Риза златотканная

0
600
Время на чтение 12 минут
Батюшка-регент

В редакцию зашёл молодой благожелательный священник и попросил последние номера «Веры».

- Издалека приехали? - спрашиваю гостя, складывая в стопку газеты.

- Из Йошкар-Олы, - ответил отец Евгений Самойлов и, сообщив, что читает «Веру» давно, сказал много добрых слов о газете.

- В Сыктывкаре есть где остановиться? - интересуюсь.

- Спаси Господи. У меня супруга отсюда родом.

- Возможно, я знаком с нею. Как зовут вашу матушку?

- В девичестве она Елена Шулепова.

- Знаю, конечно!

Помнится, познакомились мы во время восстановления Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря. Будучи ещё студенткой СГУ, Елена и несколько её сокурсниц по благословению игуменьи Стефаниды (Запорощенко) решили помогать монахиням. Разбирали деревянные перекрытия в Зосимо-Савватиевском соборе, откапывали фундамент монастырской стены, взялись проводить в городе и монастыре благотворительные ярмарки, продавая свои изделия ручной работы. Вырученные средства шли на восстановление обители. Елена была и одной из устроительниц молодёжного лагеря «Добрые побуждения».

Далее выясняется, что сам батюшка не из Йошкар-Олы, а из Петрозаводска, из семьи протодиакона Евгения Фёдоровича Самойлова. В школьные годы пел с отцом в хоре Крестовоздвиженского храма, затем, когда учился в Петрозаводском музыкальном училище, был уставщиком Александро-Невского кафедрального собора, певчим архиерейского хора. А потом, живя в Сергиевом Посаде, руководил братским будничным хором Лавры при старшем регенте отце Филиппе (Неседове). Сейчас отец Евгений служит в Благовещенском кафедральном соборе Йошкар-Олы.

Стал я дальше расспрашивать отца Евгения о его жизни, и оказалось, что наши пути неоднократно пересекались, да и общих знакомых, кроме матушки Елены, немало.

Петь всем храмом

 - Получается, что я прямиком пошёл по стопам своего отца, - отметил молодой батюшка. - Он учился в Московской духовной семинарии, затем в академии, а в 60-70-е годы пел в братском хоре под руководством «регента всея Руси» архимандрита Матфея (Мормыля), получил учёную степень кандидата богословия. Так что, учась в Лавре, частенько во время прогулок с отцом Матфеем вспоминали товарищей отца. Мы шли вместе и беседовали о прошлом Лавры, благо я благодаря воспоминаниям отца знал немало. Говорили о духовном пении. Я просил советов, которые отец Матфей охотно давал, пояснял мне, как с хором нужно работать, как снисходить к певчим, как правильнее исполнить ту или иную стихиру либо тропарь.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

Архимандрит Матфей (Мормыль)

- Рассказывают, у отца Матфея характер был непростой, мог и накричать.

- Да, строгим был, - соглашается о. Евгений, - но очень любил своих воспитанников. Поэтому и накричать, и даже ударить мог - в воспитательных целях. Старался ученикам поставить голос. У самого-то архимандрита голос был сорван ещё в то время, когда он пел ранние литургии в храме вместе с прихожанами. Вскоре после открытия Лавры, в 50-60-е годы, была практика общенародного пения, в поддержку которого батюшка вложил много сил.

- А вы тоже считаете, что литургию в храме должен петь весь приход? Приветствуете, когда прихожане стоят с богослужебной книжечкой и поют всю службу вместе с батюшкой и хором?

- Конечно, конечно, - соглашается о. Евгений. - Церковь - это Тело Христово, единый организм, и все должны участвовать в богослужении, а не только священник с клиросом. Богослужение, по мысли епископа Михаила (Семёнова), это одежда, золотая риза Господня, из которой исходит Фаворский свет на нас, как из Святого Евангелия. Вспоминаю слова епископа Варнавы (Беляева), которые он сказал в начале 1920-х в одном из храмов Нижнего Новгорода. Литургия, на которой впервые церковный народ пел, завершилась, и владыка воскликнул: «Чтобы как можно скорее появилось всенародное пение вместо театральных, оперных хоров! Такое бодрое и воодушевлённое пение служит утешением для многих скорбящих душ!» Сейчас, правда, это трудноисполнимо, потому что в храм приходит много «новеньких»: молодёжи, малоцерковных людей, не знающих церковной жизни, богослужения и особенностей церковно-богослужебного пения. Очень медленно входят в церковную жизнь, поэтому я на проповедях постоянно призываю вслушиваться в чтение и пение, вникать, вдумываться, потому что богослужение - это то, чем должен жить приход. А остальное приложится!

- А я знаю батюшек, которые не только не приветствуют, но и запрещают прихожанам петь, потому что те поют кто в лес, кто по дрова, у многих ни слуха, ни голоса. А если увидят кого-то с богослужебником, то сразу же зачисляют во враги, потому что думают, что те проверяют, правильно ли священник ведёт службу.

- Я считаю это не совсем правильным. В богослужении для простых людей и так не очень понятен язык, ещё бывает у священников невнятная дикция, голос тихий, так что ничего не разберёшь. А прихожанин должен всё понимать, знать и молитвенно участвовать в богослужении - иначе зачем он приходит на службу?! Просто постоять? Сейчас очень много богослужебной литературы, не то что в советское время. Пожалуйста, бери, изучай слово Божие: суточный и годовой круги богослужения, какие основные песнопения, а какие изменяемые, богослужебную символику. Это всё очень интересно.

- Любовь к богослужению вам отец привил?

- Да, он очень трепетно относится ко всему, что касается церковно-богослужебной жизни. По окончании Духовной академии в 1972 году он был направлен на Украину, где служил в сане протодиакона, а в начале 80-х переехал в Петрозаводск и продолжил служение, но по причине инвалидности уже в качестве регента Крестовоздвиженского собора. До революции это была кладбищенская церковь, впоследствии получившая статус собора, так как Свято-Духовский кафедральный собор Петрозаводска, построенный по проекту архитектора Тона на Соборной площади, был взорван в 1930-е годы. На протяжении многих десятилетий во всей Карелии действовали четыре храма: два в Петрозаводске, по одному в Олонце и Сегеже. А сейчас более сотни приходов, в Петрозаводске - более десяти.

Двенадцать лет отец прослужил в соборе регентом большого хора, состоявшего в основном из пожилых женщин. Певчие музыкальной грамоты не знали, но были глубоко верующими людьми, пели сердцем и духом, следуя основному принципу церковного пения: «не как, а Кому!». Прихожане считали их пение более благостным и богодухновенным, нежели у архиерейского хора, который после образования епархии в 90-м году был создан из профессиональных певцов.

Несколько позже секретарём архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила игуменом Тихоном (Степановым) был создан молодёжный хор. После хиротонии во епископы и назначения на Архангельскую кафедру владыка Тихон забрал его с собой, сделал архиерейским хором и стал брать в поездки по епархии, чтобы в самых отдалённых уголках области показать людям красоту богослужения.

- Вы знали владыку Тихона?

- Наша семья была с ним очень дружна ещё до его пострига и рукоположения, он нередко бывал у нас в гостях. Стараниями игумена Тихона в начале 90-х был создан, помимо молодёжного, ещё и детский епархиальный хор из двадцати детей под руководством певчей архиерейского хора Риммы Борисовны Харитоновой. Мне посчастливилось попеть в нём на воскресных и других праздничных службах, но жаль, что просуществовал он недолго, до отъезда его создателя в Архангельск.

- Каким вам запомнился владыка Тихон?

- Он был спокойным, очень добродушным человеком. Старался привлечь молодёжь в храм и к общественной епархиальной работе. К сожалению, недавно узнал печальную новость: буквально три дня назад была осквернена могила владыки Тихона каким-то пьяным. Была разбита надгробная плита, отбита фотография с памятника. Это возмутило людей, потому что владыку очень любят и почитают в народе.

Помощь святых

- Семь лет назад во время плавания на яхте по Онеге я побывал в Петрозаводске («Под золотыми парусами», «Вера», №№ 593-594, 2009 г.), - говорю отцу Евгению. - Там приложился к мощам карельских святых, и путешествие наше было благополучным. Вам по жизни карельские святые помогают?

- Конечно, молюсь им. В основном у нас в Петрозаводске лишь частицы мощей святых. Но в Крестовоздвиженском соборе находятся целые мощи преподобного Елисея Сумского, о котором мало кто знает.

Мощи прп. Елисея Сумского

Мощи прп. Елисея Сумского

Расскажу о нём, поскольку вам, часто путешествующим, его покровительство бы не помешало. По преданию, отец Елисей был сподвижником основателя Соловецкого монастыря преподобного Зосимы. Одно время вместе с другими братьями он трудился на рыбной ловле около порога Золотец на реке Выг. Почувствовав приближение смерти, очень скорбел, что не может перед кончиной принять схиму. Тогда братия на карбасе повезла его вниз по реке. Выйдя в Белое море, они проплыли примерно ещё 50 километров вдоль берега, чтобы добраться до Сумпосада. В море разыгралась буря, ураганным ветром порвало парус, сломало мачту, выбило вёсла из рук гребцов, но умирающий старец был утешен видением преподобного Зосимы, который помог им. Когда они уже причалили к берегу, Елисей скончался. Братья с молитвенным плачем обратились к преподобному Зосиме, и мёртвый по его небесным молитвам ожил, затем был пострижен в схиму, причастился Святых Таин и предал дух Богу. Его погребли за алтарём Никольской церкви. Прошло более ста лет, и гроб с телом преподобного Елисея по Промыслу Божию оказался на поверхности земли. Спустя время его прославили в лике святых, после многочисленных чудес. Он и сейчас нам помогает.

- А в Сергиевом Посаде, где жили десять лет, обращались за помощью к преподобному Сергию?

- Разумеется. Ежедневно прикладывался к его мощам. По молитве преподобного Сергия Господь послал мне очень хорошую супругу - хозяйственную, скромную и благочестивую.

- Вы думаете, это по его молитвам?

- Несомненно! Я просил его об этом, полностью положившись на волю Божию. И вот случайно в одной из социальных сетей наткнулся на страничку, где не было ни имени, ни фамилии, ни фотографии. Также в записях на страничке не было ничего мирского и лишнего, вредящего душе. И я почувствовал что-то очень близкое и родное. Написал незнакомке - она ответила. Стали переписываться, познакомились. Потом я приехал к ней в Сыктывкар, помогал организовывать благотворительные ярмарки около Стефановского кафедрального собора. Несколько раз она приезжала в Лавру к преподобному Сергию. И, наконец, в 2014 году по благословению наших родителей и духовника старца Иоанна (Барсукова) мы обвенчались в храме Рождества Богородицы в селе Сумки Горномарийского района.

Храм там старинный, 1824 года постройки. Весь медовый месяц мы провели у отца Иоанна, где жизнь протекает неспешно, благодатно, без суеты, подобно монастырскому устроению. Пели и читали на клиросе, ездили с владыкой Иоанном и хором по приходам, а с октября мы официально заступили на служение. Такая простая история.

Риза песнопений

- Как отец Иоанн стал вашим духовником?

- После семинарии семь лет я руководил хором в Казанском храме села Шеметово, это в 25 километрах от Сергиева Посада. И в этом хоре пела Манефа Аркадьевна Зотина, по национальности марийка. Она давно проживает в Сергиевом Посаде, трудится в Троицком соборе Лавры, но часто ездит на родину в Горномарийский район к своему духовному отцу архимандриту Иоанну - известному на всю Россию старцу. Манефа Аркадьевна знает его ещё с юношеских лет, много рассказывала мне о нём. Сейчас отцу Иоанну 87 лет, он является духовником Марийской епархии, более 50 лет служит в храме Рождества Богородицы села Сумки. Ежедневно к нему за духовной помощью приезжают люди из разных регионов нашей страны. И вот в 2013 году я вместе с Манефой Аркадьевной впервые поехал к батюшке Иоанну, а весной следующего года с конкретной целью - узнать волю Божию, где нам дальше жить. И отец Иоанн благословил нас с Еленой переехать в Марийскую епархию и здесь согласился обвенчать нас. Правящий архиерей владыка Иоанн (Тимофеев) с любовью и радостью нас принял. В течение полутора лет я служил в сане диакона в храме Преподобного Серафима Саровского в Дубках. Его настоятель, протоиерей Александр Бачурин, также учился в Троице-Сергиевой лавре, очень любит церковное пение - с ним мы сделали много аудиозаписей. Несколько служб я полностью исполнил знаменным распевом по старым певческим сборникам. А наш детский приходской хор нынешним Великим постом, можно сказать, превзошёл себя - дети исполнили одно из основных сложных песнопений великопостного воскресного всенощного бдения - «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», старинного распева, которое я очень люблю, - его пел мой отец с хором в Петрозаводске.

- Если богослужение - это золотая риза Господня, то и соткана она должна быть из золотых нитей? - приходит мне на ум сравнение. - От многих священников я слышал, что знаменный распев полнее отражает суть богослужения, нежели академическое пение. Это так?

- Так считал выдающийся русский композитор Александр Кастальский, он говорил, что «в знаменном распеве заложена истинная духовность». «Оперное» пение лишь услаждает слух и рассеивает духовное внимание. Так меня учили и такова, можно сказать, позиция нашего регентского отделения Московской духовной академии. Не все, особенно современные авторские сочинения на богослужебные тексты, можно исполнять в храме.

- Кто из преподавателей регентского класса особо повлиял на вас?

- Я застал и другого прославленного протоиерея - настоятеля Казанского храма отца Иакова Лопуховича, который продолжил лаврские традиции хорового пения. Он священник в шестом поколении, очень образованный батюшка. Учился в Почаеве у знаменитого регента Домницкого.

Ещё хотел бы сказать о таком корифее церковно-певческого искусства, как протоиерей Владимир Янгичер. Он был духовным сыном архимандрита Германа (Красильникова), известного духовника Московской епархии. Отец Владимир исполнял послушание регента хора Казанской церкви села Шеметово в годы служения там архимандрита Германа, бывшего 32 года настоятелем этого храма. В советское время многие верующие тайно приезжали к батюшке Герману за советом.

Надо сказать о самом Казанском храме в Шеметово, где всё дышит святостью. С 1676 года он никогда не закрывался. В храме пребывает чудотворная Иверская икона Божией Матери из Успенского монастыря «Шавыкина пустынь», основанного по благословению преподобного Сергия Радонежского в 40 верстах от Лавры. Отцу Герману и отцу Владимиру в советское безбожное время удалось создать удивительный хор. Мне рассказывали историю о ныне покойной прихожанке шеметовского храма, пожелавшей петь в этом хоре. Батюшка, прежде чем включить новую певчую в хор, поставил её за клирос, и она два года стояла там во время богослужений и только слушала. Столько времени понадобилось, чтобы осмыслить манеру церковного пения и влиться в звучание хора.

Благой ковчег

- Вы ведь служите теперь в кафедральном соборе? - уточняю у батюшки.

- Да, 16 апреля нынешнего года рукоположили в сан священника, а после освящения Благовещенского кафедрального собора Святейшим Патриархом Кириллом 12 июня владыка сразу же перевёл меня в собор. Сейчас моё послушание - управление хором духовенства в алтаре. Клирики собора с хорошими голосами, так что петь с ними мне в радость.

- Когда наши паломники посещают Йошкар-Олу, то по возвращении делятся впечатлениями: много храмов строится, нет ценнников на требы, несколько православных учебных заведений. А владыку Иоанна можно встретить гуляющим на улице, запросто любой может с ним заговорить. Я видел его на торжествах в честь преподобного Матфея Яранского в Кировской области. Он приехал один на простой отечественной машине, сам за рулём. И с мирянами поговорил по душам после вечерней трапезы в непринуждённой обстановке.

- Да, всё так, - соглашается отец Евгений, - простота и открытость в общении привлекают людей. Владыка - духовный сын схиигумена Саввы (Остапенко), известного старца и духовника, подвизавшегося в Псково-Печерском монастыре. Мама моя, Анна Михайловна, кстати, тоже была его духовной дочерью. Он часто присылал открыточки, поздравления с праздниками, какие-то книжки духовные дарил, которые сам же и печатал. Множество молитвословов, просветительских брошюр старец печатал на машинке ночами, например раз-мышления о богослужении, о церковных праздниках. Сейчас отдельными книгами издаются его поучения, тиражируются аудиозаписи проповедей, и наш владыка, поскольку очень его почитает, благословляет в на-шей епархии издание книг об отце Савве.

И храмов у нас действительно много строится. Святейший Патриарх после освящения Благовещенского кафедрального собора на проповеди отметил, что Йошкар-Ола - единственный город в России, где восстановлены все храмы исторического центра. До революции он был небольшим уездным городом на берегу Малой Кокшаги, почему и носил тогда название Царевококшайск, и там буквально на одной улице стояли все храмы и Богородице-Сергиев монастырь. Сейчас они восстановлены. А Благовещенского собора до революции не было, он построен в 2016 году.

- Какие ещё послушания вы несёте?

- У нас каждый священник окормляет общеобразовательную школу. Мне досталась очень хорошая школа № 19, с углублённым изучением отдельных предметов. В этом же здании располагается детская школа искусств, которая тоже попала под мою опеку. Там создан замечательный детский хор из 46 человек. Есть старшая, средняя и младшая группы. Руководитель хора - Елена Георгиевна Кузьмина. С этим хором в прошлом году я принимал участие в VI Региональном фестивале-конкурсе духовной православной песни «Благой Ковчег». Исполняли песнопение «Легенда о 12 разбойниках» и заняли первое место в хоровой номинации. Иногда ещё я веду уроки музыки в этой школе, рассказываю о духовных песнопениях, поскольку по светской специальности являюсь учителем музыки.

- А чем сейчас занимается Елена?

- Работает реставратором в иконописной мастерской и учится писать их. В Сыктывкарском университете она ведь училась на факультете декоративно-прикладного искусства. В воскресной школе храма Серафима Саровского занимается с детками от 5 до 14 лет, ведёт художественный кружок. Эти занятия детям нравятся, и уроки порой затягиваются до самого вечера - родители их ждут, а дети всё рисуют и рисуют. Получаются довольно интересные работы.

- Вас не тянет вернуться на родину, в Карелию, чтобы там послужить? Ведь не зря говорят: «Где родился, там и пригодился».

- Конечно, родина всегда притягивает... Я единственный сын у родителей. Мама четыре года как скончалась, отец уже 22 года на покое, но его в церкви помнят и уважают. Стараюсь почаще его навещать, поддерживаю как могу. Ещё мы с супругой очень любим Великий Новгород, нередко там бываем. В Новгороде живёт мой крёстный Сергей Валентинович Моисеев, учёный-историк, архивист, член Новгородского общества любителей древности. В начале 80-х годов он проживал в Петрозаводске, пел в хоре у моего отца, красиво читал, особенно шестопсалмие. У него удивительной красоты природный баритон. Честно говоря, лучшего чтения шестопсалмия я не слышал нигде.

Как сложится дальнейшая наша жизнь, только Богу известно. Святые учат смирению, упованию на волю Божию. Ведь Господь всё устраивает для нашего блага и спасения.

А прекрасной газете «Вера» желаю непрестанного духовного процветания на ниве просвещения нашего народа, во утверждение православия на Руси.

http://vera-eskom.ru/2016/11/riza-zlatotkannaya/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Суворов
Все статьи Евгений Суворов
Последние комментарии
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от Непосторонний
05.11.2024 15:18
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.11.2024 14:30
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
05.11.2024 14:24
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.11.2024 13:57
Никогда такого не было, и вот опять
Новый комментарий от Александр Уфаев
05.11.2024 13:29