Эту красивую женщину в национальной сербской одежде взгляд сразу выхватывал из многолюдства выставки-ярмарки «Православная Масленица», проходившей в феврале в СКК. Момирка Суботич приехала из Боснии и Герцеговины. А пригласила её участвовать в православной выставке её русская подруга Ирина Астапенкова - вдова погибшего в Сербии русского офицера-добровольца, представитель белградского отделения «Завет Сербско-Русский». Пока я фотографировала Момирку и разглядывала товары, которые она привезла в Россию, она взволнованно рассказывала: «Я ждала ребёнка, когда начались бомбёжки. Пришлось уходить из родных мест, ехать в Белград. Там представители Америки, Австралии и Европы предлагали помощь - статус беженцев в своих странах. Я с девятилетним сыном уехала сначала в Германию, потом перебрались в Америку. Вдали от родной земли родила я дочь Даницу, но сейчас она работает врачом в Белграде, потому что едва на наших землях воцарился мало-мальский мир, мы вернулись. Большинство сербов предпочли вернуться на Родину из сытой Америки и Европы. Несмотря на все ужасы, жизнь идёт дальше».
НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Боснийское княжество, получившее своё название от р.Босны, появилось на Балканах в XII веке. В XIV веке в ходе междоусобиц из состава Боснии выделилась Герцеговина, в которую вошли земли воеводы Степана Вукчича. Он взял себе титул герцога и стал первым правителем Герцеговины, название которой и означает «земля герцога». В 1583 году Босния и Герцеговина стали частью Османской империи. Славяне стали принимать ислам: одни - из-за страха перед османами, другие - ради материальных преимуществ, кои давались тем, кто становился мусульманином. Исламизация христиан на этих землях привела к религиозному, культурному и этническому разделению людей одной национальности. Славяне-мусульмане стали называть себя боснийцами.
- Много ли сербов проживает сейчас в Мостаре?
- Судите сами. Раньше сербов, хорватов и боснийцев было примерно поровну. Ныне Мостар поделён между хорватами и боснийцами, а сербов дай Бог, если наберётся тысячи три из 70 тысяч жителей города. И это спустя 25 лет после начала войны.
Когда началась война в 90-е годы, мусульмане и хорваты объединились против православных сербов, а расправившись с нами, стали биться уже между собой.
Ирина Астапенкова: - Недалеко от Мостара есть небольшое местечко Прибыловац - там уничтожили всё население, а подростки-хорваты зверски изнасиловали учительницу-сербку прямо на пороге школы. Церквушку и кладбище бомбили так, чтобы все косточки православные были выворочены из могил и ковром разбросаны вокруг. Я была там... разбитые дома, треснувшее от взрыва гранатовое дерево, зверства над сербами чудовищны по своей жестокости. Не оставляет жуткое впечатление, будто оказался в страшном Средневековье. На этом месте надо строить православный храм, потому что свершившееся там зло невозможно замолить просто так. Я там рыдала, не могла остановиться. Но жизнь, как говорит Момирка, продолжается. Сейчас в Прибыловаце живёт семья православного священника с детьми, молитва на сербском языке возносится к Господу.
Момирка: - А в Мостаре - на хорватской стороне - живёт и мужественно восстанавливает собор Святой Троицы его настоятель - протоиерей Радивое Крулем с матушкой Натальей и шестью детьми. Отец Радивое даже умудряется ладить с местным муфтием и католиками-хорватами. А я смотрю на тянущиеся к небу церковные стены и вспоминаю, что΄ здесь было не так давно. Троицкий храм ведь взорвали преднамеренно, били прицельно, и так густо ложились снаряды, что не только храм, - знаменитый мост через реку Неретву не устоял, а ведь до того пережил Первую и Вторую мировые войны... А сколько трудов было в своё время положено, чтоб возвести этот собор - самый высокий и красивый на Балканах! Собор был построен благодаря помощи русского императора Александра II. А серб Прокопий Чокорило собрал 10 тысяч дукатов в России, пешком пройдя по городам Сибири и собирая милостыню у храмов. Десять лет - с 1863 по 1873 годы - местные жители на руках сносили камни, из которых был сложен дом Божий. Можете представить себе мучения людей, вручную носивших тяжёлые камни? А разрушили его в течение июня - июля 1992 года. До основания разрушили. Но и после того, как пламя пожрало собор, ещё 40 дней наши недруги дробили молотками фундамент. Так стёрли с лица земли самую южную крепость Православия в Европе.
Удивительно, что под грудой камней целой и невредимой сохранилась икона Божией Матери «Предвозвестительница». Ныне икона хранится в маленькой часовне, которая схоронилась как раз за собором. Сейчас именно в ней идут службы, ведь собор восстановлен только на две трети. Большой собор будет - две тысячи молящихся поместится. Кроме того, собор этот будет ещё и культурно-просветительским православным центром. Это очень важно для нас. И сейчас после службы никто не расходится, все дружно собираются под крылом м.Натальи, которая радушно поит всех кофе, а о.Радивое выслушивает рассказы прихожан об их житье-бытье, о трудностях и радостях.
Ирина: - В Мостар ныне приезжает много туристов, не протолкнуться. На пути туристических маршрутов россыпь лавочек, где лежат сувенирчики, старые вещи, фотографии нацистских героев, нацистские значки, - это там культивируется.
- Много ли среди туристов русских?
- Нет, приезжают в основном китайцы, хорваты, из Европы приезжают. Видите ли, там недалеко море, и, пользуясь шенгенскими визами, едут европейцы целыми семьями на море отдохнуть, их не волнует трагедия сербского народа. Я принимаю всё близко к сердцу, потому что мой муж воевал там в составе русского добровольческого отряда и похоронен в Сараеве. Мы и с Момиркой познакомились в автобусе, я спросила: «Откуда ты?» Она: «Ты не знаешь, я из Прачьи». - «Как же не знаю, - отвечаю. - Мой муж погиб там». Сейчас это мусульманская территория.
Чтобы хоть как-то разрядить тягостные воспоминания Момирки, я взяла в руки стеклянную чашу с изображением св.Параскевы-Петки Сербской, спросила: «Для чего предназначена чаша?»
Момирка оживилась: «Для славления святого рода, семьи. У нас, в отличие от русских, не крестят в честь какого-то святого. У нас есть святой покровитель рода. В моей семье это св.Сава. Но когда девушка выходит замуж, она должна славить святого покровителя рода своего мужа. В день памяти святого, который является покровителем семьи, мы насыпаем в такую чашу жито, заливаем вином и устанавливаем свечу. Священник читает молитву, а члены семьи потом получают по кусочку хлеба, вымоченного в вине в этой чаше. Такая традиция».
Я обратила внимание, что на многих сувенирах были изображены русский и сербский флаги, весьма похожие. Момирка сказала: «Мы, сербы, очень любим русских братьев, которые всегда нам помогали, и говорим: «Солнце поднимается каждое утро с восточной стороны, а на востоке - Русия».
Ирина РУБЦОВА