ЕщЈ в ноябре 2001 года Историко-правовая комиссия Русской Православной Церкви заявила о негативных тенденциях в законодательстве Российской Федерации в связи с принятием Налогового кодекса РФ и необходимости принятия срочных мер по урегулированию ситуации. В марте 2002 года ОВЦС представил текст поправок в Налоговый кодекс РФ, который, по мнению специалистов Московской Патриархии, не в полной мере охватывал налоговые отношения с участием религиозных организаций.
По этой причине, другой вариант поправок был совместно разработан Церковно-научным центром "Православная энциклопедия" и Историко-правовой комиссией РПЦ, где проект ОВЦС был существенно скорректирован и дополнен в части взимания налога на прибыль и налога с продаж. В последствии некоторые принципиальные положения этого проекта нашли отражение в окончательном варианте проекта ОВЦС. В частности, было предложено не учитывать некоторые виды поступлений религиозных организаций при определении налоговой базы. К ним было предложено отнести, во-первых, имущество (включая денежные средства) и имущественные права поступившие без какого-либо целевого назначения в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения и, во-вторых, полученные с указанием целевого назначения - на осуществление их уставной деятельности. Этим, фактически, было восстановлено положение, существовавшее до вступления в силу Налогового кодекса РФ, по Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Особого внимания заслуживает поправка ОВЦС, согласно которой физические лица - налогоплательщики вправе получать налоговые вычеты на сумму пожертвований, перечисляемых религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
Вместе с тем, в законопроекте, который ОВЦС внес в парламент, отсутствуют предложения ЦНЦ "Православная энциклопедия" и Историко-правовой комиссии РПЦ, направленные на создание экономической основы для социальной, благотворительной и другой общественно-полезной деятельности. Так, средства от реализации товаров, работ и услуг нерелигиозного назначения, полученные для их последующего направления на социальные, благотворительные и другие общеполезные цели по-прежнему подлежат налогообложению. На эти цели в частности могли бы направляться, например, поступления от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также иных товаров хозяйственно-бытового назначения. Серьезным подспорьем в общественно-полезной деятельности могли бы оказаться и внереализационные доходы, к которым относятся поступления от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в других предприятиях, доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам и т.п. Также не были учтены и предложения об установлении для религиозных организаций упрощенной формы налоговой декларации по истечении налогового периода в случае, если у них не возникает обязательств по уплате налога.
В ряде регионов России налоговые органы предъявляют к религиозным организациям требования о необходимости уплаты налога с продаж. Неверное понимание их экономической природы позволяет трактовать распространение товаров и услуг как обычную реализацию. По этой причине, ЦНЦ "Православная энциклопедия" и Историко-правовая комиссия РПЦ предложили внести в Налоговый кодекс поправку об освобождении указанной деятельности религиозных организаций от уплаты этого налога, что также не нашло отражение в окончательном тексте законопроекта.
Вызывает сожаление, что соответствующим государственным ведомствам оказалась недостаточно понятной причинно-следственная связь между условиями налогообложения и активностью общественно-полезной деятельности религиозных организаций. На фоне общего ужесточения фискальной дисциплины и либерализации экономики это может привести к существенному осложнению социального служения не только Русской Православной Церкви, но и других традиционных конфессий.
Пресс-служба Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви