Невзоров бросает вызов Богу

Какая идеологическая алхимия стоит за проектом «Невзоров 2.0»?

0
1031
Время на чтение 6 минут
 Невзоров бросает вызов Богу

Давненько, а точнее со времен Октябрьской революции, не наблюдали мы столь оголтелой антицерковной пропаганды, которую развернул в наши дни этот достойный наследник большевизма. Выступая с уроками атеизма, он привлекает этим внимание публики как чем-то диковинным в нашем медиа-пространстве. Либералы хихикают над его остротами, почвенники предпочитают не замечать - чтобы не лить воду на мельницу популярности «крамольника». Но хулиганства «Глебыча» - это тот случай, когда следует все же давать сдачи.

Интересно из чьей политической пробирки вылез на свет Божий этот гомункул? Сам Невзоров говорит на лекциях, что получил «повестку» на информационную войну. Называет себя пиратом, наемником и «продажной тварью», эксплуатирует в своем образе «всяческий демонизм», вальяжно пародируя Воланда.

Невзоров «прибрал к рукам» амплуа главного вольнодумца, ему захотелось поиграть в Вольтера и Льва Толстого. И надо сказать у него это получается неплохо, даже по-своему талантливо. Либеральный фланг русской мысли последние годы был крайне ослаблен. Ни одной яркой самобытной фигуры, способной поднять знамя Чаадаева-Герцена. Все нынешние западники глубоко вторичны. И любой представитель «либерального дискурса» с треском проигрывает все телевизионные поединки, если на ринг выходят Кургинян, Дугин или Проханов. Причем за каждым из этих мыслителей есть - «ячейки единомышленников»: «Суть времени» у Кургиняна, «евразийцы» у Дугина, «Изборский клуб» у Проханова. И это не простое «бла-бла», а фабрики идей, которые востребованы политической практикой.

Россия осознает себя евразийской державой и при этом ценит советское наследие, пытаясь все это творчески синтезировать в государственном строительстве. Наши почвенники работают на созидание.

Но кому-то такая перспектива - постепенного развития и усиления России явно не по нутру. И вот в наше смысловое пространство врывается атеист Невзоров и начинает свою нигилистическую «проповедь». Цитирую по памяти его хлесткие афоризмы:

«Клерикализация России - путь в новое варварство».

«Атеизм - интеллектуальный серфинг. Но для этого нужны высокие волны мракобесия. А Владимир Путин работает Посейдоном».

«Акция «Бессмертный полк» - это коллективный спиритический сеанс по вызыванию духа Сталина».

«Храмы - торговые точки по оказанию магических услуг».

«Для игр в Бога есть специально отведенные места. Только платите налоги со своего церковного бизнеса».

«Православие сумело стать скрепой общества, где рабство всегда было нормой».

«Жало российской военщины сломалось об украинскую галушку».

Осмеянию и глумлению Невзоров подвергает все - христианскую догматику и предание, жития святых и иконы. Ненавистны ему русская государственность и история Отечества. Он ниспровергает патриотизм и благородные порывы души.

И подобные лекции, на которых Невзоров демонстрирует «искусство оскорблять», пользуются успехом у публики. Залы на его выступлениях полные, на радио «Эхо Москвы» крамольнику предоставлен эфир. Группы поддержки в соцсетях постят афоризмы своего кумира.

Деятельность Невзорова - это тревожный симптом. «Пират и наемник» накачивает нашу духовную сферу вредоносными вирусами цинизма, бациллами нигилизма. Заражение уже состоялось. И от этой «пневмонии» обществу еще придется искать лекарство. Игнорировать «казус Невзорова» невозможно.

Невзоров на одной из лекций утверждал, что есть запрет священникам РПЦ участвовать в телеэфирах, куда приглашен «ужасный Глебыч». Это понятно. «Пират и наемник» использует все регистры полемики - агрессивные выпады, провокации, унижение оппонента. Священник так не может себя вести. Его арсенал - любовь, дружелюбие, кротость. Телепрограммы требуют зрелищности и скандальности. И как кривое зеркало, голубой экран обладает свойствам искажать пропорции, все переворачивать с ног на голову: умные и интеллигентные эксперты зачастую выглядят слабо и неубедительно, а политические шоумены производят впечатление блистательных ораторов. Если священник проигрывает в словесной перепалке с Невзоровым, возникает ощущение, что правда на стороне нигилиста. А это, конечно, не так.

Одна из сильных сторон нашего «героя» - его прекрасная подкованность в религиозной теме. Как бывший семинарист, он хорошо знает богословие и историю Церкви, весь храмовый обиход и уклад, а также какие-то «закулисные тайны». Впрочем, чувствуется, что компромата у него не так много.

В рубрике «поповедение» на «Эхе» Невзоров скорее интригует и завлекает, обещает, что однажды расскажет какие-то страшные тайны про РПЦ, а сейчас время еще не пришло. Так наш пират откровенно блефует.

В связи с Невзоровым вспоминается такой эпизод из русской культуры. Вражда Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского. Когда автор «Войны и мира» охладел к литературным занятиям и принялся создавать свое религиозное учение, батюшка Иоанн стал обличать в статьях еретичество графа Толстого - его хулу и святотатства. Об этом интереснейшем сюжете написана замечательная книга Павла Басинского «Святой против Льва». Вступив на шаткую стезю «публицистической полемики», к сожалению, Иоанн Кронштадтский попал в «ловушки жанра». Полемика требует - агрессивности и ярости. Иоанн Кронштадтский писал резко о Толстом: «сгорай в огне неугасимом, уготованном отцу твоему, диаволу, которому ты усердно служил...». По-человечески это можно понять: трудно сохранять самообладание, когда искренне защищаешь свои ценности, которые попираются. Но всегда найдутся те, кто скажет: священник не может так говорить.

Александр Невзоров несет схожие с толстовскими «месседжи»: государство - зло и насилие над человеком, Церковь только - торговая точка по оказанию магических услуг. Ну и добавляет к этому: Русь - это что-то лапотное, вшивое, мракобесное. Если какой-нибудь священник вступит в полемику с Невзоровым, он непременно попадет в те же «ловушки жанра». Сорвется в перебранку. А Невзоров тут же скажет: ну, я же вам говорил, что христиане - злобные и агрессивные. Поэтому, хорошо, когда диспуты с Невзоровым ведут миряне, для которых не зазорно пользоваться и «желчным сарказмом», и «обескураживающей насмешкой».

Впрочем, можно пойти и по более элегантному пути - пригласить «Глебыча» к интеллектуальному диалогу. Ведь он уповает на разум. Когда-то мне очень понравилась книга «Я верую - Я тоже нет» Фредерика Бегбедера и Жана-Мишеля ди Фалько. Популярный французский писатель, «бунтарь и скандалист», беседует с католическим епископом о Троице, Писании, Церкви, молитве, счастье и падении современных нравов. Разговор атеиста и «адвоката Бога» получился очень искренним, живым, исполненным любви.

Мне кажется, от троллинга и оскорблений Невзорову стоило бы дрейфовать в сторону содержательной полемики, если уж встал на эту стезю. Только есть ли ему что сказать по существу?

Ни в одной из естественных наук Невзоров не является специалистом, однако все время ссылается на законы физики или теорию Дарвина. «Глебыч» называет себя генералом от публицистики и про область точного знания говорит примерно так - цитирую по памяти: «Я не принадлежу к научному сообществу. Я понимаю, что проник в чужой гарем. Я не буду походить ни на одного из евнухов, которые его стерегут. Глупо маскироваться и прикидываться. Все равно наступит момент снимать шаровары. Мое дело пошалить со всеми самыми симпатичными идеями, набить карманы фактами, сделать всем ручкой и выпрыгнуть из окна». Остроумное признание, образный афористичный язык. Только жизнь - это не игра в пиратов. Стоит также напомнить, что наука всего лишь открывает отдельные закономерности материи и не отвечает на онтологические вопросы. При этом верующие люди нисколько не умаляют важности познания. И как остроумно заметил Константин Семин: «Церковь должна гнать свою паству на физтех». Мы живем в земном мире, где должны защищать себя, а побеждает тот, кто имеет технологические преимущества.

Сегодня Невзоров, по сути, продолжает то, что сделали Pussy Riot своим панк-молебном - циничное кощунство. Только если у тех девушек была хулиганская выходка, которая всех шокировала и потрясла, «Глебыч» выбрал стратегию «капля камень точит». И потому он - опаснее. «Пират и наемник» решил воздействовать на публику «медленным ядом», к которому привыкаешь, но отравление продолжается. Так он резвится в своей атеистической «песочнице», устраивая постмодернистские игры. Это у Вольтера и Толстого все было серьезно. Есть в выступлениях Невзорова и сермяга, которая касается церковной жизни. И мы готовы воспринимать его критику и вынимать бревна из своих глаз.

Но, если бы Александром Невзоровым двигала любовь! С ним бы у верующих получился содержательный диалог, как он получился у атеиста Фредерика Бегбедера с епископом ди Фалько. Но Невзоров - пришел разрушать, а не созидать.

Появление яркого и «чертовски талантливого» Александра Невзорова в либеральном стане немного гальванизировало эту тусовку. Когда мои друзья-«русопяты» в полемическом задоре говорили, что либерализм в конце концов, в своей последней стадии, всегда приходит к сатанизму - мне казалось это чрезмерной гиперболой. Но глядя на то, что позволяет себе Невзоров - убеждаюсь, что они были правы. Невзоров с его богохульством, с его тирадами ненависти к Православию, с его постоянными чертыханиями и нарочито демоническим взглядом, экипировкой под Воланда - теперь в авангарде либералов. Их самый одиозный и привлекательный персонаж. Они собирают силы, поднимают новую антиклерикальную волну как в случае с Исаакием. И нам еще придется отражать эти атаки. Готовы ли?

http://www.stoletie.ru/obschestvo/_nevzorov_brosajet_vyzov_bogu_636.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Медведева
Людмила – людям милая. Святая с былым платком
Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой
29.09.2023
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Талант сочувствия
О своих творческих проектах и круге чтения рассказал писатель Василий Дворцов, эксперт форума «Мiръ Слова»
24.07.2022
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
Все статьи Татьяна Медведева
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28