В февральских переговорах участвовали: со стороны Русской Православной Церкви - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и протоиерей Николай Балашов, и.о. секретаря ОВЦС МП по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви. Со стороны Константинопольского Патриархата - митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) и митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольской Православной Церкви.
Участники переговоров призвали иерархов двух православных юрисдикций в Эстонии заключить соглашение о прекращении имущественных споров, согласно которому каждая из церковных структур получит права собственности на церковное имущество, фактически используемое ею в настоящее время. Делегации одобрили текст такого соглашения и согласились представить его на усмотрение Священных Синодов Московского и Константинопольского Патриархатов.
И вот теперь, после того как Московский Патриархат утвердил февральские соглашения, Священный Синод Константинопольского Патриархата воздержался от их утверждения.
Константинопольский Синод принял уклончивое определение, в котором сказано, что они не могут вмешиваться в дела Церкви-сестры - Эстонской Церкви Константинопольского Патриархата. Как именно Эстонская Церковь, которая всегда воспринималась Константинополем как всего лишь экзархат (церковное представительство), вдруг стала Церковью-сестрой, то есть юрисдикцией, равной Поместной Церкви по иерархическому достоинству, Священный Синод Константинопольского Патриархата не проясняет.
Митрополит Филадельфийский Мелитон, главный константинопольский письмоводитель, 20 марта направил это постановление Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. Для сведения.
Своим решением Священный Синод Константинопольского Патриархата отказался от всех принятых им на себя обязательств по урегулированию эстонского кризиса. Оказались фактически перечеркнутыми все ранее достигнутые договоренности, а Московский и Константинопольский Патриархаты снова стоят на грани разрыва церковного (евхаристического) общения.
Такой разрыв отношений уже приключился однажды, по тому же самому эстонскому вопросу. 23 февраля 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Божественной Литургии в Москве не помянул Патриарха Константинопольского Варфоломея, а тот, в свою очередь, узнав об этом, отказался от поминовения Патриарха Московского. Такой разрыв продолжался тогда до 16 мая того же года и был преодолен в результате долгих и сложных переговоров.
Нынешнее положение в отношениях Москвы и Константинополя осложняется еще и тем, что к эстонскому вопросу прибавился еще украинский. Дело в том, что разнообразные украинские раскольники мечтают добиться признания со стороны Константинопольского Патриархата, что будет означать их церковную легализацию. Не чужд таких мечтаний глава украинских раскольников лжепатриарх "Киевский и всея Руси-Украины" Филарет Денисенко, в 1997 году отлученный от Православной Церкви. Самое удивительное в том, что при кажущейся определенности церковно-канонической физиономии киевских раскольников Константинопольский Патриархат не только не отмежевался от самой идеи переговоров с Филаретом о признании его самозваной юрисдикции, но и постоянно делает двусмысленные заявления на этот счет, позволяющие предполагать, что у Константинополя в этом вопросе есть свой прагматический интерес - усиление церковного влияния в Европе и в украинской диаспоре по всему миру. Для Константинопольского Патриархата, исторически именуемого Вселенским и имеющего первенство чести в межправославном церковном общении, это было бы существенно, поскольку его паства в Турции насчитывает около двух тысяч человек, а с приходами, рассеянными в других странах, у Константинополя либо непростые отношения, либо просто мало связи.
Филипп Тараторкин, Дмитрий Сафонов
Страна.Ru