Конечно, сразу возникает вопрос, кому больше выгоден подобный союз, кто от него больше выиграет? С одной стороны, германская экономика, по сути, хребет всей экономики Европы. Естественно, Франции выгодно объединиться с таким мощным партнером. А с другой, объединение позволит Германии стать постоянным членом Совбеза ООН, а значит, значительно повысить свое влияние в международных делах. Так что выгода вроде бы очевидна для обеих сторон. Но вовсе не факт, что политическая элита обеих стран сломя голову бросится объединяться, - все-таки для этого придется пожертвовать частью своих полномочий.
Впрочем, к объединению приглашаются и другие страны. Но попозже - после 1 мая 2004 года, когда к Евросоюзу присоединится еще десять стран-кандидатов. А пока, очередь за "старыми" членами организации.
Трудно сказать, появится ли на свет франко-германское союзное государство. И если появится, то как оно будет сочетаться с идеей единой Европы. По сути, Верхойген и Лами предлагают свои государства в качестве локомотивов (а значит, и безусловных лидеров) европейской интеграции. Но вот вопрос - понравится ли это другим странам, чье мнение также имеет большое значение для единой Европы? Как, интересно, отреагируют в Лондоне или Риме на высказывание о том, что без франко-германского союза процессу европейской интеграции грозит "выхолащивание"? Надо думать, без особого энтузиазма...
Но, в общем-то, предложение Верхойгена-Лами имеет давние исторические корни. По крайней мере, еще в 20-е годы прошлого столетия высказывались идеи создания не только "Соединенных Штатов Европы", но и союзного франко-германского государства. Правда, тогда и цели были гораздо более понятны - совместное противостояние британскому гегемонизму и "угрозе с Востока". Сейчас подобные предложения подаются под соусом "более быстрого продвижения к европейскому единству". Но исторические перспективы единой Европы пока достаточно туманны. Несмотря на очевидные успехи интеграции существует множество проблем - политических, экономических, социальных. И пока неизвестно, прошла ли Европа "точку возврата" и стал ли процесс объединения неотвратимым. Ведь кто сейчас может сказать, что будет с Евросоюзом хотя бы через десять лет?
Правда.Ru