Последний Оптинский монах

0
418
Время на чтение 5 минут

Испокон веков Русь была светильником православной веры. Велика она своими монастырями и храмами, праведниками, преподобными и святыми.

Есть в Калужской области небольшое село Спас-Прогнанье, близ станции Балабаново, и стоит в нем храм Спас-Преображение. В советское время это место стало обителью покаяния. Здесь с 1942 по 1978 год подвизался схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов). Отрочество и юность он провел в Оптиной пустыни, постриг принял в честь Оптинского старца Амвросия (Гренкова) и через всю свою жизнь пронес оптинский дух кротости, смирения и подлинного старческого служения. Многие называли его последним Оптинским старцем...

2 января 1878 г. в селе Копыл Тамбовской губернии в семье крестьянина Иванова родился мальчик, нареченный в святом крещении Василием. Мать его была глубоко верующей, паломничествовала даже ко Гробу Господню в Иерусалим. Отец умер рано, в 33-летнем возрасте. Мать предложила сыну разойтись по монастырям. Василий согласился и отправился в Оптину, где уже подвизался брат матери, его дядя - отец Иоанн. Определили его петь на клиросе. Так 18-летний Василий стал послушником. В те годы духовником братии был старец иеросхимонах Иосиф, любимый ученик преподобного Амвросия, и духовные качества его и других старцев не могли не отложиться в юной душе послушника.

Освоив клиросное пение, Василий стал регентом в больничном храме, помогал старцам - отцу Иоанникию, отцу архимандриту Серапиону, отцу игумену Варлааму. Восемь лет прожил Василий в Оптиной пустыни. В 1904 г. взял его к себе в Пафнутиево-Боровский монастырь в качестве регента настоятель отец Венедикт, бывший когда-то письмоводителем у Амвросия Оптинского. Отец Венедикт стал восприемником Василия в монашестве и досрочно постриг его в 1911 году с именем Амвросий - в честь Оптинского старца. А в 1913 году его рукоположили в иеромонахи.

Схиархимандрит Амвросий (Иванов)

Схиархимандрит Амвросий (Иванов)

В 1923 году монастырь закрыли, и отец Амвросий стал служить неподалеку - в селе Иклинском. В 1930 году, когда начались массовые гонения на православных христиан, его арестовали и сослали в Семипалатинск. Заключенных везли стоя в переполненных вагонах, почти без остановок. В ссылке отец Амвросий на всю жизнь получил неизлечимую болезнь. А в тюрьме его ставили в бочку с холодной водой и требовали отречения от веры. Но избранник Божий был верен Господу, и Господь явил Свою милость через немощь человеческую. У начальника тюрьмы заболела жена, и, когда все средства лечения были испробованы, обратились к батюшке Амвросию. По его молитвам женщина исцелилась. Стали его отпускать в воскресные дни на службу в храм. Оттуда нес он своим собратьям-заключенным целые сумки еды. Отцу Амвросию сократили срок, но о многом говорят слова, сказанные им после возвращения из ссылки: «Да, тюрьма, тюрьма и этапы... Кто там не был, дай Боже и не быть. А кто был, тому до смерти не забыть всех пережитых лишений и обид».

В 1933 году вернулся отец Амвросий на калужскую землю в свой храм села Иклинское. А с 1942 года по благословению местоблюстителя Патриаршего престола Сергия (Страгородского) стал приходским священником в селе Спас-Прагнанье, в храме Спас-Преображение, где и служил до своей кончины в 1978 году.

Когда батюшка начал свое служение там, храм был запылен, ризница почти пустая. Но постепенно вырастал здесь, незаметно для глаз, монастырь. По благословению Патриарха Алексия (Симанского) с начала 1960-х годов отец Амвросий начал совершать обряд пострижения в монашество. В те годы это преследовалось, местные жители писали жалобы. Не раз приходили к нему из райисполкома уполномоченные по делам религии. Но отец Амвросий не терялся: «А мы и из райисполкома стрижем!» На вопрос кого-то: «Нужно ли сейчас это делать?» - отец Амвросий отвечал: «Я вот тоже сомневался, но мне Господь сказал, что тем самым я спасаю грешников, ибо Слово Божие таково: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Старец Амвросий

Старец Амвросий

Около 800 человек постриг отец Амвросий, и большинство из них были женщины. И не случайно, наверное, появилась в храме села икона «Игуменья Божия Матерь».

«Христос посреди нас, Он и спасет нас... - так начинал письма отец Амвросий своим духовным чадам. - Вы пишете, все какие-то у вас грехи большие. Ведь есть точное сказание: «Един Бог без греха», а грешников Бог прощает только кающихся. Так и вы, и мы грешные, будем сознавать свое недостоинство и просить Его о прощении грехов наших вольных и невольных. И в то же время молиться и хвалить Бога и благодарить Его за великое милосердие к нам, грешным. Затем, простите, остаюсь Ваш смиренный богомолец схиархимандрит Амвросий».

Простота, кротость и смирение влекли к старцу каждого. В праздничные дни дом его всегда был переполнен. До 100 человек собиралось на трапезу. Постоянно здесь были юродивые, а люди образованные и простые в нем души не чаяли. Отец Амвросий очень любил играть всем приходящим на фисгармонии. Скрывая свой дар, сам писал духовные песнопения.

Место служения старца стало некой обителью покаяния. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - заповедал Господь. И к старцу шли. Шли к белокаменному храму, издалека виднеющемуся среди волнистого простора русских полей. Шли, будто по нетронутой России, как вспоминает одна из матушек. И однажды узрели они духовным взором, как идут в сторону батюшки Иоанн Предтеча и Серафим Саровский, свидетельствуя тем самым о высокой духовной жизни старца.

Старец Амвросий Балабановский

Старец Амвросий Балабановский

Кто хоть раз побывал у него, ощущал после встречи прилив радости и любви в душе. Верующие укреплялись духом. Неверующие обращались на путь покаяния. Находящиеся в отчаянии и унынии обретали покой. Многие получали исцеление от опасных или неизлечимых болезней, расслабленные вставали на ноги, а бесноватых он отчитывал. На исповеди часто сам называл забытые согрешения и плакал, сердцем скорбя за грехи людей.

Спал он мало. Ночью молился, стоя на коленях пред иконами, за всех приходящих к нему, за весь мир. «Надо за весь мир помолиться», - говорил он, уходя к себе в келью, вспоминали его духовные чада. «Все мы очень холодные, а молитва нужна горячая, может, один из сотни да спасется». А если днем кто-то заставал старца одного, то видел на его глазах слезы.

В последние годы жизни ноги у него отекали, были черные, тепла не чувствовали - сказывался Семипалатинск. Любящие чада сделали своими руками телегу и на себе возили его на службу.

Местные жители особой любви к храму не питали. То украдут что-нибудь, то поломают, то к самому батюшке в дом ночью залезут или стекла побьют. Да и местные власти не оставляли отца Амвросия в покое: были и издевательства, и изнуряющие допросы. Приходили к нему домой и били. Но отец Амвросий никогда не жаловался, только говорил: «Что Господь дал - все мое». И служил. В одном из писем своим духовным чадам он писал: «По совету одного батюшки буду служить сидя, а если совсем невмоготу, то лежа. Пою Богу моему дондеже есмь».

Как-то в разговоре с отцом Амвросием один священник сказал, что родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Это что, - оживился старец, - вот ты умри на Покров». Отец Амвросий умер на второй день Покрова, 15 октября 1978 года (обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского празднуется 16 октября). Перед смертью он своих духовных чад исповедовал в епитархили Серафима Саровского. А за несколько минут до того, как душа его отошла к Господу, он сказал: «Вот и папа с мамой пришли. Пчелы. Какой сладкий мед». И еще: «Приходите ко мне как к живому. И все ваши просьбы будут услышаны, и во всем вам помогу».

Подобно Серафиму Саровскому, отец Амвросий ни на кого не возлагал тяжелого бремени, сам неся крест Христов со всеми скорбями. Особого молитвенного правила никому не давал. Самое главное наставление - делать все по рассуждению и за все благодарить Господа. Когда одна из прихожанок созналась, что в постные дни съела мороженое, он ей сказал: «А ты Бога-то поблагодарила?»

Сто лет прожил этот великий старец, охраняя незримо горящую в веках лампаду русской духовности. И сейчас те, кто с верой приходят на его могилу, получают просимое от Господа по молитвам батюшки.

Татьяна Дашкевич

http://pokrov.pro/poslednij-optinskij-monax/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Ещё раз о календарном вопросе
Новый комментарий от Анатолий Степанов
14.06.2024 17:29
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Вадим Винер
14.06.2024 13:13
Игорь Тальков – Господь воздаст отмщение
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 12:25
«Борис Годунов»: историческая драма и метафизика истории
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.06.2024 12:25
Мина под будущее России
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.06.2024 11:40
Украинский нацизм: проблемы идентификации
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 10:06