Когда паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входит в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупреждает: "Если в вас плюнут - не удивляйтесь, и не реагируйте". Недавно такой "атаке" подвергся армянский священник. Полиция задержала хулигана, но вскоре отпустила восвояси. Казалось бы пустяк, однако, это лишь один из многих фактов, делающих жизнь христиан в Святой Земле отнюдь не сладкой.
Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля и Палестины, насчитывающих свыше 6 миллионов человек (иудеи - 79,2%, мусульмане -14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Как и во времена Иисуса, христианская проповедь в считающем себя демократическим государством Израиле сопряжена с колоссальными трудностями.
Если ты не еврей, но живешь в этой стране и веруешь в Христа, на это смотрят нормально. Но если еврей и христианин - это вызывает у одних удивление, у других раздражение, общественное мнение смотрит на таких людей, как на "предателей".
Одна из причин подобной нетерпимости состоит в том, что Израиль можно назвать светской страной лишь с большой натяжкой. Религия здесь не отделена от государства. Это особенно бросается в глаза, когда начинается шаббат, священная суббота. В шесть часов вечера почти полностью прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот не высовывает носа из дому. Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут харедим - "богобоязненные". Закидают камнями. Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам. Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора - "рассадника пороков", в большинстве домов "харедим" нет. Такие же правила, некоторые израильские политики хотели бы сделать обязательными для всего населения страны. Что и говорить, там, где на государственном уровне насаждается диктат одной религии, всем прочим конфессиям, особенно малочисленным, приходится весьма туго. И это при том, что израильские законы декларирует равные права всех граждан независимо от вероисповедания.
Еще хуже обстоят дела в Палестинской автономии. Существующее только на бумаге государство после смерти светского лидера палестинской нации Ясира Арафата вместе с остальным арабским миром накрыла волна исламизма и воинствующей религиозной нетерпимости. В итоге, некогда христианские города, такие как Вифлеем, превращаются в мусульманские из-за массового исхода оттуда последователей Иисуса. Причина отъезда заключается, не только, в невыносимых условиях, вызванных палестино-израильским конфликтом. Напротив, две противоборствующие стороны заключили в декабре 2004 года "худну" - перемирие. И сейчас на основе мирного плана под названием "Дорожная карта" разруливают свои отношения. Но только палестинскому "стаду Христову" - тем же арабам, только крещеным, от этого легче не становится. Исламисты на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа последовательно проводят политику выживания "неверных" соплеменников, запугивая их, заставляя продавать свое жилье и эмигрировать, либо переходить в ислам.
Есть еще одна причина, заставляющая россиян пристально вглядываться в развевающееся над Святой Землей зеленое знамя "джихада", это участие арабских террористов в войне на Кавказе и захвате бесланской школы. Не секрет, что в последние годы начал формироваться настоящий "террористический интернационал". И Палестина, которая среди большинства россиян ассоциируется с романтическим образом Ясира Арафата - борца за права угнетенного палестинского народа, к сожалению, не исключение. Важно понять, что Палестина уже не та, что при легендарном лидере ООП. Сейчас на "территориях" заправляют финансируемые из-за рубежа "ХАМАС", "Исламский джихад" и другие террористические организации.
Побывав на палестинских территориях, воочию видишь, чем оборачивается грубое искажение религии, особенно такой воинственной как ислам. Психологически, воюющие с Израилем здешние исламисты уже давно готовы к тому, чтобы как поется в популярной у них песенке "сначала покончить с людьми субботы (евреями), а потом заняться людьми воскресенья (христианами). И они не только по обыкновению жгут дома веками живущих на этой земле христиан, а уже начали экспорт террора за рубеж, в ту же Россию. Например, осенью 2005 года Нижегородский суд начал уголовное дело против международной террористической организации "Хизб-ут-Тахрир", с уроженцем палестинского города Хеврон в роли главного обвиняемого. Однако если у россиян есть ОМОН и ФСБ, то наши единоверцы в Палестине перед лицом такой угрозы полностью беззащитны. В итоге на "территориях", происходит неуклонное сокращение количества последователей Иисуса, в том числе православных.
Но, не только террор, но и равнодушие являются причинами неуклонного превращения родины Христа в туристический аттракцион под названием "каменный музей христианства". По библейским холмам бродят толпы "духовных туристов", не замечая того, что коренные жители - их единоверцы, уже практически исчезли. Только в Вифлееме за последние десять лет количество христиан сократилось вдвое. К счастью, в последние годы наблюдается постепенный приток сюда подвижников и паломников из России. Наши соотечественники получили возможность не только прикоснуться к святыням, но и своими глазами увидеть, в какой непростой обстановке живут здесь наши братья и сестры во Христе.
Поскольку большинство пилигримов, вернувшись на родину, имеют возможность поделиться своими впечатлениями разве что за чашкой чая на тесной кухне, автор книги и издательство "Благо" решили восполнить этот пробел. Книга написана под впечатлением от визита автора в Израиль в числе тысяч других паломников. Наряду с паломническими заметками, в ней приведены многие вопиющие факты притеснения христиан в Святой Земле, о которых в нашей стране, к сожалению, мало что известно.
Сергей Путилов, для Русской линии