск производится без нас. Под эту лавочку можно пропустить и все остальные запуски", - заявил чиновник. "Каждый раз это будет загрязнять территорию Казахстана под новым углом наклона орбиты, будут сотни тысяч загрязненных гектаров земли", - добавил он.
Основным российским партнером Казахстана в рамках проекта "Ишим" выступал Московский институт теплотехники. Соответствующее соглашение с казахским правительством было подписано в ноябре 2005 года. Сейчас же представители Казкосмоса собираются закрыть проект "из-за слабой маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок". Премьер-министр Казахстана Карим Масимов уже распорядился учесть вышеуказанное предложение в рамках вопроса финансирования космической отрасли. Вместе с тем, передает Интерфакс, Казахстан в настоящее время работает над созданием ракетно-космического комплекса "Байтерек", в основу которого положен российский опыт по созданию ракеты нового поколения "Ангара".
Прокомментировать это решение казахских властей мы попросили заведующего отделом стран Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина. Эксперт полагает, что оно вызвано, в первую очередь, "желанием Казахстана повысить арендную плату для России за пользование Байконуром". "Дело в том, что Казахстан уже как минимум два раза активно использовал подобного рода тактику по отношению к российским коллегам. Последний раз - это история с неудачным запуском белорусского спутника, после которого были попытки выдвинуть экономические претензии на внушительную сумму, больше чем на 50 млн долларов", - отметил А.Грозин. В результате после полугодичных согласований эта сумма уменьшилась более чем в 10 раз.
Эксперт подчеркнул, что в данном случае экологическая тематика постоянно используется казахстанской стороной для получения преференций от России. И здесь абсолютно ничего нового нет, считает он. Практически с момента передачи "Байконура" в аренду России в середине 1990-х годов эта тактика практически не меняется. С учетом того, что в этом году Президент России и Президент Казахстана еще раз подтвердили неизменность курса на продолжение российской аренды космодрома "Байконур", цена за аренду в 117 млн долларов в год пересмотрена не была. "Очевидно, что казахстанская сторона, таким образом, просто пытается увеличить арендную плату, если не напрямую, то, по крайней мере, за счет каких-нибудь опосредованных выплат. То есть здесь ситуация достаточно прозрачная, и счета России будут предъявляться, как и в прошлогоднем случае. Вначале очень завышено, а потом они будут в процессе торга снижаться", - отметил ученый. По его мнению, в данном случае Астана руководствуется старой восточной мудростью: "Если хочешь козу, проси верблюда".
Вместе с тем, полагает эксперт, пока соверешнно неизвестно насколько российская сторона готова идти на уступки Казахстану. "Я думаю, что за тот доступ к высоким космическим технологиям, который Россия, очевидно, готова предоставить Казахстану, ему следовало бы умерить свои аппетиты, в том числе и в попытках использовать экологический фактор для получения прямых финансовых выплат от России", - считает А.Грозин. "Очевидно, что в данной ситуации Москве, как об этом справедливо заявил вице-премьер Сергей Иванов, следует больше внимания уделять развитию Плесецка и своих мощностей, а также возможности участия России в международных программах, в том числе и таких, как запуски с морских платформ. Возможно, в этом ряду стоит и более тесная кооперация с европейскими партнерами", - заключит эксперт.
Русская линия