Архимандрит Парфений Архимандрит Парфений (в миру Павел Невмержицкий) родился 5 марта 1900 года в многодетной крестьянской семье из села Дубрава (по другой версии Бовсуны) Житомирского уезда Волынской губернии. Впоследствии отец Парфений вспоминал: «Родители мои при царском строе постепенно покупали землю, скот и имели в своем хозяйстве до двадцати десятин земли, 3-4 коровы, 2-3 лошади, 10-15 штук свиней, такое же количество овец, хату под черепицей, три сарая, амбар, клуню, плуг, воз, бороны и другой мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Наше хозяйство относилось к категории мощных середняков, но кулаками не значилось. Семья наша состояла с шестнадцати человек».
Родители будущего старца Иосиф и Феодора были глубоко верующими людьми. Особенно отличалась своей высокой духовной жизнью мать. Рассказывали, что она предсказала Великую Отечественную войну.
В 1914 году Павел Невмержицкий окончил три класса сельской школы. Как и многие другие подвижники благочестия, он достаточно рано обнаружил в себе призвание к иноческой жизни. Существуют разные версии, связанные с его поступлением в обитель. Согласно исследованиям И.В. Александрова, в 1920 году юноша убежал из петлюровской армии, куда был мобилизован насильно и уже после изгнания петлюровцев поступил в Свято-Преображенский монастырь (урочище Кипячее).
Так оно и вышло: монастырь разорили, а насельников разогнали, кто-то из них погиб, а кто-то и в безбожную жизнь пал
В монастыре Павел Невмержицкий не только постигал основы равноангельной жизни. Братия научили его ремеслам. Здесь же впервые обнаружилась склонность подвижника к юродству. И.В. Александров упоминает, например, следующий случай: «Бегут послушники гурьбой, опаздывая на вечернюю службу, Павел обгоняет всех, забегает в храм и ложится за порогом поперек двери. Ребята вбегают в церковь, цепляются за него и падают один за другим. Так оно и вышло: монастырь разорили, а насельников разогнали, кто-то из них погиб, а кто-то и в безбожную жизнь пал».
В 1928 году Павел Невмержицкий был пострижен в монашество с именем Парфений. Но оставался молодой монах в обители недолго. 20 июля 1930 года он был арестован. Поводом для ареста инока стала его первая проповедь. Людей в обители в тот день было так много, что проповеднику пришлось взобраться на дерево. По версии НКВД отец Парфений сказал следующее: «Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались помолиться Всевышнему, несмотря на то, что разбойники говорят, что Бога нет. Разбойники нас грабят, последние рубахи снимают, а мы молчим, нас заставляют работать день и ночь, а мы работаем, нас отправляют в Архангельск, штрафуют, а мы все молчим, до каких же пор будем молчать. Тяжелое время, братья и сестры, нужно молиться и терпеть, но скоро освободимся». В этом же духе обвиняемый Невмержицкий продолжал свою проповедь, длившуюся около 2-х часов. В ответ на проповедь Невмержицкого из толпы богомолов раздались возгласы: «Вот кто прав, будем же едины и освободимся от разбойников».
Пройдет много лет, и в своем прошении о снятии несправедливой судимости архимандрит Парфений сам расскажет об истинной причине ареста. В тот день он встретил убитую горем дочь замученного бандитами монаха Ираклия. Когда монах Парфений подошел к ней и спросил, почему она плачет, женщина «пояснила свою обиду, что отца ее убили бандиты в монастыре, хозяйство их растянули, а мужа ее выслали в Архангельскую область». Отец Парфений пояснил ей, «что она неправа в своей обиде. Это естественно, все может случиться в жизни человека, а мы, христиане, по воле Божией все должны переносить и терпеть».
На самом деле в своем первом слове будущий старец обращался и к скорбящей дочери монаха Ираклия, и к подобным страдальцам. Сравнивая жизнь современников с жизнью древних мучеников, проповедник говорил: «Если кого выселяют, мы не должны плакать и ставить это в обиду. Это есть Тайна Божья и тайна правительства. Мы должны чувствовать себя свободно и быть в полном повиновении, где бы ни находились. Это есть воля Божья». На проповеди присутствовал один из местных жителей, которому отец Парфений пообещал сделать два письменных стола, но не смог это выполнить за неимением времени. «Он на меня рассердился за это и по злобе написал на меня ложное заявление о том, что я подговаривал верующих выступать против мероприятий соввласти. - Писал архимандрит Парфений в своем обращении в прокуратуру. - Об этом, он сам мне рассказал, когда я его посетил в 1933 году после возвращения из заключения. Жена его испугалась моего прихода, и ее парализовало».
Но в начале 30-х закон был не на стороне христиан. Особое совещание при коллегии ГПУ УССР от 20 января 1931 года постановило: «Невмержицкого Павла Иосиповича - заключить в концлагерь, сроком на 3 года». Архимандрит Парфений вспоминал: «С материалами дела по окончании следования я не был ознакомлен. В январе 1931 г. в Житомирской тюрьме мне объявили, что я осужден на три года заключения в концлагерь и этапировали для отбытия наказания в Ухтинлаг».
За хороший труд исповедника освободили досрочно 10 мая 1933 года. В 1933 году епископ Винницкий Александр (Петровский), ныне прославленный в лике святых, рукоположил монаха Парфения (Невмержицкого) в сан иеродиакона. Но в марте 1934 года монастырь закрыли. По свидетельству монахини Архелаи, отца Парфения от расправы спасло только то, что он в момент разорения обители находился на послушании вне ее стен.
В 1934 году в Братском монастыре Киева отец Парфений был рукоположен в иеромонаха. Рукоположение совершил архиепископ Сергий (Гришин). Служить благословили в селе Устиновка Чоповичского района (ныне Малинский р-н Житомирской обл.). Осенью 1935 года храм закрыли. По требованию участкового милиционера покинуть село в трехдневный срок отец Парфений уехал в Архангельский край, где два года служил в церкви села Пещаница Котлаского района.
Исповедник
В ноябре 1937 года в селе Пещаница иеромонах Парфений был арестован вторично. В этот раз обвинения ему не предъявили и на суд не вызывали. Осудили заочно на десять лет лагерей.
Облачение он вырезал из газет и тайно служил под нарами
Заключение старец отбывал в Ухтпечлаге (Коми АССР, в 1938 г. переформирован в Ухто-Ижемский ИТЛ). Ад сталинских лагерей оказался бессильным перед благодатью Божией, явленной в этом человеке. Даже в неволе отец Парфений продолжал вести напряженную духовную жизнь. Облачение он вырезал из газет и тайно служил под нарами. На Пасху, день которой старец вычислял особым образом, в воскресные и праздничные дни о. Парфений на работу не выходил и не принимал пищи.
И.В. Александров приводит следующие факты: «Рассказывают, что в лагере отец Парфений «шпане», так он сам называл уголовников, отдавал почти весь свой паек, довольствуясь малым. За искреннее исповедование веры многие уважали отца Парфения. Однажды начальник лагеря попытался его заставить выйти на работу в праздничный день. Но «шпана» заступилась: «Отстань, или мы тебя приберем».
Сам исповедник впоследствии писал: «Отбывал я наказание, добросовестно относился к труду, получал денежное вознаграждение и был награжден грамотой. Во время блокады Ленинграда я отдал все свои сбережения на войну и призывал других заключенных последовать моему примеру».
После освобождения из лагеря в 1947 году иеромонах Парфений продолжил свою пастырскую деятельность в Архангельской и Тюменской областях. В 1948 году он получил назначение в поселок Шапша. Здесь он стал известен не только как пастырь, но и как искусный плотник. В поселке батюшка был нарасхват. Как совестливого и искусного работника уважал его не только народ, но и местное начальство.
Здесь же иеромонах Парфений проявил себя как одаренный миссионер. Благодаря просветительским трудам старца целые семьи язычников-зырян приняли православие. Предметом особой заботы отца Парфения стала община в Ханты-Мансийске, состоявшая как из местных жителей, так и из ссыльных. Оставшись без пастырей и храмов, люди собирались на квартирах и совершали богослужение самостоятельно. Таинства и требы совершал отец Парфений, которому изредка удавалось прийти в Ханты-Мансийск из поселка Шапши, где он служил. И если тайные христиане радовались любой возможности пообщаться с духоносным пастырем, считая само его существование чудом, то иначе относились к нему воинственные атеисты. Батюшке приходилось терпеть оскорбления, насмешки, хамство.
В 1958 году отца Парфения направили служить в городе Тобольск. В 1961 году батюшка вернулся на родину.
Старец
Служил отец Парфений на сельских приходах Житомирской области: в Харитоновке, Берестовке. С 1964 по 1979 год до самого выхода на покой окормлял село Вязовка. В этот период старец по откровению свыше ушел в затвор. Два года подвижник не принимал людей, не топил печь, согреваемый благодатью Божией. Пищу отцу Парфению передавала через форточку его духовная дочь, матушка Мелитина. В затворе старец испытывал особые озарения, проникая духом в глубины Божии.
По воспоминаниям современников отец Парфений (Невмержиций) служил в маленьком деревенском храме, однако на его проповеди собиралось огромное количество людей. Проповедовал старец после чтения Евангелия, и проповедь его длилась достаточно долго. Многие прихожане ощущали, что пламенное, обличительное слово подвижника было обращено лично к ним. Отцу Парфению были открыты грехи и немощи каждого слушателя, и он использовал любую возможность для того, чтобы призвать людей к покаянию.
Кто-то, будучи обличен во грехе с амвона, начинал новую жизнь. Однако находились люди, которые были недовольны старцем и даже жаловались на него правящему архиерею: «Очень длинные службы».
Один благочестивый прихожанин видел, как во время богослужения отец Парфений молился в воздухе, поднявшись над землей
Один благочестивый прихожанин видел, как во время богослужения отец Парфений молился в воздухе, поднявшись над землей. Чтобы избежать людской славы, старец запретил рассказывать об этом другим.
Архимандрит Парфений почитался как прозорливый рассудительный старец. За советом к нему обращались иноки Киево-Печерской и Почаевской лавр, многочисленные паломники. Приведем только некоторые случаи его прозорливости.
Послушница В. училась в регентской школе, собиралась принять монашество. Однажды во время беседы архимандрит Парфений предупредил ее: «А ты, смотри, всему учись: петь, шить, стирать. У тебя будет много детей. Ты должна все уметь». Послушница расстроилась: «Батюшка, я не хочу уходить в мир». Но старец был непреклонен: «Ты должна все уметь». Через некоторое время послушницу постригли и возвели в игумению, благословили восстанавливать разрушенную обитель. Пришлось матушке и петь, и шить, и стирать, и за сиротами ухаживать.
Отец Парфений неоднократно предупреждал сестер: «Берегите свою игуменью, ведь ее могут украсть». Сестры удивлялись: «Как могут украсть игуменью?» «Вот так. - Отвечал старец. - Поставят лестницу, и украдут». Вскоре монастырь обворовали, но особо почитаемую икону Божией Матери - Игуменьи обители - по молитвам архимандрита Парфения снять не смогли. Только оклады сорвали.
Матушка Г. очень хотела похудеть. Как-то старец сказал ей: «Одним пояском будешь подпоясываться». Матушка заболела и похудела очень сильно.
Господь благословил архимандрита Парфения (Невмержицкого) и даром исцелений. Но исцелял старец не всех. Кому-то предсказывал скорое выздоровление, кому-то - болезнь и даже смерть.
У одной женщины обнаружили опухоль. Диагноз поставили два профессора, предложили операцию. За благословением она обратилась к старцу Парфению, но батюшка не благословил: «Надо делать, но опасно». Через некоторое время приехала женщина во второй раз, сказала, что боится и снова просит молитв. Отец Парфений подозвал ее ближе. Водит рукой по месту, где была опухоль, и приговаривает: «Апостол Марк сказал так: "Возложат руки на недужные и исцелееют", - но не думай, что тебя Парфений исцелил». По молитвам подвижника через месяц опухоль уменьшилась, через два исчезла совсем.
Другую женщину старец помазал маслом от мощей святителя Иоанна Тобольского. Когда она приехала благодарить старца за исцеление, он свои молитвы скрыл: «Это не я, это - святитель Иоанн Тобольский. Его и благодари. А обо мне никому не говори».
Чтобы скрыть свои духовные дары, старец юродствовал. Как уже отмечалось, у отца Парфения были недоброжелатели. Пожаловались они владыке Иоанну (Бондарчуку): «Своими длинными проповедями службу затягивает». Вызвали старца в епархиальное управление. Молча выслушал отец Парфений Владыку, а потом вдруг сделал стойку на руках. Присутствовавшие при этом священники посмеялись: «У стариков свои причуды». Но когда владыка Иоанн ушел в раскол - «перевернул» веру - об этом случае вспоминали как о предсказании. [Другой вариант этого события приводит И.В.Александров: «Во время праздничного застолья отец Парфений несколько раз упал со стула. Владыка Иоанн спрашивает: «Что это вы батюшка падаете?». А он отвечает: «Как я упал, так и ты упадешь».] Говорили, что старец порой сам не мог понять, почему он совершает подобные поступки. Перед кончиной он сказал: «Я думал, что прозорливый, а я юродивый».
При всем своем юродстве архимандрит Парфений обладал особой духовной рассудительностью. Вспоминает настоятельница Иверского женского монастыря г. Самары игумения Иоанна (Капитанцева): «Это был великий прозорливый старец. Я до сей поры глубоко помню многие его слова. Ради его благословения я и дерзнула стать настоятельницей монастыря, когда было предложено. Ведь за несколько лет до своей кончины он мне сказал: если Священноначалие будет тебя переводить куда-нибудь, не противоречь! Станешь противоречить, и на этом месте отнимется благодать Божия. Вот слова старца и заставили меня покориться, ведь бремя настоятельницы очень тяжело. Когда он уже слепым приезжал к нам в Золотоношу, матушка игумения оставляла все послушание, мы сходились в храм, слушали его. Это великое было утешение и отрада».
Послушание отец Парфений считал основанием спасения. Интересное поучение старца приводит И.В. Александров: «Братия приходила к нему за советом. Отвечал он очень просто и ясно, что называется, по сути. Тогда молодых монахов было много. Вопросы задавили про Иисусову молитву, про внутреннее делание. "Это все в лесу хорошо, а у вас - послушанием спасайтесь", - отвечал старец молодежи».
Приведем и другие наставления подвижника.
«Нас подталкивают к какому-то новому стилю. Старый стиль, почему он постарел? Почему новый стиль? Новый стиль, кто его обновил?»
Плоха та птица, что свое гнездо марает. Плохи те христиане, что не дорожат чистой православной христианской верой
«Плоха та птица, что свое гнездо марает. Плохи те христиане, что не дорожат чистой православной христианской верой».
«Совесть не ремонтируется. Если совесть потерял, то это навсегда».
«Если в монастыре жить, то помни первый день, как ты пришел, и спасешься».
«Вас игумения Наталия в Царствие Небесное прямо гонит, толкает, а вы упираетесь».
Старец-бессребреник отличался исключительным трудолюбием. Был хорошим плотником. Держал до 100 семей пчел, воск и мед же раздавал людям, а также много помогал монастырям, в частности Корецкому монастырю, который очень любил, часто посещал и завещал похоронить его именно там.
Корецкий монастырь архимандрит Парфений посещал часто. Собирал сестер, делился с ними своим духовным опытом. Беседы длились до полуночи.
Еще в 1989 году старец предсказал раскол. Пророчествовал он и о грядущих гонениях на Православие.
В 1980г. отец Парфений ушел на покой. За 6 лет до смерти полностью ослеп и лежал в постели, но народ по-прежнему принимал.
На Успение Пресвятой Богородицы в 1991 году архимандрит Парфений (Невмержицкий) в последний раз посетил свою любимую обитель, а через неделю, 4 сентября, отошел ко Господу, Которому всю жизнь служил как инок и пастырь, миссионер и старец.
Жизнеописание составил диакон Димитрий Трибушный
28 ноября 2016 г.
Рейтинг: 10 Голосов: 734 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Источники:
1. База данных ПСТГУ.
2. И.В.Александров. Архимандрит Парфений. http://kipyachee.com/index.php/monastyr-muzhskoj-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi/11-monastyr-muzhskoj/52-istoriya-monastyrya
3.Краткое рукописное жизнеописание архимандрита Парфения. Автор не указан.
4. Беседа с монахиней Апполинарией (Лобановой). Архив монахини Парфении.
5. Беседа с монахиней Апполинарией (Лобановой). Беседовала Александра Хайрулина.
6. Протоиерей Василий Мовчанюк. "Вспоминая о наставнике". Памяти безвременно почившего архимандрита Вадима (Малиновского). http://arhiv.smoleparh.ru/Publikacii/View/306.
7. Валерия Светлова. Открыта еще одна страница истории последнего храма Югры. http://union-press.ru/rubrics/otechestvo/578
8. Церковь не в бревнах, а в ребрах. http://ugraeparhia.ru/internet-gazeta-yugra-inform-tserkov-ne-v-brevnah-a-v-rebrah/
Благодарим протоиерея Георгия Данильчука, монахинь Парфению и Апполинарию, Александру Хайрулину за помощь в подготовке текста и предоставленные материалы.
http://www.pravoslavie.ru/98982.html