"Курсы повышения квалификации" имамов в республике проводились и раньше - в форме недельных семинаров-конференций, на которых обсуждалась только "обрядовая" сторона ислама. В 2001 году эта практика прекратилась, однако с того момента, как ДУМ КБР возглавил Анас Пшихачев, имеющий два высших духовных образования, было решено возродить "углубленные" занятия для духовных лиц. По словам председателя духовного управления, не изучавшие богословие сельские имамы зачастую искажают смысл как доктрины ислама, так и религиозных ритуалов. Особенно явно проблема квалификации религиозных служителей проявилась в июне прошлого года, когда 96 имамов из 150 не смогли пройти профессиональную аттестацию.
В качестве примера Анас Пшихачев рассказал о реакции сельских жителей на постановление ДУМ "Об упорядочении похоронных обрядов мусульман", принятое в сентябре 2004 года. Согласно этому документу, мусульманам запрещается устраивать богатые похороны в угоду общественному мнению и провожать покойников "громким плачем и воплями". По подсчетам ДУМ, на "неправильные похороны" родственникам усопшего приходилось тратить от 60 до 200 тыс. рублей, но, даже несмотря на явную "экономичность", постановление ДУМ вызвало неоднозначную реакцию в обществе. "Жители Кабардино-Балкарии привыкли следовать рекомендациям доморощенных имамов, которые зачастую не имеют ничего общего с предписаниями традиционного ислама, - пояснил господин Пшихачев. - Полгода, прошедшие после принятия постановления, показали, что опасения оправдываются, и предписания ДУМ на местах не приживаются".
Впрочем, главной проблемой, порожденной "религиозной необразованностью и некомпетентностью сельских имамов", стало прогрессирующее распространение радикальных течений ислама в Кабардино-Балкарии. "Имам на селе должен стать религиозным просветителем, - пояснил Анас Пшихачев. - Сельский мулла, не имеющий специального образования и ограничивающий свою работу отправлением поминальных обрядов, не может противостоять вербовщикам от радикальных течений ислама. Они, как правило, говорят уверенно, у них есть ответы на все вопросы, на них работает слабая религиозная образованность населения, когда обычный мусульманин не может отделить идеологию ваххабитов от предписаний традиционного ислама".
Анас Пшихачев разъяснил, как можно внешне отличить ваххабита от обычного мусульманина: "Длинная нечесаная борода, короткие по длине брюки (они не должны касаться щиколоток), при общении они достаточно резкие, порой агрессивные, речь пересыпана арабскими словами, употребляемыми к месту и не к месту, не приемлют разномыслия, при обсуждении каких-то вопросов совершенно не слышат оппонента". Помимо этих сведений, в течение четырех месяцев сельские имамы будут получать знания не только по основам ислама и правильному чтению Корана, но и по практическому применению полученных знаний, в том числе в правовой сфере. По словам Анаса Пшихачева, из-за того, что сельские имамы не могли правильно и своевременно составить отчеты по месту регистрации религиозных общин, эти общины закрывались. А в результате по селам начинали ходить слухи о том, что власти преследуют ислам. Поэтому на курсах особое внимание будет уделяться правильному оформлению юридических документов, чтобы в будущем избежать подобных эксцессов. После прохождения обучения все имамы, прослушавшие курс лекций, должны будут пройти аттестацию. Для слушателей, которые плохо усвоили материал, предполагается провести повторный курс обучения.
В настоящее время обучение по программе ДУМ проходят более 120 сельских имамов.
ЮФО.Ru