Его не стало внезапно, во время гастролей в Ростове-на-Дону. «Шутил, веселился, ни на что не жаловался. Вечером, сидя перед телевизором, ушел из жизни, можно сказать, с улыбкой», - говорит директор Ростовского цирка Дмитрий Резниченко.
В последний раз Олег Константинович выходил на манеж несколько дней назад, 30 октября. Исполнил в том числе свой самый знаменитый номер - «Луч», за который и получил прозвище «Солнечный клоун». В южный регион артист прибыл в рамках гастрольного тура, стартовавшего прошлой зимой. Первые выступления прошли в Петербурге, в Цирке на Фонтанке. Последние должны были состояться в Ростове. Он дал здесь два представления, в плане стояло еще 12. Не успел. Турне по России, которого у нас ждали почти 25 лет, - так и осталось неоконченным.
Последние четверть века Олег Попов жил и работал в Германии. И, несмотря на настойчивые приглашения, на родину возвращаться отказывался. «А к кому туда ехать? Почти все мои цирковые друзья умерли», - говорил он в редких интервью. Ему напоминали о признании в России, но клоун отмахивался: «Ордена, медали, звания - все это мыльный пузырь, а вот зрителей действительно жалко. Да еще на могилы бабушки, мамы, первой супруги сходить бы, поплакать там...»
В прошлом году наш самый знаменитый цирковой невозвращенец, наконец, решился. Прибыл в Сочи, где был удостоен звания «Легенда цирка». Спустя полгода прилетел в Северную столицу, чтобы выступить в легендарном здании на Фонтанке, открывшемся после реставрации в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума. А через несколько месяцев начались гастроли по стране. Кстати, 25 лет, что Попов провел за границей, от российского гражданства не отказывался и немецкое не получал. «Живу как член семьи гражданки Германии», - признавался артист.
Клоуном Олег Константинович стал случайно, вспоминал: «В цирк я попал из-за... хлебной карточки. В 1943 году занимался в московском Дворце спорта «Крылья Советов» в кружке акробатики. У меня здорово получалось. Параллельно пошел работать учеником слесаря на полиграфкомбинат «Правда» и получал там 550 граммов хлеба. Вдруг узнаю, что в цирковой школе дают 650. Вот эта сотка все и решила. Я сразу же в цирк влюбился, можно сказать, насмерть».
«Влюбленность» привела к тому, что вскоре он поступил в ГУЦИ - Государственное училище циркового искусства. Карьеру начинал в качестве эквилибриста, иногда помогал в репризах Карандашу. А как-то на гастролях в Саратове ему предложили заменить заболевшего клоуна. Согласился. В итоге сам Попов «заболел» клоунадой.
«Для клоуна самое главное - найти уникальный образ, - рассуждал Олег Константинович. - Нарядись в свой костюм, надень маску, шляпу - все, в чем выходишь на манеж, - встань под луч прожектора и сфотографируй свою тень. А потом спроси людей: «Что это за артист?» Если будут узнавать - ты нашел образ. Чаплина можно узнать по тени? Запросто! Карандаша? Тоже. Сначала я придумал для себя рыжий парик и полосатые штаны. Клетчатую кепку присмотрел в 1953 году на «Мосфильме» во время съемок циркового фильма «Арена смелых». А прозвище «Солнечный клоун» получил в 68-м. Приезжаем на гастроли в Лондон - там погода... Туман, смог. Наутро после нашего выступления в газете написали, что, дескать, приехал советский цирк и в одном из номеров выступает смешной рыжий клоун, очень напоминающий солнце на манеже. Вот так и прилипло: «Солнечный клоун».
Этот облик - кепка, соломенные волосы, широченные, а-ля Чаплин штаны - и стал его визитной карточкой. Кстати, к голливудской звезде Попов испытывал особенную нежность: «Клоуны больше молчат. Словами надо пользоваться минимально. В этом смысле главным своим учителем я считаю Великого немого. Чарли Чаплин - вот икона для клоуна. Когда мне было десять лет, я очень любил ходить в кино на Чаплина и по сей день помню его картины, все его номера».
Образ «Солнечного клоуна» стал легендарным, имя - нарицательным. «Сам Олег Попов к нам пожаловал!» - говорил герой Леонида Куравлева «кепчатой» Наде Клюевой в «Самой обаятельной и привлекательной». Через несколько лет после выхода той картины на экраны великий клоун, народный артист к тому времени уже несуществующей страны, эмигрировал.
«Цирк - изначально чистое искусство, здесь обмана не может быть. Вот человек крутит сальто-мортале - какой тут обман?! Цирк дю Солей видели? Там как - берут артиста, вокруг 40 балерин... и крутят-вертят, мозги тебе запудривают. Потом даже и не помнишь, что за трюки делал артист. Вам нравится? Хорошо, пусть. А мне по душе классический цирк, чистый, без всякой химии». Этим «чистым искусством» Попов и занимался более 60 лет. А еще утверждал: «Смех - дело серьезное!» Что же, ему и правда было виднее.
http://portal-kultura.ru/articles/memory/141428-oleg-popov-dlya-klouna-glavnoe-nayti-unikalnyy-obraz/