"В ближайшие дни может начаться военная операция США и Великобритании в Ираке. Соединенные Штаты инициируют региональный вооруженный конфликт, который будет иметь очевидные негативные последствия для всего мира и, естественно, для России. В стремлении придать легитимность своим действиям и добиться нужного решения американское руководство оказывает жесткое давление на Совет Безопасности ООН, заявляет о своей готовности предпринять военную акцию в одностороннем порядке.
Мы исходим из того, что фундаментом нынешнего миропорядка был и остается поддерживаемый всеми государствами Устав ООН. В соответствии с его нормами никакая отдельная страна, а только Совет Безопасности Объединенных Наций является единственным субъектом, имеющим право определять наличие угрозы международному миру, решать вопрос о необходимости и характере предпринимаемых в связи с этим мировым сообществом совместных мер.
Современное международное право - это открытая для совершенствования юридическая система и общечеловеческий капитал, который ни в коем случае нельзя отбрасывать, а необходимо лишь рационально распоряжаться применительно к конкретным опасностям, грозящим человечеству. Мы констатируем, что на сегодня нет кризиса международного права, а есть недостаток доброй воли при реализации правовых норм и правовой нигилизм, который в последнее время все чаще практикуется администрацией США.
Официальный Вашингтон называет причиной войны нежелание авторитарного режима С. Хусейна, располагающего, по заявлениям государственных руководителей США, оружием массового поражения (ОМП), разоружиться. Но анализ данных, которыми располагает экспертное сообщество, позволяет сделать вполне определенный вывод: сегодня нет реальных правовых оснований для военной операции против Ирака, а подозрения относительно ОМП с помощью инспекций разрешаются эффективнее, чем вооруженным насилием. Однако складывается впечатление, что результаты деятельности инспекторов ООН интересуют американскую администрацию исключительно в качестве поиска повода к началу войны. Более того: машина войны запущена и уже, скорее всего, не будет остановлена. Начало военной операции определяется Вашингтоном не моментом получения доказательств нарушений Ираком международного права, признанных решениями мирового сообщества, а чисто военно-техническими соображениями.
Созданный С. Хуссейном в Ираке политический режим, безусловно, не отвечает даже самым заниженным критериям демократии, а политика иракского руководства неоднократно ставила под угрозу безопасность и суверенитет ближневосточных государств. Это обстоятельство, однако, не может служить оправданием для таких действий против Ирака, которые взламывают наработанную десятилетиями систему норм и принципов межгосударственных отношений, отбрасывают мир к варварству с его приверженностью к силовому решению возникающих проблем.
Война в Ираке, затеваемая администрацией Дж. Буша-младшего вопреки позиции большинства членов мирового сообщества и даже ряда традиционных союзников США по НАТО, - это манифестация Америкой своей мессианской роли, демонстрация нового мирового порядка в действии. Очевидны и экономические мотивы: в формируемом "американоцентричном мире" США намерены единолично выполнять функции монопольного распорядителя и регулятора цен на основные мировые энергоресурсы. Не исключено, что за военной авантюрой в Ираке могут последовать акции против других ближневосточных нефтедобывающих стран, действия по ликвидации Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Свои силовые действия Вашингтон оправдывает угрозой международной терроризма. На самом же деле под флагом борьбы с террористической угрозой фактически развернуто наступление на всю систему международных отношений и выстраданные человечеством основополагающие гуманистические ценности. Мировому сообществу предлагается не только смириться с тотальным и глобальным американским диктатом, но и существенно ограничить фундаментальные гражданские свободы. Результатом односторонних действий США против Ирака станет разрушение принципа уважения национального суверенитета как фундаментального института международных отношений, а международное право превратится в квазиюридическое средство оправдания вмешательства наиболее сильных держав и их альянсов во внутренние дела неугодных им государств и народов.
Возникает целый ряд вопросов: а там ли и так ли ведется поиск истоков и причин терроризма? Правильно ли и на основе каких критериев определяются направления и масштабы "ответных действий"? Всегда ли соизмерима предполагаемая угроза с теми жертвами, на которые должно пойти человечество ради ее "нейтрализации"? Нет ли здесь подмены причин их следствиями и наоборот? Отдаем ли мы себе отчет в том, что нынешняя американская политика в конечном итоге открывает дорогу авторитаризму в планетарном масштабе и знаменует наступление "новейшего средневековья"?
Очевидно, что война в Ираке приведет к глобальным и необратимым негативным последствиям. Наиболее опасным из них станет обострение противостояния между христианским и исламским миром, его переход из латентной в открытую форму. Это чревато перманентной чередой региональных конфликтов, перспективой развязывания новых войн с применением ОМП и снижением ядерного порога, что может поставить мир на грань третьей мировой войны. Разгорающийся конфликт будет способствовать выходу на авансцену мировой политики милитаризованных авторитарных режимов, дестабилизации всей системы международных отношений.
Резкий всплеск террористической активности на территории самих США, а также их активных или пассивных союзников - наиболее ожидаемая ответная реакция мусульманского мира на американскую военную экспансию. Это не только не повысит, но существенно снизит безопасность людей в указанных странах, приведет к самоизоляции государств - объектов террористической активности, закрытию границ и свертыванию глобальных интеграционных процессов. Гуманистические ценности ненасильственного мира будут вытеснены мобилизационной идеологией перманентного противостояния террористической угрозе. В атмосфере страха и общественного психоза неизбежным представляется возрастание политической роли спецслужб с угрозой ревизии ими принципа habeas corpus (неприкосновенности личности) и выхода из-под гражданского контроля. Это может привести к концептуальному кризису демократических обществ, принесению личных свобод граждан в жертву соображениям безопасности в их тоталитарном и авторитарном понимании. Таким образом, "антитеррористическая операция" нынешней администрации США ведет к результатам, прямо противоположным официально декларируемым.
Эту опасность все отчетливее осознают массы людей в большинстве стран, в том числе в самих США и их ближайших союзников. В нынешней кризисной ситуации принципиально важно, чтобы позиции государств основывались только на фактах и нормах международного права, ни при каких обстоятельствах не превращались в предмет торга. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН и государство, позиция которого существенно влияет на решение иракской проблемы и деятельность антитеррористической коалиции, не может позволить себе подменять жизненно важные национальные интересы соображениями сиюминутной внешнеполитической конъюнктуры. Однако в течение длительного времени политика России по иракскому вопросу оставалась недостаточно артикулированной, что дало основание многим экспертам и мировым СМИ трактовать ее как молчаливое согласие на американскую агрессию.
Последние действия и заявления высшего государственного руководства России по консолидации со странами, выступающими против военного решения иракской проблемы, вселяют надежду на глобальное укрепление сил антивоенной оппозиции. Однако усиление антивоенной направленности российской политики вызвало беспрецедентное психологическое давление со стороны влиятельных сил внутри страны и из-за рубежа с элементами дипломатических угроз и экономического шантажа.
Мы заявляем, что "однополюсный мир", к построению которого на правах младшего партнера единственной сверхдержавы подталкивается государственное руководство России, будет особенно болезненным для нашей страны. Разрушением системы международного права, ослаблением ООН, усилением глобальной террористической угрозы и монополизацией контроля США над мировым производством нефти будет нанесен непоправимый удар по национальным интересам России. Вполне предсказуемы и внутриполитические последствия. Большинство российского народа выступает против американской гегемонии и военной операции в Ираке. В случае содействия действиям Вашингтона, проявления нерешительности в отстаивании справедливой позиции защиты норм международного права, российская федеральная власть подорвет свой авторитет в собственном обществе и на мировой арене. Все это может обернуться для России неблагоприятными внешнеполитическими последствиями и дестабилизацией социально-политической обстановки. Разочарование общества во внешней политике и эскалация христианско-исламского противостояния в стране, значительную часть населения которой составляют мусульмане, усилит опасные центробежные тенденции.
Это дает нам основание заявить, что молчаливое согласие с действиями американской администрации, равно как и попытки размена российских уступок на экономические блага после оккупации Ирака не отвечают нашим национальным интересам.
Мы отдаем себе отчет в том, что Россия сегодня ослаблена в военном и экономическом отношении, располагает ограниченными возможностями влияния на мировые процессы и должна избегать осложнения отношений с США как единственной мировой сверхдержавой. Но нам также очевидно, что готовящаяся авантюра нынешнего военно-политического руководства США нанесет ущерб не только режиму С. Хусейна, но, прежде всего, мирному населению Ирака, а также интересам самого американского народа и многих других народов мира. Мы исходим из того, что партнерство России с Соединенными Штатами должно носить ответственный и принципиальный характер. И именно Россия как ответственный партнер США в международных делах, не только может, но и обязана удержать американскую администрацию от рокового шага. Более того, только такая позиция, а не безоговорочная поддержка военной авантюры, даст шанс сохранить российско-американское партнерство, которое должно служить реальному укреплению глобального мира и международной безопасности.
Мы считаем, что доминирование силовой логики в решении международных проблем - это показатель опаснейшей деформации ценностного восприятия современного мира политическими лидерами, предающими забвению опыт поколений, переживших кровопролитные войны ХХ века. Это знак беды и нарастающей угрозы существованию человечества. Увеличивающийся отрыв позиций руководителей ряда влиятельных государств от принципов международной этики, общественного мнения и жизненно важных интересов своих народов могут привести мир к глобальной катастрофе. Российские экологи обращают внимание также на то, что даже простое повторение масштабов операции "Буря в пустыне" в условиях возрастающей расшатанности глобальной экосистемы, может иметь кумулятивный эффект, который приведет к еще более мощным экологическим бедствиям, нежели те, которые пережил мир в 2002 году. В этой связи предотвращение разрушительного воздействия на окружающую среду, с которым неизбежно будет сопряжена военная акция против Ирака, является прямой обязанностью всего ответственного мирового сообщества.
Проблемы нынешнего миропорядка, по нашему глубокому убеждению, кроются в переизбытке насилия при дефиците доброй воли и нравственности в международных делах. У России имеется исторический шанс занять нравственную позицию в Иракском кризисе, встать на защиту международного права и гуманистических ценностей. Нам следует продолжать с еще большей решительностью поддерживать позицию ответственных европейских лидеров, с которыми мы традиционно ведем успешный партнерский диалог, связаны объединяющей нас территорией и историей.
Мы надеемся на то, что российская власть сможет в этот критический момент осознать свою историческую миссию, сделать выбор в пользу стратегических интересов и ценностей российского общества и государства, всеми доступными ей средствами предотвратить наступление "новейшего средневековья".
Заявление подписали:
С. Белковский - генеральный директор Совета по национальной стратегии
А. Владимиров - вице-президент Коллеги военных экспертов РФ, генерал-майор в отставке
В. Гусейнов - генеральный директор Института стратегических и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики"
И. Дискин - сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог, доктор экономических наук
А. Долголаптев - президент Лиги содействия оборонным предприятиям, доктор технических наук
П. Золотарев - президент Межрегионального общественного Фонда поддержки военной реформы; генерал-майор в отставке
С. Кортунов - координатор комитета внешнеполитического планирования
Э. Кочетов - зам. главного редактора журнала "Безопасность Евразии"
Ф. Ладыгин - член правления института энергодиалога Восток-Запад, генерал-полковник в отставке
В. Милитарев - президент Фонда "Институт Развития"
К. Никифоров - старший научный сотрудник института славяноведения и балканистики
С. Ознобищев - директор Института стратегических оценок
И. Пономарев - вице-президент компании "IBS", руководитель ИТЦ КПРФ
В. Рубанов - вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, действительный госсоветник РФ 1 класса
Н. Савкин - заведующий отделом Института стратегических оценок и анализа, журнал "Вестник аналитики"
Е. Сафронов - ответственный секретарь Национального Комитета экологической безопасности
Г. Сергеев - главный редактор журнала "Безопасность Евразии"
В. Федоров - директор Центра политической конъюнктуры
В. Хомяков - сопредседатель Совета по национальной стратегии, директор Агентства прикладной и региональной политики
Region.Ru