Источник: Покров
Детство, отрочество, юность, зрелось, старость – как по ступенькам человек восходит к высшей точке своей жизни, откуда ему предстоит сделать еще один шаг – в вечность.
Юность – очень важный период жизни. Какие у него границы? 17, 19, 20 лет – это довольно условно, потому что юношей можно быть до 30–40 лет или оставаться до конца жизни, а можно пройти этот период буквально за год. Какой главный вопрос в юношеском возрасте? Это решение основных мировоззренческих проблем, формирование мировоззрения, которое чаще всего уже не меняется до конца жизни. Главная проблема этого периода – поиск смысла жизни, вообще смыслов всякой деятельности. Скажем, прежде чем поститься, хорошо бы решить: а какой в этом смысл, зачем?
Смысловая сфера – основа всякой деятельности. Человек определился и дальше уже спокойно идет, едет, как по рельсам, до конца своей жизни. Юношеский возраст особенно чувствителен именно к определению смысла. У русского философа и психолога Семена Франка (1877–1950) есть замечательные работы по определению смыслов, где встречается такой термин: «нусогенный невроз». Психиатрический, психологический и духовный аспекты этого состояния заключаются в том, что человек, не разрешивший смысловые проблемы, находится в страшном нервном напряжении. У него может возникнуть весьма серьезная болезнь, от того что он никак не может с чем-то определиться. Это кризис буриданова осла, перед которым были две лужайки, но он не знал, к какой идти, какая лучше, ближе, и, так и не приняв решения, скончался от голода.
Юношеский возраст – это некий рубеж. Если в подростковом периоде главная потребность человека – стать взрослым, то юноша, собственно, – уже взрослый. Он по всем параметрам ничуть не отличается, а бывает, превосходит в физической силе и маму и папу. И здесь физические наказания, грубости не проходят – речь идет о педагогике смыслов. Человек стоит перед выбором жизненного пути, профессии. Школа закончилась, дальше надо жить, кем-то быть. У некоторых процесс идет по определенной траектории: все – врачи, медики, и я туда же; все – педагоги или экономисты, и я тоже. Бывает и наоборот: появляется большой веер увлечений, и очень сложно определить главное. В целом в это время определяется та сфера или тот вуз, учреждение, где можно приобрести профессию, определить свою профессиональную принадлежность.
Кроме того, это возраст, в котором законодательство уже разрешает человеку выбрать себе супругу или супруга, вступить в брак и основать семью – малую церковь. То есть человек уже взрослый, общество ему доверяет, юридически он готов к тому, чтобы перейти в некое новое качество – соединиться с кем-то семейными узами. Это совершенно другой духовный статус. Если человек становится главой семьи, он встает как бы в позицию священника, берет на себя ответственность за жену, за детей. Девушка, супруга как некая дьяконесса тоже отвечает перед Богом и за детей, и за мужа, и за атмосферу, которая возникает в семье.
Конечно, возрастной особенностью является то, что юноши, девушки очень чувствительны к романтике. Во всем должен быть романтический налет, привлекательность, неизвестность – то, что с годами исчезает. Именно в этом возрасте хочется покорять вершины, побывать в необычных местах, увлекает и познание самого себя. И вообще всякая неизведанная область сама по себе является движущей силой.
В юношеском возрасте очень важен ответ на вопросы: а кто я такой? каковы мои способности? И здесь опять – от великого до самоуничижения – один шаг. Часто возникает очень неустойчивая самооценка – или завышенная, или заниженная. Как правило, появляется целый веер надежд на реализацию самого себя. Есть такая поговорка: «Надежды юношей питают». Действительно, мечта – это питательная среда, сильнейший мотив деятельности. И если есть хорошая надежда, мечта, то она преодолевает горы, как ветер надувает паруса, и человек тогда очень многое может сделать.
Взрослые это не всегда понимают. Если у юноши или девушки есть мечта, может быть, не очень совершенная, но не вредная – не надо ее разбивать, подходить к ней прагматически. Если мы эту мечту растопчем, то у человека не будет движущей силы, внутреннего мотора.
И еще про одну особенность в юношеском возрасте следует сказать: у молодых людей очень узкий, неразвернутый спектр смыслов. Поэтому, когда какой-то смысл, романтический налет исчезает, то это бывает чревато очень тяжелыми последствиями. Юношеский возраст во все времена занимал первое место по самоубийствам. Это такой внешний парадокс: вроде молодой, не больной, кровь с молоком, все впереди, зачем жизнь свою кончать самоубийством?
Естественно, что мы с вами рассматриваем некие возрастные закономерности, которые у одних более ярко проявляются, у других – сглаженно. Иногда юношеский возраст, наоборот, является периодом приобретения некоей духовной стабильности. Подростки, которые убежали из храма, начинают возвращаться в церковь.
С какого возраста человек может выбирать для себя монашескую стезю? Лучше всего – в 25–26 лет. Раньше человек не может серьезно и сознательно сделать такой выбор. По крайней мере, даже если в 20 лет он восхотел стать монахом, то должен пройти какой-то искус – лет пять. И если все искушения ему удалось преодолеть, тогда, к 25–26 годам, человек выбирает: монашеский путь или семья. Если, положим, речь идет о будущем священстве, то в это время его рукополагают во дьяконы, и к 30 лет – во священство. Иисус Христос ведь начал проповедовать в 30 лет. По закону до этого возраста вообще никто не имел права кого-то учить.
Таким образом, юность – возраст важных жизненных свершений, определения себя, в частности, в духовной жизни. Как правило, подростковые завороты уже закругляются, человек выбирает духовника, вокруг него создается некая духовная среда, даже появляются обязанности: крестного или собственно родителя, воспитателя, и, конечно, супружеские обязанности, прежде всего духовного порядка.
С 30 до 60 лет – возраст зрелости. Многие отмечают, что после 30-ти возникает сильный духовный импульс, некрещеные крестятся, люди начинают изучать духовную литературу. К этому времени человек часто выполняет свое основное земное предназначение: уже посадил дерево, построил дом, родил сына. То есть обычная житейская программа чаще всего завершается. И тогда возникает переориентация смыслов: внешнее, чисто мирское, житейское – тускнеет.
В юношеском возрасте человека спрашивают: «Ты чего хотел бы? Какая твоя мечта?» – «О, я хотел бы стать космонавтом!» Или: «Хочу купить крутую спортивную машину». А когда он приобретет этот автомобиль, то увидит, что вообще-то счастья в этой железяке нет. Квартиру, дачу человек купил и быстро ко всему привык. «Вот, у меня будет супруга и дети». Но супруга и дети уже есть. А дальше все эти смыслы тускнеют. Далее должно открыться какое-то другое содержание внеземной, духовной жизни. И вот здесь, если у человека есть духовная закваска, он может выйти на проповедь или начать проповедовать своими делами. Человек, живущий скромно, по-христиански, является образцом для подражания.
К периоду зрелости относятся все основные духовные подвиги, совершенства, которых может достичь человек. Например, Василий Великий, величайший из святых, прожил 49 лет. Многие аскеты, подвижники в монастырях, в семьях, в разном положении достигли совершенства именно в эту пору. Это время, когда у человека во всей полноте открываются его духовные, душевные, физические способности. Он может достичь огромных результатов в духовной жизни, да и в профессиональной.
После 60 лет начинается старость. Сколько нам определено жить? 70–80 лет – вот наша норма. Все, что больше, превышает «моторесурс», который заложен Богом в современного человека. В эти годы надо уложиться для того, чтобы сделать духовный выбор: с Богом или без Бога, чтобы уже здесь, наземле,стяжать Царство Небесное у себя в сердце. И для этого 70–80 лет вполне достаточно.
Мы уже проводили параллели, что старость сходна с дошкольным возрастом, только развитие идет в обратном порядке. Если дошкольник набирает свою человеческую мощь, то старый, наоборот, дряхлеет, зубы вываливаются, походка становится неустойчивой.
Старость некоторые воспринимают панически: ну как же так, проводили на пенсию, теперь, оказывается, я никому не нужен! Как ломоть бывают отрезаны и дети. Часто старики обижаются: хорошо, если хоть телеграмму пришлют или позвонят. Действительно, как детей воспитаешь, так они потом тебя и отблагодарят.
Конечно, старость нам дается для того, чтобы мы уже здесь, на земле, подготовились к жизни с Богом, чтобы отцепились от того, что нам не пригодится в вечной жизни. Не понадобятся нам все эти контакты, связи, душевные привязанности, увлечения. Многие начинают цветами заниматься, вырезать или шить, изучать музыку, языки, путешествовать по миру. И хоть куда я от себя убегаю, а от Бога-то не убежишь. Все равно эти основные вопросы – спасения души – остаются. Главное дело в этом возрасте – молитва. Надо вернуться к детской непосредственной молитве, это одно из главных возможных достижений в старости.
Последний период – после 80-ти – называется старчеством. Есть такие люди, которым Господь продляет жизнь. За что? Чаще всего за исполнение пятой заповеди. Пятая заповедь о чем гласит? «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».Это, конечно, не абсолютный закон, но, тем не менее, за почитание родителей Господь продляет дни жизни. Иногда говорят: «Вот, почитал родителей, а в 50 лет умер». А если бы не почитал, может быть, и до 50-ти не дотянул.
Старчество – это, конечно, особый вид долгожительства. Вся внутренняя природа человека располагает его к бесстрастной жизни, у него страсти ослабевают естественным путем, его ничто не влечет, все отгорело. И он может быть очень трезвым человеком, беспристрастным, аскетичным. Ему даже пищи много не требуется – не хочется. И человек, если он правильно понимает смысл этого периода, то, используя свои природные данные, может жить совершенно святой жизнью, может быть старцем. Когда его спрашивают – как поступить, он этот вопрос рассматривает бесстрастно. К этому времени несколько поколений прожило на его глазах, и он встречался с этими ситуациями. И он действительно может спокойно рассудить, как поступить лучше, может привести множество примеров, когда пошли налево – и попали в яму, направо – получили шанс счастья попытать.
И последний момент – смерть, или рождение для будущей жизни. Я бы вам рекомендовал каждый день в этом упражняться. Лучшее время для подготовки к смерти – час, когда мы отходим ко сну. Это и есть репетиция смерти. Многие говорят: нет сил читать вечернее правило. То есть вы всю жизнь тренируетесь, чтобы отойти от этой жизни вообще без молитвы. А нужно, превозмогая себя, прокрутить весь день, покаяться в своих грехах, поблагодарить Господа, попросить его: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». Это же прощальная молитва, на отход души. И действительно, каждую ночь душа отходит от тела, а потом возвращается. Это временная смерть, с которой мы сталкиваемся каждый день.
Что говорили мученики, праведники перед кончиной? «Не знаю, положил ли я начало покаянию»; «страшно мне, помолитесь за меня…» Это говорили величайшие праведники, которые уже жили беспристрастной жизнью.
«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). Да, каждый день помни, что можешь уснуть и не проснуться.
Господь когда забирает человека? Когда тот уже достиг своего совершенства, и Бог видит, что лучше он не станет. Вот тогда наступает смерть. Никто не знает, когда именно это случится. Скажи нам дату окончания наших мучений здесь, на земле, – еще непонятно, как мы будем себя вести. Вот почему это сокровенно, является тайной. Так устроил Господь. Но некоторым святым Он открывал время их смерти. Например, Преподобному Сергию Радонежскому явилась Матерь Божия с двумя апостолами, Петром и Иоанном, и сказала, что через 100 дней он отойдет ко Господу. Что стал делать Преподобный Сергий? Он еще больше часа разговаривал с Божией Матерью: спрашивал, что станется с монастырем, сколько здесь будет монахов, кто станет опекать обитель. Спокойно, трезво: если я отхожу, значит, надо кому-то это дело передать. И Божия Матерь дала обещание, что Она до скончания века будет заботиться обо всех, кто проживает в Троице-Сергиевой Лавре, станет ее Попечительницей. Преподобный спросил: «Сколько здесь будет монахов?» – «Столько, сколько птиц». А на следующий день Преподобный Сергий назначил игуменом монастыря Никона. Сразу же, мгновенно, сложил с себя игуменство и ушел в затвор – молиться, очищать свое сердце для встречи с Богом. Вот пример, как человек может вести себя перед кончиной.
Не от количества дней зависит спасение, а от того, как мы прожили, какой плод в конце жизни вырастили. Помогай нам Господь, чтобы по милости Божией мы с вами дожили до старости, успели покаяться и привести свою душу в чистоту.
Игумен Киприан (Ященко)
Источник: Покров