"Вернемся к культуре. Россия предоставляет опиум не только для нашего народа, но и для так называемой нашей элиты. Заикнитесь ей о Льве Толстом и Федоре Достоевском, и вы услышите полный очарования хор - культурное аханье, интеллигентские, духовные стоны". Чем же провинились перед политологом гении человечества? Оказывается, у Толстого В. Лаучюс обнаружил некий "поощряющий примиренчество фатализм". Что касается Федора Михайловича, то здесь искать компромат долго не пришлось - "имперское мышление Достоевского" и все тут. По мнению автора, все это почему-то не задевает литовских интеллигентов. Несмотря на эти страшные грехи классиков мировой литературы, несознательные литовские "интеллигенты" продолжают восхищаться "Войной и миром" и "Братьями Карамазовыми". Как это возможно? "Через розовые очки культурного идолопоклонничества политика остается не замеченной", переживает политолог.
Называя признанных всем миром классиков мировой культуры из России "идолами", литовский аналитик ставит их рядом со Свифтом и Остен, предпочитая, чтобы литовцы читали этих последних авторов, а не русских: "Когда культуру поднимают выше этики и политики, когда эгоцентрический психологизм и сентиментализм заслоняет социально значимые мысли, прославление Толстого и Достоевского становится нормой интеллигентского мышления. При таких обстоятельствах нечего надеяться, что Джонатан Свифт и Джейн Остен будут лучше известны и с большим удовольствием читаемы, чем захваленные в советские времена идолы русской литературы".
Трудно представить себе более абсурдные высказывания. Но видимо соревнования по "русофобии" в прибалтийских республиках ещё не закончились, и в уходящем году г-н Лаучюс явно чемпион.
Русская линия