7 февраля епископ Иларион принял нового генерального секретаря Экуменического совета церквей Венгрии пастора доктора З.Бона. В ходе ознакомительной беседы епископ Иларион рассказал З.Бону, недавно вступившему в должность, о жизни и деятельности Венгерской епархии Московского Патриархата.
В тот же день епископ Иларион принял участие в международном симпозиуме по каноническому праву на тему "Территориальный и персональный принципы в церковном устройстве", состоявшемся в Будапештском католическом университете. От Римско-Католической Церкви в симпозиуме приняли участие архиепископ Эстергомский и Будапештский кардинал Петер ЭрдЈ, глава прелатуры Святого Креста в Риме монсеньор Х.Э.Родригес, настоятель Свято-Михайловского монастыря в Калифорнии (США) аббат Ю.Й.Хайес, профессор Будапештского католического университета священник П.Закар, профессор Грегорианского университета в Риме Ю.Сугавара.
На симпозиуме епископ Иларион выступил на немецком языке с докладом на тему "Принцип канонической территории в православной традиции". Как отметил докладчик, термин "каноническая территория" возник недавно, однако стоящая за ним экклезиологическая модель восходит к апостольским временам. Сложившаяся уже в первые три века существования христианства модель церковного устройства была основана на принципе "один город - один епископ - одна церковь", предполагающем закрепление определенной церковной территории за конкретным епископом. В соответствии с указанным принципом "Апостольские правила" и другие канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками. Такой порядок строго соблюдался вплоть до первого великого раскола в истории мирового христианства, происшедшего в середине V века, когда часть христиан Востока не приняла деяний IV Вселенского собора. Этот раскол привел к возникновению в ряде областей Восточно-Римской империи, а также за ее пределами так называемых "параллельных иерархий"; некоторые из них существуют по сей день.
"Второй великий раскол - в XI веке - не сразу привел к возникновению параллельных иерархий, - продолжил докладчик. - После разрыва общения между Константинополем и Римом в 1054 году в течение некоторого времени сохранялся установившийся в первом тысячелетии порядок, согласно которому на Востоке каноническая территория была разделена между четырьмя Патриархатами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским), а на Западе главным центром церковной власти оставался Рим. Ситуация изменилась в эпоху Крестовых походов, когда полчища латинян вторглись на традиционно православные территории и основали там латинские патриархаты. Так, после взятия крестоносцами Антиохии в 1097 году оттуда был изгнан православный Патриарх, на место которого крестоносцы назначили патриарха-латинянина. Та же история повторилась в конце 1099 в Иерусалиме после его захвата крестоносцами: православный Патриарх был низложен, и его место занял папский легат, возведенный в патриаршее достоинство. Наконец, после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году, и там был основан латинский патриархат. Антиохийский и Константинопольский латинские патриархаты прекратили свое существование после изгнания крестоносцев с Востока в конце XIII века. Что же касается латинского патриархата Иерусалима, то он, хотя и прекратил свое существование в 1291 году, однако был реанимирован Католической Церковью в 1847 году и существует до настоящего времени".
Как сказал далее епископ Иларион, "серьезный удар по православно-католическим отношениям нанесли многочисленные унии, которые на протяжении нескольких веков создавала Римско-Католическая Церковь на исконно православных землях. Будучи грубым нарушением принципа канонической территории, униатство всегда крайне болезненно воспринималось и продолжает восприниматься православными".
Подробно остановившись на истории Поместных Православных Церквей, докладчик отметил, что среди них принцип канонической территории соблюдался почти неукоснительно вплоть до начала XX века. Однако "революционные события, имевшие место в 1910-х годах в ряде государств Европы, а также II мировая война и распад великих империй привели к крупным геополитическим изменениям, в результате которых структура мирового Православия претерпела существенные изменения. Результатом развития мирового Православия в XX веке стало возникновение параллельных православных юрисдикций в тех странах, где православные составляют меньшинство.
Несмотря на то, что во многих регионах мира ныне существуют параллельные православные юрисдикции, принцип канонической территории по-прежнему остается краеугольным камнем православной экклезиологии, подчеркнул епископ Иларион. Его соблюдение важно как для межправославных отношений, так и для взаимоотношений между православными и католиками. На межхристианском уровне принцип канонической территории предполагает некоторую степень межхристианской солидарности между христианами разных конфессий. В частности, в тех странах, где Православная Церковь является Церковью большинства, Католической Церкви при создании своих канонических структур необходимо по меньшей мере консультироваться с Православной Церковью данной территории и в своей миссионерской деятельности ограничиваться лишь своей традиционной паствой, не занимаясь прозелитизмом.
Отказ от соблюдения вышеуказанных принципов на православно-католическом уровне ведет к созданию напряженности в отношениях между Католической и Православной Церквами. Значительные трудности, в частности, возникли на территории СНГ в 1990-х годах в результате несоблюдения католической стороной тех предписаний, которые содержались в инструкции Папской комиссии "Pro Russia" от 1 июня 1992 года. Данная инструкция предписывает католическим епископам и апостольским администраторам "всячески способствовать добрым отношениям с местными иерархами Православной Церкви, сознавая переживаемые ею трудности, с тем чтобы создать атмосферу доверия и спокойного сотрудничества". Епископы и апостольские администраторы, согласно инструкции, "должны информировать правящих епископов Православной Церкви обо всех важных пастырских инициативах, в особенности об учреждении новых приходов", а также "уведомлять представителей Православной Церкви о любой инициативе социального порядка (в том числе в области воспитательной и благотворительной деятельности)".
Многие из этих предписаний, основанных на уважении к изложенным выше принципам православной экклезиологии, к сожалению, не были выполнены католическими структурами в России и странах СНГ, констатировал докладчик. Из-за это возникла напряженность между православными и католиками в этих странах. В настоящее время ведется доброжелательный диалог, целью которого является преодоление создавшегося напряжения. В ходе этого диалога Русская Православная Церковь неустанно призывает католиков России и других стран СНГ к следованию инструкциям, содержащимся в документе Папской комиссии "Pro Russia".
В заключение своего доклада епископ Иларион выразил надежду на то, что православно-католические отношения, претерпевшие серьезный кризис в конце XX века, значительно улучшатся благодаря совместной работе иерархов, клириков, богословов, монашествующих и мирян обеих Церквей. Одним из важных аспектов этой работы станет уяснение принципа канонической территории и совместная выработка правил его практического применения в разных странах Европы и мира.
ОВЦС