«3-го августа 1919 года мы играли на Новгородском проспекте около дома Перешневых. Был дождик и гроза. После дождика я первая увидела в облаках икону Божией Матери. Была Она одета в темно-синюю одежду стального цвета. На руках держала Младенца. Лица я у Ней не видела, а также и у Младенца. Рама кругом иконы была белого цвета. Как она исчезла, я не помню, но после осталось чистое голубое небо, где была икона. Когда мы играли около дома Перешневых, взрослых никого не было, были все дети», - такие показания Архгубревтрибуналу дала 14-летняя архангелогородка Ольга Зеленина. Вместе с девочкой явление наблюдали еще шестеро подростков.
Церковное расследование
Удивленные ребята рассказали о видении родителям, а затем настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Церковные власти тщательно расследовали инцидент и 4 сентября созвали объединенное собрание епархиального и миссионерского советов. Об этом событии рассказали и в «Архангельских епархиальных ведомостях».
На рассвете 27 сентября последние корабли союзников покинули Архангельск. 19 февраля 1920 года за границу уехало Временное правительство Северной области. Эмигрировал и главнокомандующий Северным фронтом, главный начальник Северного края генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер. Вместе с ним Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев.
Советская власть
21 февраля 1920 года в Архангельск вступила Красная армия. За несколько дней в городе закрыли большинство храмов, семинарию и епархиальное училище. В выпуске «Архангельских епархиальных ведомостей» за февраль 1920 года сообщается: «ВЧК разгромила архангельский "Союз духовенства и мирян", были арестованы десятки священнослужителей, в т.ч. временно управляющий Архангельской епархией с 1919 года <епископ Павел (Павловский)>. Занявшие Архангельск большевики начали репрессии: члены "Союза духовенства и мирян" были схвачены, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности».
Летом 1920 большевики взялись за дело о явлении Богоматери. Секретный отдел ВЧК направил в Архгубчека резолюцию, в которой требовал произвести тщательное следствие: «Допросить гимназисток, подтвердивших будто бы это явление, но допрос проводить тактично, проявляя гуманность, и никакой строгости, заставить их допросом признать, что показания были результатом влияния посторонних (и кого именно), если же они будут утверждать, что их показания, данные комиссии по обследованию этого явления, правильны, то подвергнуть их медицинскому освидетельствованию (психиатрическому). Протоиереев Владимира Попова, Владимира Леонидовича Павлова и Андрея Михайловича Распопина вместе с архиереем Павлом привлечь за шантаж, во время следствия содержать их под стражей. Выяснить: не было ли искусственного появления видения посредством световых и других аппаратов. Обратить внимание, что на юго-восточной стороне от Архангельска как раз в то время Колчак бился на реке Тоболе, судорожно сдерживая наше наступление, из чего можно заключить, что вся эта комедия носила мистический характер и была сделана опытными руками святых шулеров».
В первую очередь власти возбудили уголовное дело о явлении Божией Матери в Архангельске, допросили протоиерея Михаила Попова и ребят, видевших 3 августа 1919 года Пресвятую Богородицу, благословлявшую город. Из протоколов известно, что ни один подросток от своих слов не отрекся. Кто-то описывал увиденный образ более подробно, кто-то менее. Однако ребята стояли на своем.
Тем не менее члена «преступной группировки» отца Михаила Попова обвинили в том, что он «состряпал чудо». После одиннадцати месяцев следствия 30 января 1921 года выездная комиссия ВЧК постановила, что отец Михаил, «руководимый тайными замыслами усиления контрреволюционной агитации с приданием ей фактора покровительственного вмешательства Высших Божеских Сил, составил заведомо невероятный для себя акт о явлении Богоматери над г. Архангельском, благословляющей город в юго-восточном направлении, чем сознательно старался расположить население г. Архангельска к представителям Союзной оккупации и возбудить ненависть к советской власти». Решением «тройки» священника приговорили к трем годам заключения. Позже, в 1926 году, его вновь арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации и выслали на три года. Дальнейшая судьба отца Михаила неизвестна.
Из уст в уста
Несмотря на усилия властей, рассказ о чудесном явлении Пресвятой Богородицы еще долгое время передавался в городе из уст в уста. Спустя годы дочь священника архангельского Троицкого собора Екатерина Михайловна Синцова-Розанова, ровесница очевидцев события, написала «Акафист Пресвятой Богородице на явление Ея во граде Архангельске». В 1996 году женщина передала текст настоятелю Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандриту Трифону (Плотникову), однако опубликовали акафист лишь в 2002 году.
Икона «Явление Пресвятой Богородицы в Архангельском граде в 1919 году» появилась еще позже - в 2015. Ее написал художник Сийской иконописной мастерской Сергей Кудрявцев, иконографию также разработали сийские мастера. В праздник Вознесения Господня образ освятил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Ныне святыня находится в Успенском храме столицы Поморья.
Сейчас в Архангельске на пересечении проспекта Новгородского и улицы Свободы планируется построить храм в честь явления Богородицы в 1919 году. Власти уже выделили земельный участок. Остается надеяться, что строительство не растянется на долгие годы, и вскоре архангелогородцы смогут помолиться в церкви, освященной в честь чудесного явления Царицы Небесной, укрепившей и благословившей северян накануне тяжелых испытаний.
В подготовке материала использованы исследования иеромонаха Феофила (Волика)
Дарья Андреева