Большинство из номинальных христиан, православных только по факту крещения, в церковь все же время от времени заглядывают. Два раза в году: набрать святой воды на Крещение, освятить яйца и куличи на Пасху. Не все, но многие заходят и чаще: подать записки, окрестить младенца, отпеть родственника, поставить свечи. На богослужения не остаются и вообще норовят побыстрее "исполнить свой долг" и уйти. Таких в Церкви называют "захожанами" - в отличие от прихожан, которые посещают богослужения и приступают к Таинствам.
Именно "захожане" должны стать первым "объектом" миссионерской проповеди. Раз они все-таки приходят в храм, значит, искра света Божия теплится внутри, требуя от человека хоть каких-то действий. Эти люди пытаются откликнуться на зов Господень, не очень понимая, как это сделать. И поэтому хватаются, как утопающий за соломинку, за внешние атрибуты церковной жизни, хорошо видимые извне.
Поводом для "захода" в церковь чаще всего служат какие-то жизненные горести или проблемы, в которых человек хотел бы получить помощь. То есть Церковь воспринимается невоцерковленными людьми примерно так же, как поликлиника. Пришел, совершил некоторые действия (сдал анализы, поставил свечи), заплатил - и твои проблемы должны быть решены.
Человек обычно просит у Господа того, чего не сумел добиться/получить земными средствами. Просит чуда, вмешательства духовного мира в мир материальный. При этом сам "окунаться" в духовную жизнь не намерен, а церковные Таинства и обычаи воспринимает в качестве магических действий, которые должны гарантировать ожидаемый результат. Получается такая сложная потребительская смесь материалистического мировоззрения с оккультным. Скажем, для того, чтобы сохранить семью, считается достаточным поставить 12 свечей к Иверской иконе Богоматери и дождаться, пока все они прогорят. Откуда берется такой "рецепт"? Можно думать, что исходит от экстрасенса, к которому женщина обратилась перед тем, как идти в церковь.
"Захожане", в большинстве своем, избегают общения со священниками. Батюшек побаиваются, подойти и задать вопрос им трудно, когда советуешь все же обратиться к дежурному священнику, отговариваются стеснением. Священническую благодать, которую ощущают прихожане, они не воспринимают, поэтому особого доверия к саященнослужителям, особенно молодым, не испытывают.
Проповедь священника, как правило, "проходит мимо" захожанина, попавшего на Божественную литургию, он ее "не вмещает". И потому, что не знаком с евангельскими сюжетами, на которых строится проповедь. И потому, что системы ценностей светского и православного человека различаются часто до полной противоположности. И потому, что ему чужд сам язык проповеди. Хотя батюшки и говорят на русском языке, но множество слов в устах православных имеют не то значение, к которому привык мирской человек (яркий пример - "прелесть"). И потому, что священническая харизма на них не действует.
Немалая доля захожан настроена по отношению к священникам даже несколько недоверчиво. Тут, конечно, велика роль светских СМИ, и особенно Интернета, где и о священниках, и о Церкви нередко отзываются не слишком уважительно. Но "работает" и собственная позиция захожан, считающих, что у них "бог в душе" и что "посредники им не нужны".
Захожанам часто свойственна уверенность в том, что они все в Церкви знают и понимают, и ни в каких объяснениях не нуждаются - даже когда их поведение в храме свидетельствует о полном отсутствии знакомства с православием.
Вопросы если и задаются, то чисто прикладного характера, например: "Какой Богородице поставить свечку, чтобы ребенок не болел?" В ответ ожидают, чтобы показали конкретную икону. Разъяснение того, что Матерь Господа Иисуса Христа вообще-то одна, это икон Ее много, может быть проигнорировано.
Не факт, что захожанин, даже задавший вопрос, будет выслушивать сколько-нибудь развернутый ответ. Как правило, на его третьей фразе человек уже "отключается". Это нужно учитывать консультантам, чтобы суметь вложить хотя бы минимальный смысл в первые две фразы.
Страшноватый получился обобщенный портрет? Конечно, не все захожане таковы, но их очень и очень много. Именно этих людей нужно признать наиболее готовыми к восприятию христианства - уже потому, что они сами пришли в храм.
Как разговаривать с такими номинальными православными?
Прежде всего нужно твердо усвоить, что главнейшее условие проведения катехизации - искреннее и глубокое желание консультанта помочь таким людям узнать Господа. Не осудить за незнание элементарных вещей, не запугивать вечными муками, не возмутиться их самоуверенностью, а вести разговор благожелательно и спокойно. Как с любимым ребенком, который, по малолетству, еще не знает, как устроен мир. Если такого внутреннего состояния у катехизатора нет, лучше не начинать беседу, ничего хорошего не получится - проверено! А дарует нам такое состояние Сам Господь, Его помощи на разговоры с захожанами и надо испрашивать.
Восприятие окружающей действительности у захожан чисто светское, они читают газеты, смотрят телевизор, проникаются мирской системой ценностей и выстраивают по ней свою жизнь. Православные представления о том, что земная жизнь дается человеку для подготовки к жизни вечной, для них абсолютно чужды. Мы знаем: для того, чтобы изменилось миропонимание человека, нужны годы, и это происходит только с помощью Божией. Поэтому в разговорах приходится использовать привычную захожанам систему понятий. Скажем, учитывая их потребительское отношение к вере, говорить о том, какую пользу она может принести в повседневной жизни.
То же касается языка, на котором ведется беседа. Вместе с освоением православного миропонимания церковные люди, часто незаметно для себя самих, переходят на язык общения, отличающийся от общепринятого светского языка. Слова используются те же самые, а смысл, за ними стоящий, совсем иной. Не возьмусь описывать отличия, это предмет специального исследования, но почувствовать их может каждый, внимательно вслушавшись в храме в разговоры прихожан. Миссионер на время разговора с захожанином должен уметь отказаться от привычного ему "церковного языка" и перейти на язык своего визави.
Собеседник катехизатора обычно акцентирует внимание на внешних сторонах церковной жизни. Типичные вопросы: "Какой иконе свечку поставить, чтобы ...", "По каким дням можно есть рыбу?", "А если святую воду из нескольких храмов смешать, она сильнее будет?" Поддерживать диалог на таком уровне не стоит, нужно как можно быстрее переводить его в плоскость духовной жизни. Говорить о том, что если благочестивые действия не сопровождаются внутренней работой по исправлению себя самого, покаянием, участием в Таинствах, то смысла в них мало.
Представления "захожан" часто рационалистичны, личного общения с Богом они не знают, в реальность духовного мира не верят. Важно показать им, что он действительно существует. Для этого можно использовать примеры из их собственного опыта, касающиеся общения с разнообразными оккультистами (такой опыт, хоть и опосредованный, есть почти у всех), а также их воспоминания о "случайных совпадениях".
Часто для того, чтобы человек начал воспринимать непривычные для него представления, нужно обострить диалог, "зацепить" собеседника. Лучше всего для этого подходят разговоры о неизбежности и смысле смерти. В современном обществе тема смерти табуирована, поэтому спокойное и даже конструктивное отношение к ней православного человека вызывает удивление захожан и пробуждает их внимание.
Названные правила построения беседы катехизатора с "захожанином" помогает сделать ее осмысленной. Но только 10% людей воспринимают информацию "на слух" - их называют "аудиалами". Остальные 90% - "визуалы", они познают мир зрительно, через то, что видят вокруг себя и читают. Прочитанный текст человек поймет и запомнит гораздо лучше, чем прослушанную лекцию. Горе только в том, что современный человек читает мало, а уж к вероучительной литературе и вовсе не обращается. Все богатство святоотеческих творений, широко ныне издаваемых, проходит мимо захожанина.
И тут на помощь церковному катехизатору приходят миссионерские листки. Очень сжато, на двух страницах текста (необременительно для прочтения) доступным языком, близким мирскому человеку, освещаются типичные вопросы, поднимаемые теми, кто приближается к Церкви. Листки размножаются и всегда находятся в храме в свободном доступе. Если визитер задал вопрос, то после краткого ответа ему рекомендуется прочитать соответствующий листок. Любой зашедший в храм может выбрать то, что ему интересно, взять с собой и прочитать дома, в привычной обстановке, без напряжения, которое часто свойственно "захожанам" в церкви.
В нашем храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте составлено около 50-ти таких листков. Писать их пришлось самостоятельно (используя, конечно же, и святоотеческие писания, и современные публикации). В Интернете можно найти множество миссионерских листков высокого уровня, написанных священнослужителями, но их уровень часто превышает возможности восприятия "захожан". Редактировал тексты, и тщательно "вылавливал" богословские неточности, протоиерей Константин Головатский. Приведем несколько названий (все листки можно посмотреть на сайте храма http://www.moyhram.org/articles/52/):
- Как подготовиться к исповеди и Причастию, - Чем мы можем помочь нашим усопшим близким, - Почему православные не боятся смерти, - Великий пост - духовное путешествие к Пасхе, - Почему православие - истинная религия, - Что происходит с человеком в Церкви, - К Кому нам идти в скорбях и болезнях, - Церковь извне и изнутри, - Входящему в храм, - Как православие относится к сглазу и порче, - Тому, у кого "бог в душе", - "Инструкция" по употреблению святой воды.
Название последнего листка иногда вызывает неприятие церковных людей, кажется им циничным. Хотя говорится в нем не о том, что воду пьют натощак, а о необходимости реального участия в церковной жизни. А мирских людей название привлекает, слово "инструкция" входит в круг привычных для них понятий, они научены обществом потребления тому, что все следует делать по неким рецептам. В очереди за святой водой люди просят дать им несколько экземпляров "Инструкции", чтобы раздать близким. Это пример расхождения "церковного" и "миссионерского" языков. И именно эти языковые различия вызывают порой настороженное отношение к миссионерству, существующее в Церкви.
Есть и другие причины того, что миссионерство в Церкви широкого развития пока не получило (это видно, например, по крайне низкой посещаемости миссионерских разделов на православных сайтах). Существует вполне обоснованное мнение, что только Сам Господь может привести человека к Себе, человеческими усилиями это невозможно, поэтому и ничего делать не нужно. Но ведь "захожанин" - именно тот человек, которого Господь призывает к Себе, не зря же он в храм заглянул. Увы, срабатывает инерция мышления, иногда не только у мирян, но и у священников.
Кроме того, в миссионерской деятельности кроется серьезная духовная опасность для самого миссионера. Он должен вмещать в себя два миропонимания - православное и мирское, да так, чтобы они находились в равновесии, чтобы одно не вытесняло другое. Глубокий уход в православное мировоззрение приводит к тому, что миссионера перестают воспринимать люди светские. Откат на мирские позиции лишает человека Божией помощи. У нас сейчас перед глазами есть такой пример - безусловно, самый яркий еще недавно православный миссионер протодиакон Андрей Кураев. Некогда его блестящие книги и лекции помогли тысячам людей придти к вере. А стоило отцу Андрею начать озвучивать светский взгляд на церковные проблемы, как он перестал быть миссионером, и сейчас скорее способен оттолкнуть людей от Церкви.
Организация миссии в храмах сейчас особенно актуальна. Россию ожидают тяжелые времена, которые приведут к всплеску интереса к Церкви. Так бывает всегда: когда человеку плохо, он вспоминает о Боге. Может быть, Господь и дает России очередные испытания для того, чтобы мы не забывали о ее исторической роли хранителя православия в мире сем.
Галина Руссо, катехизатор храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
http://mitropolia.spb.ru/docs/realii-vnutritserkovnoy-missii