Смерть или рождение для будущей жизни - тема заключительной лекции из цикла «От зачатия до гроба», прочитанного игуменом Киприаном (Ященко) в Центре дополнительного образования Московской духовной академии.
«Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение».
Лев Толстой, «Война и мир»
Лучшее время для подготовки к смерти - час, когда мы отходим ко сну. Это и есть репетиция смерти.
Многие говорят: нет сил читать вечернее правило. Получается, что всю жизнь (весь день) вы тренируетесь, чтобы отойти от этой жизни, - и уходите без молитвы. А нужно, превозмогая себя, вспомнить весь день, покаяться в грехах, поблагодарить Господа, попросить его: «В руце твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми», - это же молитва на исход души. Действительно, каждую ночь душа отходит от тела, а потом - утром - возвращается. Это временная смерть, с которой мы сталкиваемся ежедневно.
Меня как-то одна интеллигентная женщина спросила: «Ну что такое православие? То ли дело теория реинкарнации. Там душа может полетать, потом опять вернуться в тело - вот и новая жизнь. Я отвечаю: «Так у нас реинкарнация происходит каждый день». - «Как это?» - «Утром душа вернулась в тело - вот и новая жизнь. Каждый день начинай жить с чистого листа». Попытался это объяснить на ее языке.
Пойти ко Христу и радоваться с Ним
А как вы считаете, смерть - это страшно или не страшно. Как святые отцы воспринимали смерть?
- Как праздник.
- Когда святому Паисию Святогорцу сообщили, что у него рак в одной из самых худших форм, он попросил: «Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!.. Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть».
«Если в человеке живет Христос, то смерть для него радость... Когда человек радуется смерти, в добром смысле этого слова, то смерть уходит от него и приходит к какому-нибудь трусу! Если ты хочешь умереть, ты не умираешь», - пишет святой Паисий Святогорец.
«...Благий Бог устраивает так, что человек умирает, когда он становится зрелым. Но что ни говори, человек духовный, будь он молодым или старым, должен радоваться и тому, что он живет, радоваться и тому, что ему предстоит умереть. Не надо только добиваться смерти самому, потому что это будет самоубийство.
Для человека, умершего миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждет смерти с радостью. Это происходит потому, что он пойдет ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей, он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже - со Христом и чувствует часть райской радости, еще живя на земле», - пишет святой Паисий.
Псковская школа Воскресение Христово
А у всех святых отцов смерть была праздником?
- Не у всех.
- Посмотрите в Житиях, что говорили многие мученики, праведники перед кончиной? «Не знаю, положил ли я начало покаянию»; «страшно мне, помолитесь за меня...» Это слова величайших праведников.
«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39).
Раньше в общежительных монастырях одному из монахов давали послушание напоминать другим отцам о смерти. Когда иноки занималась делами, этот монах подходил к ним и говорил каждому: «Братия, нам предстоит умереть».
Да, каждый день помни, что можешь уснуть и не проснуться. Я вот в Троице-Сергиевой Лавре у раки Преподобного Сергия иногда стою, люди подходят и говорят: «Человек уснул и не проснулся». Ни болезней, никаких злоключений - душа отошла от тела и не вернулась. Реинкарнации не произошло.
Господь когда забирает человека? Когда тот уже достиг своего совершенства и Бог видит, что лучше он не станет. Вот тогда наступает смерть.
«Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом - так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти.
А других - тех, кто ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог все равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть».
- Батюшка, а почему умирают дети?
- «Когда умирает малыш, - пишет святой Паисий, - Христос берет его к Себе, словно маленького Ангела, а его родители рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им следовало бы радоваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос?»
- Есть несколько категорий людей, в том числе самоубийц, некрещеных, за которых Церковь не молится. Это значит, что они навечно осуждены?
- О людях, которые оканчивают жизнь самоубийством, не будучи душевнобольными, Церковь не молится, так же как она не молится за умерших еретиков. Этих людей Церковь оставляет на суд и на милость Божию. Но мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, в каком состоянии находились в последний момент жизни.
Причащение умирающей, картина Бенуа, 1839 г.
Святой Паисий пишет: «Я слышал историю об одной девочке, которая жила в деревне и ходила пасти козочку. Она привязывала козочку на лугу, а сама играла неподалеку. Однажды, когда она заигралась, коза отвязалась и убежала. Девочка стала ее искать, но не нашла и вернулась домой без козы. Ее отец страшно разгневался, избил ее и выгнал из дома. «Иди ищи козу! - сказал он. - Если ты ее не найдешь, то лучше тебе повеситься». Несчастная девочка пошла искать козу. Наступила ночь, а она еще не возвратилась домой. Родители забеспокоились, пошли ее искать и нашли висящей на дереве. Она сделала на веревке, к которой была привязана коза, петлю и повесилась. Несчастная девочка имела любочестие и поняла слова отца буквально. Ее похоронили за кладбищенской оградой.
Конечно, Церковь поступила правильно, похоронив ее за церковной оградой. Церковь это сделала для того, чтобы притормозить тех, кто накладывает на себя руки из-за пустяков. Но и Христос поступит правильно...»
Пожилые - ближе к смерти
Мы не знаем, когда умрем. Скажи нам дату окончания наших мучений здесь, на земле, - еще непонятно, как мы будем себя вести. Вот почему это сокровенно, является тайной. Так устроил Господь. Но некоторым святым Он открывал время их смерти. Например, Преподобному Сергию являлась Матерь Божия с двумя апостолами - Петром и Иоанном, и сказала, что через 100 дней он отойдет ко Господу. Что стал делать Преподобный Сергий. Он еще больше часа разговаривал с Пресвятой Богородицей, спрашивал, что случится с монастырем, сколько здесь будет монахов, кто станет опекать обитель. Спокойно, трезво: если я отхожу, значит, надо кому-то это дело передать. И Божия Матерь дала обещание, что Она до скончания века будет заботиться обо всех, кто проживает в Троице-Сергиевой Лавре, станет ее Попечительницей. Преподобный спросил: «Сколько здесь будет монахов?» - «Столько, сколько птиц».
Вы знаете, сколько сейчас птиц в Лавре? Много - столько же, сколько монахов, которые уже скончались, живут и еще будут здесь жить. А на следующий день Преподобный Сергий назначил игуменом монастыря Никона. Сразу же сложил с себя игуменство и ушел в затвор: молиться, очищать свое сердце для встречи с Богом. Вот вам пример, как человек может вести себя перед кончиной.
Людям к старости - перед тем как отойти к Богу - надо помолиться или даже принять постриг. Это было у нас на Руси традицией: родители Преподобного Сергия - преподобные Кирилл и Мария, святые благоверные князья Александр Невский, Даниил Московский принимали перед смертью постриг. Не обязательно, может быть, принимать монашество, но человек должен позаботиться о своей душе.
«Жизнь наша, - пишет святой Паисий, - обернута смертной плотью. Эту
великую тайну не просто понять тем людям, которые состоят лишь из плоти и
не хотят умирать, не хотят даже слышать о смерти. Смерть становится для
таких людей двойной смертью и двойным горем. Но, к счастью, Благий Бог
устроил все так, чтобы, по крайней мере, люди пожилые получали пользу от
некоторых признаков наступающей для них старости. Ведь пожилые люди
естественным образом находятся ближе к смерти, чем молодые. У них седеют
волосы, у них уже не та бодрость, силы постепенно их оставляют, у них
начинают течь слюни, и таким образом они смиряются и бывают вынуждены
любомудрствовать о суетности мира сего.
...Вы видели, как в деревнях, когда звонит погребальный колокол, сидящие в
кофейне старики встают, осеняют себя крестом и спрашивают, кто умер и
когда он родился? «О, - говорят они, - ты только погляди, пришел и наш
черед! Все мы покинем сей мир!»
Божественное Причащение - это лекарство
- Очень тяжело человеку сказать, что уже все, конец.
- Почему - все? Только начало всего.
Если есть воля Божия, если человека соборовать, причащать и молиться о нем, то, может быть, он больше и проживет.
И, кстати, как происходит смерть, тоже небезразлично - как
небезразлично, в какой обстановке человек рождается. В каком состоянии, с
молитвой или без, душа отделяется от тела, где она оказывается - в
реанимационной палате или в монастыре - это разные вещи....
Предположим, кто-то узнал, что у него неизлечимая болезнь. Врачи отказались от человека, понятно, что ему осталось недолго. То ли он мечется, какие-то фантастические лекарства ищет, то ли со смирением принимает волю Божию - все равно ведь умирать, поэтому лучше уж подготовиться к исходу. Не от продолжительности жизни зависит спасение, а от того, как мы прожили, какой плод на земле оставили.
- И все-таки, если человек умирает, находится при смерти - нужно ли говорить ему правду?
- Святой Паисий советует так: «Это зависит от того, что он за человек. Иногда человек, больной раком, спрашивает меня: «Как ты думаешь, геронда, я выживу или умру? Если ты ему скажешь, что он умрет, он умрет тут же, на твоих глазах - от расстройства. Если ему об этом не сказать, то он ободряется, относится к своей болезни без страха.
«Дозрев», больной человек сам берет на себя свой крест и находит силы преодолевать все, что случается с ним после. А значит, он сможет прожить еще несколько лет, помочь своей семье, подготовиться к смерти сам, а также дать возможность подготовить к этому своих родных. Конечно, я не говорю таким людям, что они проживут тысячу лет или что их болезнь - пустяк, но говорю им так: «По-человечески помочь тебе трудно. Конечно, для Бога нет ничего невозможного, однако постарайся духовно привести себя в порядок».
«Геронда, - спрашивали святого, - иногда родные тяжелобольного человека боятся его причастить, чтобы у него не начались помыслы о том, что он умрет». «То есть что же получается, - отвечает преподобный, - что человек должен умереть без Причастия ради того, чтобы он не понял, что умирает, и не расстроился? Пусть родные такого человека скажут ему: «Божественное Причащение - это лекарство. Оно тебе поможет. Тебе хорошо бы причаститься». Таким образом, человек причащается, получает помощь и одновременно готовится к жизни иной».
Компьютер в раю
Недавно ко мне пришел мальчик и спросил: «Батюшка, а в раю компьютер будет?» Я говорю: «Не будет». «А мерседес и другие машины?» - «Нет, в раю машин не будет». «Ой, - говорит, - батюшка, тогда я в рай не хочу». Видите, в какой ситуации мы оказались: насколько дьявол ценности подменил, что главными стали технические средства.
Некоторые святые отцы давали интересную трактовку, что такое ад: это место, где человек мучается от того, что не может употребить в пищу то, к чему здесь привык. Философа Виктора Франка во время Второй мировой войны бросили в застенки Освенцима. Там, конечно, было много надругательств, и холодно, и голодно. Но когда его спросили, что самое тяжелое ему пришлось пережить в Освенциме, он ответил: «То, что я утром не мог выпить чашечку кофе». Мы все на крючках. В раю кофе не будет. И шоколада не будет. И мороженого. Ни выпить, ни закусить... Никакого супермаркета. Я курильщиков спрашиваю: как же вы там будете обходиться? Скоро Рождественский пост - так попробуйте здесь отказаться от того, что вам не понадобится, это же репетиция жизни в раю. Там-то точно придется муки преодолевать, там уже жизнь духовная. И вот мы сами выбираем себе ад. Ад - это и есть мучение без того, к чему мы здесь привыкли.
- Батюшка, а что все-таки будет в раю? И как можно наслаждаться райской жизнью, зная, например, что твой близкий родственник - мучается в аду? Будут ли они видеть друг друга?
- Знаешь, каким на небе занимаются рукоделием? - спрашивал святой Паисий Святогорец приходящих. И отвечал: непрестанным славословием Бога.
«...Представь, что ночью в комнате горит огонь. Те, кто стоит на улице, видят тех, кто находится в этой светлой комнате. Так же и те, кто будет находится в аду, будут видеть тех, кто будет находиться в раю. И это будет для них еще большей мукой. И представь опять: те, кто ночью находится в свете, не видят тех, кто стоит на улице в темноте. Так же и находящиеся в раю тех, кто в аду, не увидят. Ведь если бы те, кто находится в раю, видели мучающихся грешников, то им было бы больно, они скорбели бы об их горькой участи и не могли бы наслаждаться раем. Но в раю «несть болезнь»... Те, кто в раю, не только не будут видеть тех, кто в аду, - они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если те не будут в раю вместе с ними. «В той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4), - говорит псалмопевец. Ведь если находящиеся в раю будут помнить о своих мучающихся в аду родственниках, то какой же это для них будет тогда рай? И мало того: те, кто в раю, будут думать о том, что других людей (кроме тех, кто находится в раю) нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога.
Надо сказать и о том, что количество радости, которую будет испытывать каждый человек в раю, не будет одинаковым. У одного будет наперсток радости, у другого чашка радости, у третьего - целое озеро радости. Однако каждый будет чувствовать себя наполненным, и никто не будет знать - сколько радости, сколько божественного веселья испытывает другой. То есть каждый в раю увидит славу Божию соответствии с чистотой своих душевных очей».
Вечные ценности
А как вы думаете, есть такие ценности, которые и в этой жизни, и после нашей смерти нам пригодятся? Существуют ли вечные ценности?
- Любовь.
- Любовь, да? Добродетели - это те качества, которыми обладает Бог. И поэтому они сверхъестественны, без Божией помощи их становление невозможно.
Нил Синайский говорил: ничего не почитай по равенству достойной добродетели. Потому что она есть лик Божий, неизменна, как и Он. Трудно в этом мире найти что-то вечное и нетленное. А добродетели - вечны. Почему святых, например Паисия Святогорца, канонизируют в чине преподобных? Он уподобился Богу, тем качествам, которые есть у Бога, приобрел добродетели, которые его сделали родственником Богу.
На этом зиждется христианская педагогика. Зачем хлопотать о том, что не вечно? А если мы воспитаем в детях добродетели, они пригодятся и в этой жизни, и в будущей. И они останутся неизменными. Как Нил Синайский пишет: «Добродетель - это константа, направление совершенства, делающее человека сосудом, способным принять Благодать Божию».
«Нечем, - говорят, - принимать Благодать Божию». А что такое благодать? Энергия Божественная, Дух Святой, который на нас сходит, силу нам дает, может исцелить, вразумить. Только всех по-разному: одни в состоянии благодать воспринять и от этого сделаться лучше, а другие - не могут. Солнце светит и на праведных, и на неправедных, и дождь льется на всех - так же и Господь всем нам дает благодать. Но многие не в силах ее воспринять. Почему? Добродетелей нет. Добродетель - это то наше свойство духовное, которое дает возможность нам быть сродными Богу и воспринимать его благодать. <...>
Каким был сотворен человек? Тело у него было нетленное, в огне не горело, в воде не тонуло. Сердце должно было работать вечно. А у нас какой моторесурс? 70-80 лет. Если будем почитать своих родителей, может быть, Господь еще 10-20 лет прибавит. Какой ум был у Адама? Он мог познавать сущность вещей. И эти познания, этот ум дал Бог. Такие были великие дары, но и заповеди - исполняйте. Если вы исполняете заповеди - будете жить вечно.
Господь нам дает Евангельскую благодать больше, чем Адаму. И мы с вами можем быть выше, чем Адам. Но и у нас Господь спросит: как вы исполняли заповеди?
Как будет проходить Страшный суд?
«На Страшном суде мгновенно будет открыто, в каком состоянии
находится каждый человек. Каждый человек пойдет в то место, которого он
достоин. Каждый, как по телевизору, будет видеть и свое собственное
непотребство, и духовное состояние другого. Человек как в зеркало будет
смотреть в своего ближнего и, приклонив голову, пойдет на свое место».
Когда Адам и Ева нарушили заповеди, Бог прекратил непосредственное с
ними общение. В этом и состоит педагогика. Точно так же может поступать и
родитель: «Вот, стой здесь в углу, когда надумаешь, то подходи, мы с
тобой поговорим. Или я подойду через какое-то время».
А чем райская педагогика закончилась? Есть такая икона - «Сошествие во ад»: Христос сошел во ад, выводит Адама и Еву. Долго им пришлось просить прощения: 900 лет каяться, а потом еще в аду побывать, тем не менее первых, кого Господь вернул в рай, были Адам и Ева.
Покаяние как четырехэтажный дом
Если заповедь нарушена, должно быть покаяние. А что такое покаяние? Покаяние - это четырехэтажный дом. Прежде всего, это осознание своего греха, видение своего греха. Второе - это переживание, когда нам тошно, противно от той гадости, которую я натворил. Когда мы так переживаем, а не просто умом осознали, что это нехорошо, - то близки к покаянию. Далее - главное - исповедь, исповедание греха. И наконец, принесение плодов, достойных покаяния, то есть изменение жизни. Необходимо загладить грех добрыми делами, мыслями, добродетелями. Вот где конец покаяния.
А как вы думаете, что является свидетельством или показателем того, что Бог простил нам грех?
- Если я успокоилась, значит, Бог простил.
- Совершенно верно. Если грех уже больше не повторяется. Если он нас не беспокоит. Если он уже нас не смущает. Он отвратителен для нас. Мы стали выше этого греха. Он может к нам приступать?
- Может, через помыслы.
- Да, и бес, конечно, не успокоится. Но мы более или менее легко с помощью Божией от него можем отстраниться.
Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей. Потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в необходимой тонкости и духовности наше сердце. И тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет создание добродетелей. <...>
Помогай нам, Господь, по милости Божией дожить до старости и успеть привести свою душу к покаянию.
«Я нам вот чего пожелаю, - пишет святой Паисий, - если уж в рай, так всем, а уж если в ад - так никому... Будет очень неблагодарным, если после всего того, что Бог сделал для нас, людей, мы попадем в адскую муку и Его огорчим. Да Боже упаси - чтобы не только человек в ад попал, но даже и птичка».