Незадолго до своей кончины Николай Васильевич принес в пресс-службу епархии текст, в нем, помимо прочего, он рассказал, как стал старостой церкви, как стал воскрешать память о людях, пострадавших в годы советских репрессий: «В 1983 году я собирал материалы для музея холмогорской породы скота. В разговоре со старой дояркой Валентиной Ивановной Немановой Николай Васильевич вдруг услышал непонятное слово: "усевлонцы", "усевлонцы". Перебил Валентину Ивановну:
- Проговорите по буквам, - и начинаю писать "У-С-Е-В-Л-О-Н", и мороз по коже... - Причем здесь это?
Так в мои хлопоты по собиранию музея холмогорки вплелась тема лявленских захоронений. В один день я слушал, как ОГПУ разбирается с семьями холмогорских прасолов Ивана Яковлевича Королёва или Константина Васильевича Денисова, а в другой Екатерина Ивановна Бутакова вела меня за царевское кладбища, показать, где она с мужем и золовкой "разошлась" на расстрел. По сути это была одна тема.
Моя работа в школе уже не приносила былой душевной радости, бесконечные истории раскулачивания холмогорского крестьянства и экскурсии по лесам для сотрудников КГБ - все это было очень тяжело. Скажу коротко - моя душа "куда-то пошла", и, если бы Вера Николаевна Яковлева, тогда председатель Лявленского сельсовета, почти силой не вручила мне ключи от Успенской церкви, и я не начал по два дня в неделю в ней работать, думаю, что кончил бы очень плохо. Храм спас меня от безумия. Итак, случайно взяв ключи от лявленской церкви Успения Пресвятой Богородицы, я оказался старостой православной общины».
Позже в этом храме освятили придел новомучеников и исповедников. Создавалось ощущение, что Николай Васильевич смыслом своей жизни видел прославление тех, кто пострадал за веру в ХХ веке. Даже последним его делом была организация очередного крестного хода по местам захоронений жертв политических репрессий «От пересылки до пересылки и дальше - в Лявлю», который состоялся 30 июля 2016 года. Николай Васильевич волновался и переживал о том, чтобы получить разрешение в ГИБДД и в администрации муниципального образования, чтобы как можно больше людей узнало о крестном ходе, чтобы все прошло без заминки. Николай Васильевич ко всему подходил глубоко и серьезно, он ничего не делал спустя рукава, горел душой за каждое детище, до последнего дня пытался прорваться через холод окружающих, их нежелание так же, как он, отдаваться делу. Так, к первому молитвенному шествию по местам расстрелов Николай Васильевич готовился более 10 лет, выяснял исторические факты, организовывал раскопки, находил тех, кто возведет поклонные кресты.
В своих воспоминаниях Николай Васильевич рассказал, как нашел первое захоронение жертв репрессий: «Когда я стал изучать места массовых расстрелов в Лявле, музейщик из меня был никакой, и с каждой мелочью я бегал в областной краеведческий музей за консультацией. Владимир Акиндинович Митин и Ольга Андреевна Заварнина взяли надо мной шефство. Однажды Владимир Акиндинович приехал в Лявлю:
- Пойдём делать пробный раскоп. Милиция требует не слов, а доказательств. Признаюсь: мне так не хотелось тащиться за царёвское кладбище, но деться было некуда, взяли в школе две штыковые лопаты - идём. Вдруг напротив СОТ "Северодвинка" мне приходит в голову странная мысль:
- Владимир Акиндинович, - говорю я, - до царёвского кладбища ещё два километра. Свернём в этот лесок, там же рвы невооруженным глазом видно. Он крутит выразительно пальцем у виска, но идёт за мной.
На первом же рву начинаем рыть канаву шириной в штык лопаты, и едва мы углубились на метр двадцать сантиметров, Владимир Анкиндинович кричит:
- Стой!
Он снимает куртку, засучивает рукав рубашки и достаёт из болотной мути берцовую кость человека. Потом, немного поболтав рукой в яме, достаёт два человеческих черепа с характерной дыркой в затылке. Мы написали заявление в Приморскую прокуратуру, дескать, "случайно" нашли два трупа "с признаками насильственной смерти".
В последние годы своей жизни, не прекращая исследовательскую работу, Николай Васильевич стал передавать свои знания другим людям: он мечтал создать музей памяти новомучеников, пострадавших на Севере. Постоянно повторял, что не хочет, чтобы в итоге получилась «страшилка». Ему как педагогу важнее был урок, который каждый посетитель экспозиции мог вынести для себя: урок любви ко Творцу, силы, которая появляется у человека, когда он пребывает в Боге. Николай Васильевич хотел, чтобы музей был в центре Архангельска и доступен, в первую очередь, для школьников, которые совсем не знают об этой страшной трагедии. Его мечте не суждено было сбыться, но Николай Васильевич успел создать музейную экспозицию в Новодвинске. Он ездил туда несколько месяцев перед открытием, работал сутками, не давая себе отдыха.
Когда список персоналий, о которых надо было говорить в музее, разросся до одиннадцати страниц, как рассказывал сам Николай Васильевич, он понял, что без сайта не обойтись. Николай Васильевич хотел видеть интернет-ресурс интересным и увлекательным, чтобы люди приходили на сайт и память о новомучениках и исповедниках хранилась в их сердцах.
Средства на создание виртуального музея новомучеников (www.архисповедники.рф) удалось получить благодаря победе в конкурсе «Православная инициатива». На портале были размещены библио- и видеотеки по теме репрессий, архивные дела, картотека пострадавших за веру, карта «скорбных» мест, экспонаты музея новомучеников и выставка «Претерпевшие до конца» с методическими материалами для экскурсоводов. На сайте представлены около 100 научных исследований по теме репрессий, сотни фотоматериалов и фотокопий архивных дел, тысячи биографий мучеников за веру. Николай Васильевич сам подготовил многие из этих текстов, общался с родственниками пострадавших, очевидцами событий.
Последний его труд - брошюра «Ильинское кладбище». Краевед разработал и проводил авторскую экскурсию по Ильинскому некрополю. Он щедро делился своими знаниями с архангельскими экскурсоводами: главным для него была память о почивших людях, а не авторское право. Брошюра стала заключительным аккордом в этой работе, Николай Васильевич сам договаривался с фотографом о съемке, подбирал материал. Потом была борьба за то, чтобы подготовить издание к печати. Николай Васильевич очень спешил, торопил всех, переживал за то, какой получится книжка. В итоге он издал брошюру небольшим тиражом на свою учительскую пенсию.
Последний день его жизни пришелся на дату, когда Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Николай Васильевич отошел ко Господу в ночь на 24 августа 2016 года. Отпевал его сонм священнослужителей в церкви Новомучеников и исповедников земли Архангельской на Привокзальной площади столицы Поморья. Такова была воля Николая Васильевича.
Дарья Андреева
Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №4/2016
http://arh-eparhia.ru/publications/60880/