Заявления президента Хатами в Реште представляют собой наиболее важную реакцию Ирана на подписание двустороннего соглашения на прошлой неделе между Азербайджаном и Россией. В этом соглашении названные страны определили порядок использования ресурсов Каспийского моря.
В маe этого года, в преддверии визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Иран, президент Хатами настойчиво заявлял о возражениях Ирана против любых односторонних и трехсторонних шагов прикаспийских государств в области решения проблем, связанных с определением правового статуса Каспийского моря.
К настоящему времени, несмотря на возражения со стороны Ирана и Туркменистана, между тремя из пяти прикаспийских государств, Казахстаном, Россией и Азербайджаном, достигнуто принципиальное согласие о разделе энергетических ресурсов Каспия. В этой связи складывается впечатление, что протесты Ирана не принимаются во внимание.
Иран всегда делал упор на необходимости учитывать договоры 1921 и 1940 годов. Он считает эти договоры единственной правовой основой для определения статуса Каспия. Иран продолжает настаивать на равном разделе ресурсов Каспийского моря. В таком случае доля каждого из пяти прикаспийских государств составит 20%.
Однако Азербайджан, Казахстан и Россия остановились на варианте раздела моря исходя из протяженности береговой линии каждой из сторон. При таких условиях доля Ирана не превысит 13%.
После подписания двустороннего соглашения между Баку и Москвой президент Туркменистана Ниязов, позиции которого по данной проблеме до последнего времени не были четко определены, во время встречи с министром энергетики России заговорил о том, что четыре прикаспийских государства могут без участия Ирана прийти к согласию о подписании договора о разделе Каспийского моря и его богатейших запасов энергоносителей.
В Иране ведутся широкие дискуссии по поводу раздела Каспийского моря. После предпринятых другими прикаспийскими государствами шагов эти дискуссии стали носит еще более напряженный характер.
Би-Би-Си - Иран.Ru