itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Включает ли «святость материнства» его суррогатность?

0
627
Время на чтение 8 минут

...Если труба будет издавать неопределенный звук,
кто станет готовиться к сражению?
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите?

(1Кор.14, 8-9).

24-25 ноября в Петербурге состоялся V форум Всероссийской программы «Святость материнства». Эту программу с 2006 года реализует Фонд Андрея Первозванного1. Согласно официальным документам, цель программы - формирование в общественном сознании отношения к семье и детству, отцовству и материнству, как к величайшим ценностям. Можно ли отнести к ним и суррогатное материнство?

Фото: Марина Куракина/mitropolia.spb.ru
Фото: Марина Куракина/mitropolia.spb.ru

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое материнство, в чем заключается его святость и правильно ли вообще связывать материнство с понятием «суррогатность»? Не является ли понятие «суррогатное материнство» еще одной лукавой нравственной подменой, задача которой - максимально обесценить социальное значение материнства как фундамента морали, «камня» во главе угла традиционных ценностей?

Материнство

Материнство являет собой уникальное единство тела (природы) и духа

В самом общем плане материнство можно определить, как осуществление способности зачать, выносить, родить, вскормить и воспитать ребенка. Эти физические телесные способности женщины одухотворены способностями любить, страдать, терпеть, жертвовать собой. Материнство являет собой уникальное единство тела («физики», природы) и духа. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?(1 Кор. 6,19). Двойственная - телесная (физическая) и духовная - природа материнства послужила и служит основанием появления феномена социального материнства, наряду с материнством физическим или генетическим (биологическим) в современной терминологии.

Социальное материнство

Всем хорошо знакомы разные формы социального материнства, в основе которого лежит призвание к духовно-нравственному служению. Это и крестные матери, которые в ходе таинства крещения принимают ответственность перед Богом за духовное воспитание ребенка. Это и приёмные матери - жены, разделяющие ответственность за родных детей своего мужа, и женщины, усыновляющие чужих детей. Это и посажёные матери, т.е. женщины, заменяющие на свадьбе родную мать жениха или невесты. Это и молочные матери, которых в народе называют с любовью «кормилицы». Это тёщи и свекрови, которые в традиционных русских семьях носили звание «богоданных матерей».

Сам факт существования многих видов социального материнства свидетельствует о том, что телесное и духовно-нравственное единство сущности материнства может быть разъединено. Но это разделение даже в условиях «святой Руси» далеко не всегда приводило к благополучным и совершенным отношениям между людьми. Например, непросто складывались отношения невестки и свекрови, тещ и зятя. А за приемной матерью не случайно закрепилось слово «мачеха», имеющее, как правило, отрицательный оттенок несправедливого и недоброго отношения жены отца к его детям от другой матери.

«Нравственность», «мораль», «этика»

В связи с этим надо полностью отдавать себе отчет в том, что нравственные отношения, как и само понятие «нравственность», связаны с многообразием нравов, т.е. характерных особенностей и свойств отношения человека к человеку. К человеческим нравам относятся отзывчивость и равнодушие, доброжелательность и грубость, честность и лживость, доброта и жадность, верность, преданность, любовь и ненависть и т.д. Нрав, или норов, человека может быть как мирным, добрым, так и жестоким и эгоистичным.

В этом плане слово «нравственность» вовсе не тождественно понятию «мораль», и ни одно из них не равно по смыслу слова «этика». Семантическое значение слов «нравственность», «мораль», «этика» различно, хотя в повседневной жизни они нередко употребляются как синонимы.

За понятием «мораль» закрепилось значение оценки существующих нравов. Мораль осуществляет классификацию нравов на приемлемые для общества (должные, добрые) и неприемлемые (недолжные, злые). За понятием «мораль» закрепилось также значение совокупности принципов и норм поведения людей в обществе.

Схематично каждый поступок человека является результатом взаимодействия (включая противоборство) его нрава (природы, свободы) и моральных норм (долга, обязанности). Многообразие возможных комбинаций и сочетаний в этом взаимодействии определяется многообразием характеров, ситуаций, поступков и составляет реальность нравственных отношений. Исходное многообразие нравственной реальности фиксируется в этике понятием «относительности». Перенос этого понятия на уровень моральных норм и принципов типичен, но не вполне корректен. Вряд ли можно говорить об относительности Библейского Декалога (Десять заповедей Моисея), который существует уже свыше 3000 лет и принят подавляющим большинством народов как единая основа регулирования человеческих отношений. Социальная устойчивость морали свидетельствует о ее абсолютном значении для сохранения человеческой жизни. Изучение этого значения является целью системы знания, получившей название «этика».

Этот экскурс в смыслы слов чрезвычайно необходим. «Обращаться со словом нужно прежде всего честно. Оно есть высший подарок Бога человеку», - утверждал Н. В. Гоголь.2

Сегодня слова «суррогатное материнство» и «генетическое материнство» изо дня в день активно внедряются в сознание людей. Соединяя несоединимое, смешивая смыслы, суррогатное материнство уже трактуют даже как некоторый подвиг самопожертвования, а генетическое материнство предстает как проявление жажды любви.

Генетическое материнство и «потенциальное родительство»

На самом деле генетическое материнство, т.е. донорство женских половых клеток (гамет3) для оплодотворения, лишает материнство всех его физиологических оснований. Генетическая мать всегда вне процессов зачатия, вынашивания, родов, вскармливания ребенка. Она не испытывает страдания, боли, мук, ограничений при вынашивании и родах - этих физиологических основ морали жертвенности материнства. Двусмысленность нравственных особенностей генетического материнства фиксируется и юридическим понятием «потенциальное родительство». Оно потенциально, потому что часто совсем не становится реальным родительством, поскольку сопровождается частыми отказами доноров половых клеток (гамет) от детей, суррогатно зачатых и выношенных, особенно в случаях их существенного нездоровья.

В общем плане генетическое материнство тесно связано с изменчивой нравственностью женщины, стремящейся стать матерью без «физиологии» зачатия, вынашивания, родов и кормления ребенка. Технологически генетическое материнство невозможно без суррогатного материнства, которое, напротив, представляет собой «физиологию без нравственности».

Суррогатное материнство есть результат разрыва целостной сущности материнства

Суррогатное материнство, как и генетическое материнство, есть результат фундаментального разрыва целостной сущности материнства. При этом суррогатное материнство - не просто разрыв целостности, но и принципиальное уничижение духовной, морально-нравственной сути материнства. Женщина вынашивает ребенка, физически ощущая тяжесть своего состояния, в муках рожает дитя и за это получает право продать эту «физиологическую» услугу по договору, который вводит действующий закон:

«Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения».4

Согласно Основам социальной концепции РПЦ (2000 г.) «суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», принципиально противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе».

Материнская любовь находится в основе мира и гармонии человеческих отношений

К сожалению, действующий в России закон не только легализует суррогатное материнство, но и вводит коммерческую основу, так как соглашение по суррогатному материнству - это договор возмездный, «по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей»5.

Материнство превращается в договорную работу, в которой преобладает стремление к личной выгоде, а плата в возмездном договоре включает «превращенную стоимость» ребенка, который становится реальным «подобием» товара.

Все эти вполне иезуитские ходы и принципиальное обесценивание традиционных смыслов не могут заслонить собою христианское понимание материнской любви как подобия любви Бога к человеку (пр. Максим Исповедник). Это подобие определяет, что жертвенная материнская любовь находится в основе мира и гармонии человеческих отношений, что материнство есть фундаментальный «геном» морали, отвечающий за сохранность самой сути человечности в человеческом обществе, охраняя нас от жестокости, агрессии, хамства и преступности.

Технологические смыслы материнства: «гестационный курьер» и «гаметный донор»

С целью защиты ценности материнской любви в общественном сознании чрезвычайно важно называть вещи своими именами. Нельзя не признать, что новые технологии искусственного размножения сегодня активно внедряются в жизнь. И надо отдать кесарю - кесарево, а Божие Богу (Мф. 22,15-22) , т.е. полностью исключить из названия подобных манипуляций слово «материнство». Всемирная организация здравоохранения уже предложила и активно использует термин «гестационный курьер» для обозначения суррогатного материнства. Некорректно и понятие «потенциальные родители», которое использует Федеральный закон, обозначая им тех, чьи половые клетки использовались для искусственного оплодотворения, так как принципиально обесценивает подлинное родительство. Для генетического материнства и родительства максимально корректные термины - «гаметный донор» и «гаметное донорство». Введение и использование этих понятий точно и честно обозначает дух техницизма и коренные смыслы технической цивилизации и прогресса.

Действительно, сегодня многое нам позволительно и стало доступным, но не все полезно и спасительно, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6,20). Не будем при этом забывать и о наших словах, которые вполне справедливо связывают материнство со святостью, один из смыслов которой теснейшим образом связан с реальным воплощением любви в природе материнства.

Ирина Силуянова,
зав. кафедрой биоэтики РНИМУ им. Н.И.Пирогова,
д.ф.н., профессор

1. Фонд Андрея Первозванного был основан в 1992 году, поставив задачу деятельного служения, связанного с возвращением в общественную жизнь традиционных для России духовных и нравственных начал

2. Н.В.Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. «Что такое слово» / Н.В.Гоголь. Избранное. Изд. Сретенского монастыря. 1999, с.294.

3. Гамета - половая клетка человека. Гаметы появляются в организме человека после его полового созревания. В процессе оплодотворения мужские и женские гаметы сливаются, образуя зиготу и являя собой начало человеческой жизни.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст.55.п. 9.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации N51-ФЗ 30.11.1994, (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016), ст.423.

http://www.pravoslavie.ru/99654.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Силуянова
«У женщины нет права на аборт»
Священный Синод принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»
28.12.2023
Сколько он спас человеческих жизней!
Памяти протоиерея Максима Обухова
26.04.2023
Адепты ЭКО используют дьявольский механизм
О причинах массового одобрения в обществе репродуктивных технологий
23.04.2023
«Любая манипуляция на генетическом уровне содержит в себе неизведанные риски»
Александр Бастрыкин поручил подготовить законодательные предложения о геномной регистрации трудовых мигрантов в связи с ростом совершаемых ими преступлений
05.11.2021
Возможны различные негативные последствия
В свете вживления датчиков больным онкологией следует законодательно урегулировать применение новых достижений в соответствии с морально-нравственными ценностями общества
02.12.2020
Все статьи Ирина Силуянова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59