Семинар на тему «Духовно-нравственная культура России как мировоззренческая парадигма истории и стратегии» прошел в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Ученые, богословы, общественные деятели говорили о прошлом и будущем России, о ее вечных ценностях, наполняющих жизнь людей высшим смыслом, способных объединять общество на многие десятилетия вперед.
Приветствуя участников семинара, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений отметил, что люди Церкви, пытаясь осмыслить прошлое России, говоря о ее будущем, должны, прежде всего, иметь в виду Промысл Божий. Богом было попущено, чтобы наша страна прошла за минувшие сто лет тернистый путь, при этом кровь новомучеников Российских стала мощным фундаментом современной Церкви (см. с. 1).
Архиепископ Верейский Евгений и игумен Киприан (Ященко)
Сегодня, отойдя от безверия и атеизма как мировоззренческих основ общества, к полноценному содружеству православной веры и науки Россия так и не пришла. В то же время в школьный образовательный стандарт, в политический и научный обиход было введено «компромиссное» понятие духовно-нравственной культуры (ДНК). Так, по словам игумена Киприана (Ященко), были названы наши традиционные нравственные основы, а также российская культура, базирующиеся на культуре религиозной. ДНК опирается на вечные ценности, апеллируя к которым можно говорить о стратегии развития общества на много лет вперед. Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) считал: если нам удастся передать православную традицию детям, следующему поколению, через несколько лет у нас будут православное правительство, православный народ и православная страна - непобедимая и самая сильная в мире.
Революция - это возвращение
«История - это прежде всего преемственность», - полагает доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев. В этом смысле духовно-нравственная культура - и есть ДНК, некий код, с помощью которого гены высших ценностей передаются из поколения в поколение. За этой глубинной преемственностью стоит Закон с большой буквы, «скрижали», или миссия. Они даются человеку свыше по дарам его и способностям, крест бывает по силам человеческим; но и народам предопределяются такие же миссии, у них есть предназначение.
На видеосвязи доктор философских наук, профессор МГУ Валенрий Расторгуев
Как можно сформулировать миссию России на грядущее столетие? Английский философ Арнольд Тойнби писал, что миссия и России, и Британии - это защита христианства. Сегодняшняя Европа - уже не христианская цивилизация, и даже не постхристианская - это цивилизация, которая глумится над святынями предков. И Россия осталась единственной защитницей христианства в мире. Но кроме миссии свыше существует и то, что называется коммерческими целями, групповыми интересами, обусловливающими мультикультурализм - наводнение стран иноземной культурой. Сегодня целая академическая школа в рамках Научного совета при президиуме РАН под руководством академика Евгения Петровича Челышева изучает эти явления в программе «Цивилизационный путь России».
В переломные, роковые моменты истории, к которым относятся войны, катастрофы, революция 1917 г., - меняется идентичность народов и отдельно взятого человека. Само слово «революция», по мнению Расторгуева, отражает очень глубокий смысл, который люди, говоря о революции, забывают и не видят. «Революция - это возвращение. Но возвращение куда, в какую историю? Когда речь идет об Октябрьской революции, то это возвращение в язычество. Всякая революция - это не только продвижение, взлом какой-то традиции, но и возвращение: ты взломал и провалился. То есть подъем часто оплачен чудовищным провалом именно в сфере духовной культуры - того, что составляет основу преемственности».
Нынешние сценарные прогнозы развития России - стратегии различных политических сил, контрэлиты - порой представляют собой не что иное, как попытки изменить будущее. «Но будущее, - полагает В.Н. Расторгуев, - в значительной степени предопределено. Мы говорим, что у истории нет сослагательного наклонения. Это не совсем так. Бывают такие дороги, развилки, после которых, как нам кажется, возвращение невозможно. Оно действительно невозможно, если мы не будем останавливаться и смотреть вокруг. Но если мы остановимся и вернемся на несколько шагов назад, то окажется, что не все дороги потеряны, не все заросли. И вот в этом смысле перед Россией открывается очень много дорог, которые мы пропустили, пролетели в прошлом. В будущем многое зависит не от человека, и даже не от общества, и даже не от самой истории, а от Высшей Силы».
Протоиерей Валериан Кречетов с веточкой вербы, которая ежегодно распускается в ночь под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
У Бога средств много
Протоиерей Валериан Кречетов 47-й год служит в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области («летописец века сего», по словам игумена Киприана; «камень, обросший мхом», по мнению самого батюшки). Отец Валериан согласен с профессором Расторгуевым в том, что касается будущего: «Все в руках Божиих: как будет дальше - как Бог даст».
Батюшка вспомнил своего духовного наставника протоиерея Сергия (Орлова), который окончил в 1911 г. семинарию, а кроме того, получил два высших светских образования в Варшавском университете и Киевском политехническом, увлекся революционными идеями, проработал «Капитал» Карла Маркса, но разочаровался: «Расписано филигранно, но в жизни все наоборот». На вопрос о том, что будет дальше, 45 лет назад отец Сергий ответил: «Кто его знает, у Бога столько средств, вот так все повернет: заснем при одной власти, проснемся при другой власти».
В качестве доказательства своих слов отец Валериан предъявил собравшимся пушистую веточку вербы, которая распускается ежегодно в России зимой, 4 декабря, в ночь под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это живое свидетельство того, что идеже хочет Бог, побеждает естества чин.
В то же время человек пожинает то, что посеял. Сербский святитель Николай (Велимирович) в книге «Война и Библия» пишет о том, что ради грехов беззаконных богоборческих начальников страдает народ. В другом месте говорит: держава дается народу для того, чтобы было чему погибнуть, дабы осталась жива душа народа. Когда душа народа воскресает - возрождается держава. В войне, как пишет святитель Николай, побеждает не народ, а Бог, выступающий на стороне того народа, который начинает каяться.
Сам Господь говорит: «За покаяние прибавлю, за беззаконие убавлю».
Современный русский старец Тихон Агриков, в схиме Пантелеимон
(1918-2000), считал, что мы живем в прибавленное время. При этом
некоторые святые полагали, что еще предстоит расцвет христианства в
мире. Преподобный Серафим Вырицкий, например, предсказывал: Восток будет
креститься.
Отец Валериан поделился с собравшимися впечатлениями от своей недавней
поездки на Чукотку, где за восемь дней провел 24 встречи в самых разных
структурах. «И, знаете, очень отрадное впечатление: все внимательно
слушали, и везде есть православные».
Иеромонах Варнава (Лосев), благочинный Покровского храма МДА
Исчезнет семья - исчезнет мир
Иеромонах Варнава (Лосев), благочинный Покровского храма МДА,
по совместительству - специалист по информационным технологиям,
выпускник МИФИ, затронул две важные темы: монашескую (молитвы) и
немонашескую (воспитание ребенка в семье, ибо, как полагал преподобный
Паисий Святогорец, когда исчезнет семья - исчезнет весь мир, и
монашество, и вообще все).
По мнению отца Варнавы, Бог дал нам свободу и не вмешивается в нашу жизнь насильно, поэтому именно молитва позволяет Богу активнее исправлять нашу жизнь к лучшему.
Немонашеская тема связана с носителями духовно-нравственной культуры. Что бы мы ни делали, какие бы проекты или идеи ни предлагали, пока не восстановится связь детей со своими родителями, не будут возрождены традиционные семейные ценности - все бесполезно, полагает отец Варнава.
Воспитание должно начинаться от утробы матери. Если духовно-нравственные ценности не заложить в нежном возрасте - потом все очень сложно. Должна быть живая преемственность. На Афоне есть четкое понимание того, что духовной жизни по книгам научиться нельзя: нужен живой наставник, носитель традиций. Если хочешь научиться страху Божию, поселись с тем, кто его имеет.
У греков есть предание: когда Святое Семейство убегало в Египет,
Божия Матерь, остановившись на ночлег в одном доме, вскормила чужого
ребенка Своей грудью. Именно этот человек, который в младенчестве
напитался молоком Божией Матери, через много лет оказался благоразумным
разбойником, покаявшемся на кресте и первым вошедшим в рай.
«Поэтому главная задача сегодня - это семья. Чтобы детей в семьях было
много и чтобы не кто-то посторонний их воспитывал, даже учителя в
воскресных школах, а сами родители передавали бы им традицию, можно
сказать, через кожу, непосредственно, своим личным примером, своей
жизнью. Тогда действительно будет толк», - считает отец Варнава.
Протоиерей Валериан добавил к сказанному мнение отца Николая Ведерникова
о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «В двух случаях -
если родители умерли или сошли с ума».
Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе (в центре)
Неоязычество, или Почему Шрек нам не товарищ
Безусловно, детей надо воспитывать в семье, но кто будет этим заниматься? Невежество российского общества в вопросах веры сегодня просто поразительное. «Надо воспитывать родителей, друзья!» К этому призвал собравшихся председатель объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе.
По мнению отца Геннадия, диавол не утруждает себя созданием многообразных искушений. С эпохи Возрождение, которая обернулась возрождением язычества, до настоящих времен, когда активизируется неоязычество, он пытается оторвать людей от истинного понимания Бога. В самой большой православной империи мира - России - перед революцией сохранялись православные устои, но были и серьезные отступления от истинной веры. Старцы, которые жили в XVIII-XIX веках, претерпевали преследование со стороны и светских, и духовных властей. Митрополит Вениамин (Федченко) и другие авторы писали о том, что царская армия была абсолютно безбожной. Она не могла победить, потому что была без Бога.
По сей день диавол через вольнодумцев разных мастей пытается поставить во главу угла животные инстинкты, потребности физиологического характера, воспитать «хороших потребителей», массу ограниченных, легко управляемых людей.
«Образование в царской России находилось на достаточно высоком уровне. Президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди был вынужден признать, что в СССР создано лучшее в мире образование. И его начали перестраивать. Сегодня оно пребывает в тяжелейшем кризисе: учебники разношерстные, а в некоторых пишется абсолютная ложь - например, что Вторую мировую войну выиграли американцы, а Россия была, оказывается, соратницей Гитлера».
То, что сегодня пропагандируется - педофилия, инцест, однополые браки, эвтаназия, - присуще языческому обществу. «Взять, к примеру, популярный мультфильм про Шрека. Кто такой Шрек? Такой зеленый человечек, положительный, отзывчивый герой, который, оказывается, людоед. Почему бы не дружить с людоедом? Происходит примирение совести с мерзостью. В другом мультфильме поют: «Вампиреныш - ваш лучший друг». Если вам вампир и людоед товарищи, то вы не христианин», - рассуждает протоиерей Геннадий.
Сегодня в Министерстве образования идет работа над новой Концепцией образования Российской Федерации, в этой деятельности принимает участие и Объединение православных ученых. «Нужна не просто духовно-нравственная культура, необходимо вводить ее в программы школ и вузов, тогда молодое поколение хоть какое-то представление будет иметь о Боге и том, зачем люди живут на свете».
Отец Геннадий рассказал о предсказаниях старцев о Третьей мировой войне, которая унесет две трети человеческих жизней. Однако в этом тяжелейшем испытании Россия консолидирует вокруг себя славянские народы, а Церковь наша будет хранительницей православия во всем мире.
Мирон Валерьевич Боргулев
Зачем физикам «лирика»?
Мирон Валерьевич Боргулев, куратор направления «Промышленность» Ассоциации независимых директоров «Директориум», продолжил тему духовно-нравственного воспитания молодых специалистов, в том числе в родном для него Московском физико-техническом институте (МФТИ).
По мнению Боргулева, современные технологии дают одному отдельно взятому человеку ту власть над миром, которой он не имел ни 50, ни 100, ни тем более 500 лет назад. «Как хорошо сказал один мой однокурсник, ныне американский молекулярный биолог, какое бы я ни сделал открытие, я не знаю, чего больше оно принесет - вреда или пользы?» Ответ на подобные вопросы дает духовно-нравственное воспитание. «Гуманитарное образование существует для того, чтобы спозиционировать специалистов в пространстве добра и зла, что особенно важно в грядущем веке автоматизации», - полагает Мирон Боргулев.
Будет ли автоматизация использоваться для усиления неравенства, когда один-два, может быть, 5% сверхинтеллектуальных людей эксплуатируют всех остальных, которые «ловят покемонов и сидят на легких наркотиках»? Или же автоматизация окажется средством вовлечения максимально широкого количества людей в созидательный труд? Это вопрос, который в ближайшее время станет принципиальным. И здесь свое слово должна сказать Церковь.
По мнению докладчика, в отношении трех современных технологий обществу предстоит определяться уже очень скоро. Первое - это генетическая модификация человека, которая уже на пороге. «Можем ли мы внедряться в Божий Промысл и хотим ли? Кто должен иметь к этому доступ? И нормально ли существование Рокфеллера, как говорят, с шестым пересаженным сердцем?»
Вторая технология - это искусственный интеллект. Важно понять - до какой степени мы можем заменить себя машинами и кто будет нести ответственность за сбои в работе этих машин?
Третье - доступ к новым источникам энергии, одновременно означающий новые вызовы, опасность перегреть экосистему, природу, планету. Тем более что климат стремительно меняется, и мы к этому не готовы. Здесь возникают те вызовы, которые требуют интеллектуального сверхнапряжения всего человечества. «Видимо, тот протестантско-экспериментальный путь, по которому шла мировая наука в последние 500 лет, заканчивается. От понимания мира как механизма следует перейти к его осмыслению как организма. И здесь российские научные школы могут сказать свое слово», - считает Мирон Боргулев.
Декан факультета социологических наук ПСТГУ Игорь Рязанцев
Век духовных побед
Подводя промежуточный итог состоявшегося разговора о прошлом, настоящем и будущем России, ее цивилизационном пути, доктор экономических наук, профессор ПСТГУ, декан факультета социологических наук Игорь Павлович Рязанцев высказал мнение, что минувшее столетие - это время не столько духовных катастроф, сколько духовных побед и высочайших достижений. Была надломлена традиция, тем не менее человеческая история продолжается, и православная традиция устояла. Что означал надлом традиции? Он означал, что в противоположность совершившим преступления появились люди, которые своей жизнью смогли совершить подвиг, соединивший времена и народы. И главное - в происходящих тяжелейших испытаниях был именно этот подвиг, были страдания, а не преступления тех, кто причинял страдания.
Говоря о будущем, Рязанцев высказал надежду, что век грядущий унаследует духовные свершения минувшего столетия, и нам, живущим здесь, по милости Божией удастся идти по подлинному цивилизационному пути России.
Ольга Каменева