itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Постмодернистский демарш ОВЦС

Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
531
Время на чтение 9 минут
«Гаванский марафон» на пути к Всеправославному Собору продолжается и набирает ускоренные обороты. ОВЦС разными устами, но единым сердцем пытается «разъяснить» невежественным и доверчивым православным массам «истинный смысл» этих событий, параллельно ставя на любой альтернативно-критической точке зрения печать «фарисей», «оголтелый ревнитель», «провокатор и крикун»... На мой взгляд, та вереница «объяснений», которая вышла из ОВЦС в конце апреля и в начале мая этого года - «Разъяснения» митрополита Илариона (Алфеева) в форме официальных документов ОВЦС и в виде лекции в МДА, обличительное «мнение» помощника председателя ОВЦС Леонида Севастьянова на Credo.Ru[1], интервью секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонаха Стефана (Игумнова) «Русской планете»[2] - все это является популяризацией церковно-политического проекта митрополита Илариона и его экуменического ведомства. Именно так мне видится вся эта кампания по защите Гаванской встречи и проектов документов для грядущего Собора.

Подчеркну, что говорю даже не о самой встрече и содержании документов (об этом уже много сказано, принципиальные позиции прояснены), а о том, что ОВЦС пытается навязать нашей Церкви лишь свою, «единственно правильную», интерпретацию. Это напоминает сегодняшние геополитические реалии - борьба за многополярный мир против американской гегемонии. США ведь тоже стремятся к тому, чтобы международное право имело только одно толкование - с точки зрения американских интересов и либеральных ценностей. ОВЦС другими методами, но идет к этой же цели: митрополит Иларион хочет определять не только вектор внешней церковной политики, но и контролировать внутрицерковный климат многомиллионной паствы Патриарха Кирилла. Поэтому такая обеспокоенность, непродуманная поспешность и радикальность в высказываниях, как самого владыки Илариона, так и его помощников. Они защищают свой либерально-экуменический проект.

Слишком много уже вполне авторитетных, богословски компетентных и обоснованных голосов церковной общественности, клириков и даже архиереев иных Поместных Церквей не звучат в унисон митрополиту Илариону. Многократное повторение чиновниками ОВЦС (чтобы самим, видимо, не забыть) плохо продуманных мифов про «защиту» сирийских христиан, «посрамление» униатов и «величие» гаванской дипломатии выводит из себя даже таких спокойных и вдумчивых авторов, как священник Георгий Максимов[3] и Киприан Шахбазян. Последний оставил интересное впечатление о поведении владыки Илариона на прошедшей в стенах ПСТГУ конференции, посвященной Всеправославному Собору: «Отдельно скажу о митр. Иларионе (Алфееве). Он был, по сути, единственным, кто, на мой взгляд, явно был озабочен только тем, что надо кого-то успокаивать, что какие-то скандалисты досаждают начальству, лезут к нему с непрошенными советами, а начальству всяко виднее. И он нас увещевал таким тоном, как будто перед ним сидели школьники, а то и дошколята. И еще одно личное впечатление. Он - человек, озабоченный прежде всего карьерой, а не своим делом; точнее, карьеру-то как раз своим главным делом и считающий. И вот еще что мне показалось: он - глубоко светский человек, совершенно не "поп", даже выражением глаз...»[4].

Действительно, митрополиту Илариону стоит опасаться, как бы не сорвался его проект (или сильно видоизменился бы в более реалистическую и консервативную сторону). Ведь уже не только грузинские, греческие, болгарские и русские зарубежные архиереи резко критикуют экуменизм, но и у нас самих стало ясно, что русский епископат не представляет собой однородного желе: митрополит Приморский и Владивостокский Вениамин предложил выйти из Всемирного совета церквей и был поддержан верующими.[5]

На защиту корпоративного единства встают помощники митрополита Илариона, но делают это крайне неубедительно, грубо и как-то непрофессионально. Г-н Севастьянов, например, на антицерковном портале цинично сравнивает всех несогласных с Иудой и называет «внутренними сектантами», при этом торжественно заявляет, что «мандат богослова» в нашей Церкви имеет исключительно председатель ОВЦС.[6] Для спонсора Общецерковной Аспирантуры подобное преклонение перед «гением» ее ректора простительна. Л. Севастьянов не обязан быть в курсе, например, той критики профессора МДА А.И. Сидорова, которой, увы, не выдерживали патрологические изыскания тогда еще о. Илариона (Алфеева) в области т.н. «новооткрытых текстов преп. Исаака Сирина». Но недопустимо по-хамски требовать извержения из сана тех, кто служит Церкви не под омофором ОВЦС. Совершенно справедливо и своевременно помощнику митрополита Илариона дали достойный ответ почти сразу после его «перлов»: «Возможно, это скандальное заявление Л. Севастьянова было согласовано с митрополитом Иларионом с целью подтолкнуть несогласных с "встречей тысячелетия" папы и патриарха в Гаване к уходу в раскол, что облегчило бы обновленческо-экуменической группировке в РПЦ беспрепятственно проводить свои либеральные церковные реформы. Подобное наглое выступление, совершенное церковным чиновником, по сути, является не чем иным, как преступлением против единства Русской Православной Церкви».[7]

Так же провокационно звучат заезженные обвинения иеромонаха Стефана (Игумнова) в адрес «ревнителей» в раздувании раскола и про письма «под копирку». Священнослужителю, нарушившему 45 апостольское правило и участвовавшему 21 января 2016 года в экуменическом богослужении с католиками и протестантами в московском католическом костеле Непорочного Зачатия[8], странно обличать кого-то в нарушении мира и единства церковного. Или каноническое право тоже на дипломатической службе? Или снова борьба интерпретаций? У о. Стефана оригинальный взгляд на экуменизм - это проблема прошлого, это при святых отцах верить было опасно, а сейчас все в порядке: «В те времена, когда церковное учение только отливалось в незыблемые формулировки и действительно существовала опасность "смешения вер", святые отцы категорически предостерегали от всякого общения с еретиками и раскольниками. Сегодня же не составляет никакого труда уяснить, где православное учение, а где какое-либо иное».[9] А чтобы совсем понять, как верить, читай двухтомник «Православие» за авторством единственного «официального» богослова РПЦ - митрополита Илариона. Да и уяснять на самом деле ничего не надо. И вера, и рациональность переформатируются другой парадигмой.

Вообще интервью о. Стефана крайне интересно тем, что в нем наглядно проступает тот дискурс, в котором разворачивается упомянутый выше проект митрополита Илариона. Проект этот - постмодернистский. Речь уже идет не о «смешении вер», а о смешении всего. Поэтому в речи о. Стефана «осколки» всех парадигм: традиционные ценности и Православие - «успокоили» православных; Папа Римский и «права человека» - привет нам от модерна; наконец, Билли Грэм и американские евангелисты - это подмигнул нам постмодерн. Мы поняли отдельные мысли, чем-то возмутились, с чем-то согласились, а в целом - пустота. Но проект двигается.

В объяснениях чиновника ОВЦС, как и в «Разъяснениях» ОВЦС в целом, не нужно искать каких-то отступлений догматического характера, канонических нарушений, апостасии и прочего - все это там и есть, и нет. Главное там - это постмодернистский новояз, экуменическая ризома, действительно «новое религиозное сознание», в котором традиционные ценности так же легко и игриво компонуются с ценностями либеральными, как и в самом образе митрополита Илариона бессвязно перемежаются черты архиерея, композитора, телеведущего, политика, богослова. Не стоит наивно полагать, что все - лишь функции одного и того же должностного лица. Это образ без лица. Весь ОВЦС как проект не имеет религиозной идентичности (я не про формальную принадлежность синодального отдела к Русской Церкви, а про внутреннюю самоидентификацию).

Кем ощущал себя иеромонах Стефан (Игумнов) на экуменическом богослужении в соборе Непорочного Зачатия - православным, католиком, баптистом? - Скорее всего, просто сотрудником ОВЦС. Традиционный православный священник вряд ли бы посмел публично попирать апостольские правила, являющиеся неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви!

Не стоит ждать прямого ответа на прямой вопрос: «Кто Вы, владыка Иларион?» Нам не схватить смысл там, где его нет. ОВЦС - это один большой симулякр «православного свидетельства», «православной политики», «православной миссии». Понять из «Разъяснений» ОВЦС[10], православен ли будет Всеправославный Собор или зачем на самом деле встречался Патриарх с Папой так же трудно, как понять из трудов владыки Илариона, например, является ли апокатастасис ересью или теологуменом; несторианин ли преп. Исаак Сирин или нет[11]; существует Церковь или церкви и т.п. В духе либеральной идеологии, а никак не церковной Традиции на все эти вопросы есть только индивидуальные ответы. А поскольку в качестве сильного и информационно раскрученного индивида выступает председатель ОВЦС, то мы и слышим только один «главный голос». Постмодерн приходит через информационные сети. Кто контролирует большинство церковных СМИ, включая Издательский Совет и Информационный синодальный отдел? Не возглавляет, а контролирует. Вопрос такой риторический, как если бы мы серьезно удивлялись, почему реальных дискуссий по обсуждению гаванской встречи, Всеправославного Собора, нового катехизиса так и не произошло. Симулякры копируют только симулякры.

Хочу предупредить тех, кто, естественно, обличит меня в осуждении архиерея и влиятельного синодального ведомства. Митрополит Иларион - носитель определенных либерально-экуменических идей и тенденций. Кому они близки - поет песнь хвалебную, как о. Стефан или г-н Севастьянов; кому нет - начинает их анализировать и делать выводы. И расколом здесь даже не пахнет и никто к нему не призывает. Ведь сам ОВЦС заявляет о том, что богословской нагрузки «встреча тысячелетия» не несла, и догматических вердиктов проекты документов Всеправославного Собора не выносят, а значит мы имеем полную возможность посмотреть на эти события и их «разъяснения» здоровым критическим взглядом. ОВЦС - звучит гордо, но это еще не Церковь.


[1] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074

[2] http://rusplt.ru/society/protestyi-veruyuschih-politika-intervyu-24470.html

[3] http://www.blagogon.ru/digest/700/

[4] http://www.blagogon.ru/digest/702/

[5] http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/07/

[6] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074

[7] http://www.blagogon.ru/news/436/

[8] http://blagogon.ru/news/424/

[9] http://rusplt.ru/society/protestyi-veruyuschih-politika-intervyu-24470.html

[10] http://www.blagogon.ru/digest/700/

[11] http://www.blagogon.ru/articles/85/

http://www.blagogon.ru/digest/704/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Диакон Илья Маслов
О полемике вокруг «Бесогона»
«Неудобное» Православие. Выпуск 10
20.06.2020
В защиту Михалкова от нападок о. Г. Максимова
«Неудобное» Православие. Выпуск 9
03.06.2020
О «кочетковцах» вне закона
«Неудобное» Православие. Выпуск 8
26.05.2020
О Дне Победы вопреки «самоизоляции»
«Неудобное» Православие. Выпуск 6
14.05.2020
Все статьи Диакон Илья Маслов
Встреча главы РПЦ и папы римского
Папа Римский двинул через Казахстан
Поймёт ли паства, если наш Патриарх встретится с понтификом?
10.08.2022
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Понтифик едет в Казахстан и жаждет встречи с Русским Патриархом
05.08.2022
Папа Франциск хочет извиниться перед Патриархом Кириллом?
Римский понтифик всё-таки намерен встретиться с московским Патриархом в Казахстане
14.06.2022
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
05.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.08.2022 05:12
В бой после молитвы
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:15
Русский человек без России – потерянное существо
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.08.2022 02:01
Быть или казаться
Новый комментарий от Георгий Н.
12.08.2022 20:59
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
12.08.2022 20:57
Этот страшный русский вопрос
Новый комментарий от Лев
12.08.2022 19:12
С днём Ангела, дорогой Владыка
Новый комментарий от Адриан Послушник
12.08.2022 18:50