Когда оружие бессильно
Празднование Покрова Божией Матери Русской Православной Церковью - явление поистине уникальное. Достаточно сказать, что ни одна из других четырнадцати Поместных Церквей не имеет традиции воспоминать это событие X века, тем более придавая ему статус великого праздника. Но еще более неординарно почитание нашей Церковью этого дня с учетом того, что в народном сознании он зачастую связывается с военным поражением наших предков.
Итак, Константинополь, 910 (по другой версии 911) год от Рождества Христова. Очередная осада столицы Византийской империи, враг снова у самых ворот города, в то время как регулярная армия находится в одном из далеких походов...
Учитывая географическое положение богатейшего Царьграда, находящегося на самой границе Черного и Мраморного морей, не удивителен факт постоянных набегов и попыток его осады то со стороны полчищ сарацинов-мусульман, широко расселившихся к юго-востоку от границ империи, то со стороны набирающего мощь государства русов, которые уже в середине IX века отметились успешным походом на Новый Рим. Ввиду давности событий и противоречивости документальных свидетельств сложно сказать однозначно, была ли та осада связана с воинством наших предков или же то был очередной набег агарян. Известно лишь, что положение было безвыходным, и, как обычно и бывает в таких случаях, столичные жители возложили свое упование уже не на силу оружия, храбрость воинов и мощь фортификации, а на Того, в Чьих руках находятся жизни всех живущих на земле.
В тот день жители города собрались на всенощное бдение во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы, где с V века хранилась перенесенная из Палестины святыня - Риза Богоматери, то есть одеяние, которое Она носила во время Своей земной жизни. Молитвы верующих были горячи, и вот, в четвертом часу ночи, взору бывших в храме святых мужей - Андрея и ученика его Епифания - предстала Сама Царица Небесная. Она появилась в храме в окружении Ангелов и сонма святых, из которых ближе всего к ней находились пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. После продолжительной слезной коленопреклоненной молитвы Пречистая Дева зашла в алтарь, помолилась перед престолом и затем, сняв со Своей головы омофор - длинный плат, покрывающий голову женщины на Ближнем Востоке, - распростерла его над собравшимися в храме. Стоит ли говорить о том, что угроза взятия города неприятелем вскоре миновала?..
Юродивый Христа ради
В греческом варианте жития святого Андрея говорится о том, что родом он был скиф, но известно, что «скифами» византийцы называли самые разные народности, проживающие севернее рубежей империи. Поэтому и в славянском переводе жития, и в народном сознании закрепилась мысль о славянском происхождении святого. В юности он попал в рабство к одному вельможе в Константинополь; подавал большие надежды, выделяясь внешним благообразием, умом, расторопностью в поручениях и, главное, благочестием. Он не только принял веру своих хозяев и новых соотечественников, но и не побоялся со временем взять на себя один из тяжелейших и высочайших подвигов - юродство Христа ради.
В добровольную жертву святой Андрей принес не только свой земной разум, но и свою красоту, и перспективы прекрасной карьеры, которая у него, несомненно, сложилась бы благодаря незаурядным способностям и благоволению со стороны высокопоставленного хозяина. А в награду от своего нового и единственного Владыки, Которому он всецело вверил жизнь, блаженный получил разум духовный, пророческий дар и сподобился многих чудесных видений.
Во время одного из таких видений святой Андрей был восхищен в Небесные обители, где лицезрел Самого Господа нашего Иисуса Христа. Он не мог даже отчасти передать словами то чувство трепета, благоговения и неизъяснимой радости, которое испытал от встречи с Создателем еще во время земной жизни. Но когда святой Андрей возвращался из Небесного Царствия в нашу земную реальность, ко всем этим чувствам и переживаниям добавилась еще одна мысль - о том, что он не увидел там Пречистой Девы. Сопровождавший его Ангел ответил на этот помысл, что блаженный не мог встретить Владычицы Богородицы в Царстве Небесном, поскольку Она непрестанно находится на земле, утешая всех скорбящих и помогая призывающим Ее имя.
Впоследствии же, как мы уже знаем, юродивый Андрей за свою святую жизнь и ежедневное терпение скорбей и поношений был удостоен чудесного видения Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Русь под Покровом Царицы Небесной
Опасность для горожан миновала, но чудесное явление Богородицы не нашло достойного отражения ни в богослужении греческой Церкви, ни в летописях того времени. Лишь спустя два с лишним века, за много сотен километров от Царьграда чуткое верующее сердце не смогло пройти мимо столь явного свидетельства заступничества Матери Божией за всех, требующих помощи и призывающих имя Ее. Это было сердце выдающегося правителя земли Русской - великого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Перечитывая житие своего небесного покровителя, святого Андрея Юродивого, благоверный князь захотел учредить празднество этого великого явления Пречистой Матери, заступничество и покровительство Которой он явственно ощущал над собой и своими землями.
Русский народ принял новую памятную дату в церковном календаре с большим воодушевлением. Покров Божией Матери сразу стал одним из любимейших и самых почитаемых богородичных праздников. В честь этого праздника на Руси освящено огромное количество церквей, среди которых известные на весь мир храм Покрова на Нерли, выстроенный благоверным князем Андреем Боголюбским в 1165 году, и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный в народе как храм Василия Блаженного.
Стерлись и поблекли перед величием самого события его детали. Нельзя наверняка назвать не только год, в который сподобился блаженный Андрей видеть Покров Матери Божией, но и имя врага, вынудившего жителей столицы Византии собраться в храме для усиленной молитвы. Но широкое русское сердце с радостью принимает и вероятность поражения оружия своих предков, ведь эта неудача язычников русов под стенами Нового Рима обернулась интересом к неведомому Богу, Который может спасти уповающих на Него из любой беды. А интерес этот в 988 году привел к славнейшей странице в истории нашего государства - Крещению Руси.
Собираясь в этот праздничный день в храме, мы вспоминаем не победу византийцев над русами, а победу света веры православной над тьмой язычества. Приняв святое Крещение, Русь вверила себя под Покров Божией Матери, и Она не оставляла нас Своим заступлением. Неисчислимы чудеса, явленные по Ее молитвам, через Ее чудотворные иконы на земле Русской в самые разные моменты нашей истории.
В житии блаженного Андрея мы читаем, что Покров Пресвятой Богородицы, сияющий ярче солнца, простирался над молящимися, пока видна была Сама Приснодева. По отшествии же Ее невидим стал и сам омофор, но, забрав его с Собою, Она оставила благодать, бывшую при Ней. Каждый из нас может действие этой благодати, подаваемой по молитвам Пресвятой Девы, ощутить в своей жизни. Однако, вознося Ей ежедневные молитвы, мы зачастую забываем возблагодарить за получение просимого, списывая те блага, что у нас есть, на данность или собственные успехи. Чудеса видят те, кто в них верит. И если наши сердца будут готовы видеть и чувствовать во всем, что с нами происходит, действие Промысла Божия, то мы сможем научиться быть более благодарными. И тогда даже в неожиданно теплом для октября дне или в застилающем землю первом снеге на Покров мы сможем увидеть не просто совпадение и причуды погоды, а всегда простирающуюся над нами любовь и заботу Божией Матери. Как два года тому назад на престольный праздник Покровского храма почувствовал эту любовь и заботу я сам, когда надо мной совершалась диаконская хиротония...
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)
Священник Алексий Стрижовhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pokrov-uvidet-nad-sobojj