Вчера, 17 февраля, они провели между собой официальную встречу, в ходе которой, как сообщается, обсуждались "проблемы христианских общин в городе Киеве". Прозвучали мысли о необходимости обеспечить "свободу вероисповедания в столице демократической Украины", а по существу предоставить протестантским организациям дополнительные возможности. При этом резкой критике был подвергнут киевский голова А.Омельченко (православный), из-за позиции которого, по словам Черновецкого, "столичная власть создает проблемы христианским общинам и не выполняет своих обещаний, данных христианам перед выборами".
По существу же, речь идет о переходе в новое качество противостояния между Черновецким и Омельченко, которое продолжается все последние годы. Черновецкий яростно критикует действующего градоначальника и на выборах 2006 г. планирует занять его кресло. 22 дела были инициированы им в судах разных инстанций против городской власти, однако все они пока что были проиграны. В свою очередь, киевский мэр неоднократно выступал против депутата и лидера ХЛПУ, в т.ч. и по факту совершенного им ДТП, в котором был насмерть сбит молодой человек, и второго похожего происшествия, в котором машина принадлежащего ему "Правэкс-банка", при невыясненных обстоятельствах задавила ребенка. При этом на критику он в ханжеском тоне отвечал: "Киевскому мэру присуща непримиримость к людям, что мне не свойственно совершенно. Я люблю всех людей. Для меня это образ жизни, потому что я посещаю церковь, я уже восемь раз прочел Библию, читаю ее ежедневно и молюсь за своих политических и других оппонентов, чего Омельченко понять не может".
Связи и депутатская неприкосновенность г-на Черновецкого способствовали закрытию дел, однако, в его истории ярким образом отразилась та общая странная смесь из идейности, личных амбиций, денежных интересов, лоббирования политических групп и инцидентов противоправного характера, которая характерна в целом для нынешнего киевского бомонда.
Известно, например, что на встрече в СБУ, кроме всего прочего, обсуждалось продвижение некоторых бизнес-инициатив Черновецкого, касающихся банковского сектора. Леонид Черновецкий возглавляет созданный им т.н. Киевский Банковский Союз, структуру, объединяющую банкиров, страховщиков и т.д. На волне "оранжевой революции" близкий к Ющенко КБС значительно расширил свое влияние. Традиционно он стоял в оппозиции к Нацбанку Украины, создавая видимость представления интересов "независимого бизнес-сообщества" и требовавшего от Нацбанка отказа от регулирования и проведения ряда либеральных реформ.
Ныне, с победой оппозиции, в деятельности коей Черновецкий принимал самое активное участие, ситуация резко меняется. Неизвестно, какие именно "советы" г-на Черновецкого востребует новоизбранный Президент Украины, но скорей всего дело будет касаться как раз финансовой сферы. Кроме того, личные связи депутата-банкира в Правительстве, Президентской администрации и СБУ, по-новому ставят вопрос о перспективах выборов киевского мэра 2006 г. Хотя Омельченко и поддержал Ющенко, сделал это он в самый последний момент, уже после первого тура выборов. Как серьезная политическая сила, он и его окружение не могут рассматриваться в качестве преданной "оранжевым" команды и, вполне вероятно, в 2006 г. будут заменяться более лояльными фигурами.
Весьма символично при этом, что именно в Службе безопасности Украины как наиболее закрытой организации с широкими силовыми полномочиями и практически неограниченными возможностями в области сбора компроментирующей информации, скрытого давления, сыска теперь обсуждаются вопросы выполнения киевским головой данных им обещаний, дальнейшей судьбы банковского сектора и обеспечения "равной свободы для всех вероисповеданий". Можно с уверенностью говорить о том, что ресурс спецслужб Украины и как таковой "оранжевой власти" окажется в полной мере задействован их нынешними руководителями в собственных целях, в числе которых, как у г-д Турчинова и Черновецкого, может оказаться предоставление преференций и услуг разного толка "братьям по духу", среди протестантских сект, закрепившихся и готовых приобрести новый масштаб на Украине.
Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии