"Проживающие в Западной Европе православные все тяжелее воспринимают разделение Православной Церкви в наших странах на различные юрисдикции, в основном по этническим критериям. Среди них русские по происхождению страдают вдвойне: в основе их разделений - те черные десятилетия, когда Русская Церковь была под властью тоталитарного богоборческого режима. Мы осознаем, что такое положение глубоко противоречило самой сути Церкви. Для окружающего мира образ Русской Церкви оказался искажЈнным. Многие среди нас считают, что после того призыва, с которым к нам обратился Первоиерарх Русской Церкви, Его Святейшество Алексий II, настало время приложить максимум усилий, чтобы перейти к новому церковному устроению, более соответствующему основам нашей веры", - говорится в одном из основных документов "Движения".
Авторы бюллетеня отмечают, что переговоры между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью "вошли в рабочий режим", о чем свидетельствует состоявшаяся 17-19 ноября в Москве третья рабочая встреча учрежденных для диалога комиссий. Напротив, состояние взаимоотношений Русской Православной Церкви и Экзархата (Архиепископии) русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) в бюллетене с горечью оценивается как "застой".
В материалах бюллетеня с обеспокоенностью констатируются случаи запрета священникам Корсунской епархии Московского Патриархата участвовать в соборных службах, совершаемых в приходах Экзархата, несмотря на то, что евхаристическое общение с Московским Патриархатом было восстановлено еще в 1995 году при деятельном участии тогдашнего экзарха архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова; + 22 января 2003 года). Сообщается, что клирики Экзархата, положительно высказывающиеся о Патриаршем обращении, испытывают беспрецедентное давление. Их устраняют от служения в их приходе или даже подвергают запрещению в священнослужении, так что, по свидетельству редакции, многие клирики и миряне, оказывая Движению знаки дружбы и внимания, "не хотят или не могут выражать свои симпатии открыто - они опасаются давления и репрессий".
Серафим Ребиндер, председатель Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе, пишет, что православному верующему в Западной Европе трудно ответить на вопрос "кто мой епископ" - на территории где он проживает, часто по нескольку епископов. "Такую ситуацию можно считать, безусловно, ненормальной и даже возмутительной. Мы обязаны бороться за то, чтобы преодолеть этот общий грех. Первосвятитель Русской Церкви предложил воссоединить три ветви вышедшие из неЈ. Это инициатива объединительная, а не разделительная. Для того чтобы православные, относящиеся к трЈм юрисдикциям русской традиции, согласились бы объединиться нужно, чтобы они отнеслись друг к другу по братски, приняли бы себя и других, такими, как они есть, отказались бы от собственной 'монополии' на истину... И именно тогда мы сможем с чувством большей уверенности смиренно предложить другим юрисдикциям вступить на путь объединения, при сохранении у каждой из них своей самобытности и своего богатства. Тогда мы вместе очистимся от греха размежевания Церкви Христовой".
В бюллетене "Вместе" помещены и иные материалы, темой которых является осмысление сложной ситуации разделенного в юрисдикционном отношении православного присутствия в западноевропейских странах.
ОВЦС МП / Русская линия