itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Саммит в Братиславе, пророчества хасидов и будущее России

Интрига вокруг "библиотеки Шнеерсона", собрания уникальных еврейских рукописей, обостряется

Новости Москвы 
0
205
Время на чтение 8 минут
Как передает "Интерфакс", 20 февраля американский Сенат принял обращение к правительству России с просьбой вернуть религиозной общине книги из библиотеки любавичского ребе Менахема Шнеерсона - последнего главы иудейского движения "ХаБаД Любавич". Издания, конфискованные в годы советской власти, хранятся в Российской государственной библиотеке в Москве.

Проблема передачи т. н. "библиотеки Шнеерсона" является активно дискутируемой с 1991 г. и представляет один из камней преткновения во взаимоотношениях еврейских религиозных организаций с российской властью. На фоне событий развала СССР в тени оказалась серия спланированных акций хасидов в Москве, у библиотеки им. Ленина. Пикеты еврейских активистов с плакатами: "Верните наше национальное достояние" - в то время долго не покидали подступы к РГБ. Предпринимались попытки силой изъять древние манускрипты. 17 ноября 1991 г. в помещении библиотеки хасидами было устроено нечто вроде культовых плясок, а затем банально избиты дежурный по библиотеке и милиционер. 17 февраля 1992 г. около 30 ворвавшихся внутрь хасидов свалили на пол постового милиционера, били его ногами, душили шарфом. Погром остановил только приезд отряда ОМОНа, все рукописи по факту остались в библиотечных фондах. Никто из участвовавших в насилии, однако, привлечен к уголовной ответственности не был.

Необходимо сразу сказать, по какой именно причине "библиотека Шнеерсона" привлекает к себе столь большой интерес еврейства. 7-й Любавичский Ребе (духовный руководитель движения "ХаБаД") Менахем Мендл Шнеерсон родился в 1902 г. в г. Николаеве и умер в 1994 г. в Нью-Йорке. Еще при его жизни в хасидизме возникла идея, что М.Шнеерсон и есть Мошиах (Мессия), обещанный пророками еврейскому народу. После кончины его раввины ХаБаД-Любавич приняли решение не избирать нового главу движения: считается, что покойный лидер по-прежнему руководит им "из Верхнего Мира". Ряд самых авторитетных лидеров движения выступили с заявлением, что "еврейский закон требует веры в то, что Ребе - Машиах". Кончина его трактуется как восхождение на небеса как божества. ХаБаДники России и стран СНГ также присоединились к этому почитанию. В решении, подписанном самыми видными раввинами и опубликованном в израильской газете "А-Цофе" 17 января 2000 г, в частности, говорится: "В соответствии с Галахическим законом, законами нашей Святой Торы и законами, сформулированными Маймонидом, любавичский Ребе является Царем-Мессией и пророком, ... повелеваем внимать предсказаниям пророка и веровать в то, что Он Царь-Мессия и явится нам в скором времени".

Как таковой хасидизм возник в XVIII в. на западной части Украины (Волынь, Подолия) как сектантское движение в иудаизме. Его основателем был Израиль Бешт (1698/1700?-1760). В последней четверти XVIII в. он быстро распространился как на Украине, так и в Белоруссии. На Украине хасидам удалось "перетянуть" на свою сторону многие общины; в Белоруссии же и особенно в Литве они натолкнулись на ожесточенное сопротивление традиционного иудаизма, отказывавшегося видеть в хасидах последователей Торы с Талмудом и считавшего их еретиками. Противники хасидизма называли себя "миснагедами" ("противоборствующими").

Непосредственным основателем ветви "ХаБаД" явился раввин Шнеур Залман из Ляд, который написал краткое переложение священной для иудеев книги "Шульхан Арух", тем самым в первый раз отчетливо выразив в письменной форме идеологию хасидизма и систематизировав его доктрину. Название движения "ХаБаД Любавич" происходит от местечка Любавичи на территории современной Смоленской области, которое стало центром этой ветви хасидизма.

В 1939 г. 6-й Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон перебрался в США и основал "Всемирное движение Любавичских хасидов". Деятельность его с 1950 г. энергично продолжил зять и преемник, Менахем Мендл Шнеерсон. Во многом его усилиями ХаБаД-Любавич стало самым многочисленным и влиятельным течением в хасидизме. По его инициативе более 1400 центров "ХаБаД-Любавич" были открыты в 35 странах мира. В 1989 году М.Шнеерсон направил в Россию раввина Берла Лазара. Сегодня еврейские общины под его духовным попечением в настоящий момент действуют более чем в 350 городах России и стран СНГ.

М.Шнеерсон и "ХаБаД" стали широко известны не только среди последователей хасидизма, но и в американском обществе в целом. По предложению Шнеерсона в американских школах была введена так называемая Минута молчания (в начале учебного дня). В 1995 г. президент США Билл Клинтон, выступая на специальном совместном заседании обеих палат Конгресса, объявил о посмертном награждении лидера хасидов-хабадников Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности; день рождения Ребе отмечается в США как Национальный день воспитания.

Ввиду почитания, воздаваемого 7-му Ребе, и особого отношения еврейства, как "народа книги", к религиозным текстам своих учителей, одной из наиболее чувствительных проблем ХаБаДа с организационным центром в Бруклине является отсутствие доступа к рукописям хасидских учителей и древним книгам, оставленным в Восточной Европе. Добыть их означало бы заручиться значительным объемом новых мистических свидетельств и пророчеств о будущем, расширить влияние любавичского движения в мире. В связи с этим в последние десятилетия ХаБаД применяет экстраординарные усилия, чтобы добиться доступа к книгам, в т.ч. и посредством детективных спецопераций. В 1977 г. при невыясненных обстоятельствах ХаБаДникам удалось вывезти из Польши часть т.н. "любавичской библиотеки". В 1994 г. из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге пропали 89 манускриптов XIII-XVIII вв., общий вес которых составлял около ста килограммов, а приблизительная стоимость колебалась по разным оценкам от ста до трехсот миллионов долларов. Что это были за документы и книги, официально не сообщалось, однако по многим данным похищенное собрание напрямую затрагивало интересы хасидов. Обвинения в хищении тогда были предъявлены некоему М.Якубовскому, состоявшему консультантом банковской группы "Мост"; в Израиле по делу также было арестовано несколько человек.

Московское собрание рукописей весьма внушительно и вмещает в себя большую часть библиотеки, собранной династией Шнеерсонов за приблизительно 200-летний период их деятельности на Востоке Европы. Всего в нем насчитывается 10 000 единиц хранения, среди которых многие поистине уникальные экземпляры. В течение 1990-х несколько книг из коллекции уже побывали за океаном - по специальному запросу Конгресса США, с обязательством возврата. Подтвердив подлинность, руководство американских хасидов предпринимает теперь энергичные попытки сдвинуть с мертвой точки процесс передачи "библиотеки Шнеерсона" в свое пользование. Заинтересованность проявляется на самом высоком уровне. Так, в 1991-1992 гг. событиям вокруг Российской государственной библиотеки предшествовали переговоры с влиятельными представителями международных финансовых кругов. Председатель Верховного Совета РСФСР Р.Хасбулатов в то время подчеркивал, в частности, что передача книг американским хасидам имела бы "не только благоприятный для нас международный резонанс, но и крупное практическое значение, имея в виду заинтересованность в этом деле международных деловых кругов еврейского бизнеса".

Тогда, в 1991 г. Борис Ельцин издал соответствующее распоряжение о возвращении ценностей хасидской общине, которое впоследствии было подтверждено решением Правительства РФ N 157-р от 29 января 1992 г. Однако, передаче воспротивилась русская культурная общественность во главе с тогдашним министром культуры СССР Николаем Губенко. Сотрудники библиотеки отказались отдать в США редкие книги, являющиеся, по их мнению, "частью российского достояния". Заведующий отдела рукописей В.Дерягин даже пригрозил, что, если с его мнением не посчитаются, то он совершит акт самосожжения. Похоже, в последний момент российские власти решили дать делу "обратный ход" и под предлогом негативной реакции общественности сохранить за собой уникальные рукописи. Весной 1998 г. во время официального визита за "библиотеку Шнеерсона" перед премьером Виктором Черномырдиным лично вступался вице-президент США Альберт Гор. Однако, ни это, ни другие многочисленные обращения руководителей хасидских организаций не принесли результата.

В определенной степени, это было продиктовано неопределенностью и разногласиями, царившими внутри самого российского еврейства. Хасидизм набирал силу, оттесняя на задний план традиционный иудаизм, представленный КЕРООР, Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России, во главе с раввином Адольфом Шаевичем. Хасиды отказались сотрудничать с КЕРООР и быстро расширили свое влияние, в т.ч. и во власти. Результатом этого стал переход к хасидической ФЕОР, альтернативной Федерации еврейских общин России, нескольких синагог в Москве, С.-Петербурге и других городах и объявление Берл Лазара вторым главным раввином. В 1999 г. между теми и другими возник конфликт по вопросу передачи в российские синагоги из Росархива свитков Торы. Переговоры об этом, КЕРООР успешно вел несколько лет. Передача 61 свитка должна была состояться на IV съезде Конгресса 15 декабря 1999 г. Но буквально за месяц до этого было объявлено о создании ФЕОР, которая тут же предъявила собственные претензии на свитки Торы, а по сути претензии на признание властями. В результате передача не состоялась.

Раздосадованный раввин Адольф Шаевич по данному поводу писал в российское Правительство: "ФЕОР не выражает интересов российского еврейства и занимается изъятием из русских архивов религиозной литературы с целью передачи ее за рубеж (в США). Свитки, - настаивал главный раввин России, - нельзя передавать ФЕОР, поскольку они тотчас же уедут за рубеж". Сказанное тем более касалось вопроса о передаче хасидам рукописей из "библиотеки Шнеерсона", как содержащей в себе многие редкие исторические документы. Влиятельные силы, оппозиционные ХаБаДу и представленные у нас в стране структурами КЕРООР и Российским еврейским конгрессом, на тот момент категорически не желали перехода их в пользование хасидов и усиления влияния последнего на международное еврейство.

Теперь ожидается, что послание с просьбой заново рассмотреть вопрос о передаче "библиотеки Шнеерсона" хасидам российскому Президенту Владимиру Путину передаст сам Президент США Джордж Буш во время предстоящего саммита в Братиславе. "Мы призываем вас вернуть эти религиозные тексты, архивные записи и манускрипты общине "ХаБаД". Этот шаг будет свидетельствовать о приверженности российского Правительства справедливости, правам человека и основным свободам", - говорится в письме Сената. Смысл данного заявления предельно понятен: вы отдаете собрание, а мы закрываем глаза на "отступления от демократии в России", в последнее время широко дискутируемые в западной прессе и политических кругах. Цена, предлагаемая за, на первый взгляд, ничего не значащие для большинства "религиозные тексты, архивные записи и манускрипты", оказывается немалая: отказ от давления на российскую власть и политика дружественного партнерства.

Однако, на самом деле для России потеря "собрания Шнеерсона" может означать начало тяжелых и необратимых процессов. Долгие годы факт принадлежности российскому государству уникальной коллекции представлял способ воздействия на еврейские организации, в одно и то же время будучи средством сдерживания и организации диалога по самым различным вопросам. Путин крайне заинтересован в том, чтобы российский ХаБаД не был бы только провинциальным отделением бруклинского, но имел собственные ценности и интересы, выраженные в т.ч. и в активном использовании соответствующих архивных и библиотечных фондов России. Обращение же американских сенаторов не упоминает как о таковой о проблеме дальнейшего пребывания библиотеки в России или за ее пределами. Судя по тому, что инициативу на сей раз берут на себя высшие официальные инстанции, Белый Дом и Сенат, предлагаемое возвращение собрания общине ХаБаД должно восприниматься, в качестве ультиматума, - как однозначная и бесповоротная уступка его США.

Обращает на себя внимание, что в проявляемой в очередной раз заботе по поводу судьбы "библиотеки Шнеерсона" в России американский Сенат выступает с удивительным единодушием. Под обращением к В.Путину подписались все 100 его членов, хотя до сих пор хасидское лобби испытывало устойчивое противодействие со стороны лагерей традиционного и реформаторского иудаизма. Скорее всего, данный факт должен свидетельствовать о начале реализации Соединенными Штатами плана спешного демонтажа и эвакуации с российской территории всего представляющего ценность для международного еврейства ввиду вероятной серьезной дестабилизации общественно-экономической ситуации в стране.
Андрей Славин, Санкт-Петербург, специально для Русской линии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04