Се время благоприятное, се ныне день спасения

Великий пост 
0
467
Время на чтение 6 минут
Митрополит Лимасольский Афанасий

Митрополит Лимасольский Афанасий

Святая и великая Четыредесятница - светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время.

«Се время благоприятное, се ныне день спасения», - такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6: 14), - говорит Христос в Евангелии.

Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, - чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

Путь покаяния сопряжен с душевной болью и слезами, но только такое покаяние приносит свои плоды

Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), - говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы.

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения - все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает.

В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут.

Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1: 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). Я всё могу - не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

«С нами Бог», - поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост.

Если же нам по телесной немощи не удается держать пост так, как это предписывает Устав Церкви, то мы должны взять благословение у духовника на послабление поста, нисколько не смущаясь, так как в Церкви существует такое понятие, как икономия (то есть бережное отношение к кому-либо или чему-либо).

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя?

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя? Для смирения от человека не требуется, чтобы он был молод и полон телесных сил. Ему нужно лишь иметь смиренное о себе мнение, всеми силами избегать греха и постоянно иметь сердце сокрушенное. Мы все, молодые и старые, здоровые и больные, можем привлечь в свое сердце благодать, рождающуюся от смирения. То, что требует от нас Господь, - это наше сердце: все его желания и любовь должны быть устремлены к Богу - «сыне, даждь Ми сердце твое». Нам удастся это, если мы освободимся от самих себя и от страстей, связывающих нас. Пост является на этом пути только первой, но очень необходимой ступенькой, которая возводит нас к мужественному состоянию, в котором мы «обрываем» всю связку страстей. А потом мы с большим дерзновением в духовной борьбе сможем избавиться от злобы, лукавства и всего того, что очерняет икону Божию - человека. Но всем нам, повторю еще и еще раз, необходимо приобрести смирение. А о том, как достичь смирения, очень много написано в аскетической литературе.

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «Прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6), - сказано в Священном Писании.

Давайте примем решение в этот благословенный период вместе с телесным подвигом поста набольшее внимание уделять покаянию. Поразмыслим над тем, какую жертву принес ради нас Христос, над тем, как Он любит нас и как далеко мы от Него находимся. Видя это расстояние, отделяющее нас от Бога, да будем сокрушаться об этом, да будем умолять Его, чтобы Он простил нам наши грехи, приблизился к нам и вошел в наше сердце. И да будем уверены, что Господь, видя такое наше смирение, придет в наше сердце, утешит нас и поддержит, удостоверит нас в Своей любви и в нашем спасении.

В Церкви мы живем не ложными утопическими идеями, не нравственной набожностью, но живем личным опытом общения с Богом. Бог всегда «обращает Лицо Свое» к нам, Он всегда рядом, и человек призван обрести свой личный опыт общения с Богом, который становится для него самым значимым, самым главным опытом его жизни. Примером служат нам святые, в жизни которых было явное присутствие Бога.

Живя так, мы со временем станем подлинными христианами. А исполнение евангельских заповедей, если мы будем следовать этому постоянно, в свое время принесет достойный плод, преображая нашу сущность, соделывая ее храмом Святого Духа и благословенным сосудом Божиим.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

Журнал «Параклиси»

http://www.pravoslavie.ru/101738.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Старец Софроний и другие совершенные о Христе люди
Ответы на антропологические вопросы
11.07.2022
Епископ Кипрской православной церкви призвал
украинцев сохранять верность Митрополиту Онуфрию
12.02.2021
Принять ответственность за свою жизнь
Беседа с молодежью в Лимасоле 23 января 2020 г.
02.08.2020
Все статьи Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32