itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слово - пастырям

0
184
Время на чтение 6 минут

26 мая президент РФ Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл в торжественной обстановке Колонного зала Дома союзов открыли Первый съезд Общества русской словесности. А днем ранее в Ломоносовском корпусе МГУ прошли заседания рабочих групп - выдались они, надо сказать, жаркими и острыми. Участниками стали ученые-филологи из институтов РАН и Российской академии образования, преподаватели вузов, школьные учителя, писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, студенчества и духовенства.

Впервые за постсоветское, может быть, и более длительное время проблемы преподавания русского языка и литературы, уровень знаний новых поколений соотечественников по этим основополагающим предметам обсуждался в столь представительном составе. Как выяснилось, ситуация с «великим и могучим» сегодня оценивается многими как катастрофическая, требует немедленного вмешательства и исправления. И не только вербальными методами.

Напомним, в марте главой Общества русской словесности по просьбе Владимира Путина стал предстоятель РПЦ. Тогда же были сформулированы две генеральные цели: качественно изменить ситуацию с родным языком и литературой в средней школе и поддержать нашу общую словесную культуру в других странах как составную часть Русского мира.

25 мая, в первый день съезда, восемь рабочих секций разделились по тематикам. Возможно, самым знаковым стал разговор по теме «Русский язык и литература в школе». В академическом русле выступления удержать не удалось - полемика доходила до взаимных обвинений в «нагнетании» и «приспособленчестве». Ядром споров оказалась разработанная не так давно «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Многих учителей, несмотря на предварительное активное обсуждение в интернете, конечный документ категорически не устраивает именно из-за отсутствия сколько-нибудь внятной государственной задачи: зачем в итоге будущим российским гражданам эти дисциплины?

По навязываемым ныне методикам преподавания русский язык востребован в основном с позиции социальной коммуникации, отмечали докладчики. В научности же и внутреннем смысле обоим предметам словесности практически отказано. В русском - механическое заучивание орфограмм без понимания истории и морфологии языка, в литературе - быстрое, «конспективное» прохождение текстов без осознания их связи с культурным и историческим контекстом.

«Для чего нам родная речь: чтобы грамотно писать заявления или познавать мир?» - заострила вопрос одна из докладчиц, вызвав бурные аплодисменты. Как признаки катастрофического состояния словесности назывались бессистемность и фрагментарность преподавания. Подметили выступавшие и вопиющий разрыв преемственности между начальной, средней и старшей школой, причем резюмировалось, что уровень понимания сложных текстов от начальных к средним классам не растет, а падает! Не добавляют любви к предметам и практика впихивания огромного объема нормативного материала в скудное число учебных часов. Практически ничего из этого новая Концепция не меняет.

Как подчеркивали ораторы, среди авторского коллектива нет ни одного признанного методиста по русскому или литературе. Изящно-примирительно высказался председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков заданий ЕГЭ по литературе Сергей Зинин: «Концепция - рамочная; создана рама, которая ищет свою картину».

Вот эту самую «картину» и пытались отыскать в дискуссиях участники секции. Одни предлагали провести Первый всероссийский съезд учителей-словесников в 2017-м, подготовив к нему предложения на такой дружественной площадке, как ОРС. Другие настаивали на придании понятию «единое образовательное пространство» юридического статуса.

Отмечались разные ментальные установки учителей нескольких поколений и неодинаковые педагогические традиции в различных регионах страны. Сыпались чеканные определения: «нельзя дальше упрощать ЕГЭ» или «борьба за ресурсы - учебные часы - не даст учителям ничего, если они не договорятся о едином целеполагании». Рефреном повторялся бессмертный афоризм Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше...» Сергей Зинин предложил формулу: 70 процентов времени отдать обязательной для всех регионов нормативной программе по литературе и русскому языку, 30 процентов - вариативным авторским или региональным изыскам педагогов.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко, рассказывая об истории общеобразовательного пространства и единых учебных планов в России (появились они, оказывается, в 1872 году), вскользь упомянул, что принятию централизованных учебников в конце 1930-х после разгула революционных экспериментов в педагогике предшествовали расстрелы двух министров образования. Историческая реминисценция вызвала неподдельное оживление зала, несколько смутив докладчика. Но больше всех «повеселила» учительница из глухого поселка Архангельской губернии. В качестве примера непродуманных распоряжений Минобрнауки она поведала о директивах провести уроки на темы «наркомании» и «коррупции».

- Я вхожу в класс и спрашиваю: «Дети, вы знаете, что такое наркотики?» - «Не-ет». - «А вот я вам сейчас расскажу!» Ну, и с коррупцией в том же ключе.

Когда зал отсмеялся и отхлопал, бедная учительница добавила: «А нам не до смеха - потом вечерами отчеты писать, как хорошо мы духовно возвысили, просветили юных архангелогородцев по планам министерства. Может, хватит уже этого абсурда?!»

После таких пассажей участвовавшая в работе секции первый замминистра Наталья Третьяк несколько сбивчиво благодарила собравшихся за активность и хорошие идеи, предлагала сотрудничать. Сотрудничать учителя двумя руками «за», только вот готово ли профильное ведомство всерьез расслышать недоумение и горечь педагогов-словесников от бесконечных и зачастую вредоносных реформ в российской школе?

В кулуарах удалось выслушать мнение руководившей секцией Людмилы Дудовой - председателя Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, профессора МИОО, члена Совета при президенте РФ по русскому языку.

- К сожалению, не все во властных структурах понимают, что родной язык и литература - база для обучения и воспитания подрастающего поколения, от детского сада до аспирантуры и далее, - констатировала Людмила Васильевна. - Необходим государственный стандарт школьного филологического образования, который обеспечит единство образовательного пространства в процессе преподавания. Ведь литература в школе - именно российский феномен. Этот предмет нужен прежде всего для постижения ценностных основ Русского мира, преемственности культурного кода нации, скрепляющего поколения через слово и смыслы, заложенные многовековой историей страны. Поэтому все попытки заменить его предметом «чтение» очень опасны. Чтобы преодолеть кризис, надо не сокращать список обязательной литературы и не ориентироваться только на удовлетворении гедонистических запросов учащихся, типа «это прикольно, а это скучно». Как ни тяжело, но следует искать и находить приемы, методики, стимулы взращивания в ребенке думающего и тонко чувствующего читателя - человека, способного стать достойным преемником великой духовной, культурной традиции нашего народа, прекрасной и мудрой российской литературы.

«Что делать?» - спрашиваете вы вслед за Чернышевским? В первую очередь - пересмотреть всю систему подготовки учебных пособий, начав с серьезной экспертной разработки модели учебников по русскому языку и литературе, отвечающих не сиюминутной конъюнктуре, но государственной перспективе. Нужно вернуть метод экспериментальной апробации учебника, а не проводить испытания на родителях и их чадах.

Отдельная боль - уровень нынешних учителей-словесников. Катастрофически снижается фундаментальная предметная подготовка как в лингвистической, так и в историко-литературной составляющей, опасной деформации подвергается психолого-педагогическая компонента обучения. Категорически необходима широкая и при этом профессиональная дискуссия на эту тему, иначе весьма скоро школьный учитель русского языка и литературы исчезнет «как класс».

Что ж, газета «Культура» и дальше будет внимательно следить за происходящим на площадке Общества русской словесности, информируя о драматическом положении в образовании и попытках его исправления. Тот, кто считает, что тема эта второстепенная на фоне происходящих в стране и мире событий, - тяжко заблуждается. Перефразируя Хемингуэя, можно сказать, что школьный звонок звенит сегодня по всем нам.

Владимир Путин:

- Вопросы русского языка и литературы заслуживают большего внимания, чем было до сих пор, потому что речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений.

Патриарх Кирилл:

- Глубоко убежден - это, конечно, потребует изменений организационных, - но устный компонент в сдаче государственного экзамена является очень важным моментом. И, конечно, в первую очередь это касается русского языка и литературы.

Из выступлений на Первом съезде Общества русской словесности, 26 мая 2016 года

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/135621-slovo-pastyryam/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Самохин
Все статьи Андрей Самохин
Последние комментарии
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.08.2022 05:12
В бой после молитвы
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:15
Русский человек без России – потерянное существо
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:01
Быть или казаться
Новый комментарий от Георгий Н.
12.08.2022 20:59
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
12.08.2022 20:57
Этот страшный русский вопрос
Новый комментарий от Лев
12.08.2022 19:12
С днём Ангела, дорогой Владыка
Новый комментарий от Адриан Послушник
12.08.2022 18:50