Перспективы России: слово религии и науки

0
1090
Время на чтение 6 минут

Современное состояние отечественной науки и образования стало темой очередной, девятнадцатой по счету конференции «Наука. Философия. Религия», состоявшейся в подмосковной Дубне. Уже не первый год здесь под эгидой Объединенного Института ядерных исследований и общественного фонда святого апостола Андрея Первозванного по традиции собираются светские ученые и православные богословы для обсуждения насущных проблем научной и общественной жизни страны, совместной выработки рекомендаций по их решению. В этом году пристальное внимание участников форума оказалось обращено на взаимодействие науки и религии и его значения для будущего России.

    

Мероприятия, объединяющие маститых ученых и православных богословов, ценны прежде всего возможностью свободного живого диалога, особенно если они не грешат абстрактным, теоретизированным подходом к обсуждаемой проблематике. Камерная атмосфера конференции в Дубне к этому диалогу очень располагала, хотя уровень участников, большинство которых составляли профессора и доценты - сотрудники академических институтов, преподаватели ведущих московских ВУЗов, а также МДАиС, ПСТГУ, РПУ - априори задавал высокую планку дискуссии.  

Анализируя ретроспективу взаимодействия науки и религии, докладчики с обеих сторон - светской и церковной, во многом обращались к собственному опыту. Именно этим людям приходилось, да и ныне приходится, преодолевая административные барьеры, порой непонимание и отчуждение коллег, отстаивать право на органичное включение религиозного фактора в историю развития науки. Миф о том, что великие ученые Нового времени - Декарт, Лейбниц, Ньютон и многие другие своими трудами бросили вызов религиозной картине мира, блестяще развенчал заведующий кафедрой философии ПСТГУ, руководитель департамента культурологи МФТИ, кандидат богословия В.П.Лега. Доказав на примерах, что именно в христианском богословии эти ученые нашли основу для нового естествознания, он также последовательно опроверг тезис о том, что Церковь всегда относилась к науке отрицательно и враждебно. А ведь именно этим тезисом атеисты долго и успешно оперировали в советское время. «Христианство для ученых всегда было фундаментом, на котором они выстраивали здание современной науки»- подчеркнул В.П. Лега.

Как отметил его коллега по ПСТГУ к.ф.н. С.А.Чурсанов, богословие способно помочь в изучении философии, гуманитарных и естественноннаучных дисциплин, при условии, что оно исходит из живого церковного опыта, следует Божественному Откровению, обладает апофатичностью и «радикальной антиномичностью». Именно богословие с его сверхрациональным восприятием, задает другим наукам, особенно философии основополагающие аспекты Бога, человека, мира и их отношений - то, что невозможно постичь путем эксперимента или умозаключения.

Священник Стефан Домусчи, заведующий кафедрой Православного вероучения РПУ, преподаватель МДАиС, проанализировал светский и религиозный взгляды на природу нравственного сознания, начав выступление с парадоксального тезиса - жить надо не по Евангелию, а по совести. Как пояснил о.Стефан, с религиозной позиции в человеке изначально заложены нравственные понятия, существует представление о грехе и о поврежденности им человеческой природы, ценность Божественных заповедей и норм, выработанных человеческим обществом - неравнозначна. В светской этике напротив - понятие греха отсутствует, человек со всеми его страстями рассматривается, как норма, а нравственные ценности, имеющиеся у человечества в целом - равноценны, поскольку нет критериев определения их приоритетности. Обращаясь к своему первому тезису, священник пояснил, что именно имел в виду: христианину важно жить по совести, а она должна проверяться Евангелием. Евангельские нормы призваны стать основой личностного мировосприятия, а не формальными рамками повседневного бытия. «Бог говорит человеку: Я даю тебе заповеди, которые должны стать твоими, не внешними, не навязанными, они должны отпечататься в твоем сердце», - подчеркнул докладчик, констатировав, что люди, к сожалению, разучились пропускать евангельские заповеди через сердце.

    

Сравнительный анализ конституций разных стран мира с точки зрения религиозного фактора провел декан факультета истории, политологии и права МГОУ профессор В.Э.Багдасарян. Его интерес к теме был вызван недавними дискуссиями о возможности внесения изменений в основной Закон нашей страны. Выступающий сообщил, что религиозные термины «святой», «священный», «духовный» и т.д. употребляются в современных текстах 60% конституций в мире, в Европе этот показатель составляет более 51% . При этом 60% основных Законов европейских стран фиксируют ту или иную религиозную идентичность народа. Упоминание о Боге присутствует в Конституциях Швейцарии, Германии, Польши, Греции. Конституция Ирландии и вовсе начинается с предложения: « Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства...». Аналогично аппелируют к Всевышнему Конституции исламских государств, особенно Ирана и Пакистана. А Конституция королевства Бутан прямо провозглашает буддизм - духовным наследием государства. По мнению В.Э.Багдасаряна ошибочна и однобока навязываемая нашему обществу точка зрения на любую конституцию, как на документ сугубо юридический и внерелигиозный. «Не аксиологических, не ценностных конституций нет вообще, поскольку каждая содержит представление о должном устройстве государства и общества, а они выстраиваются на определенной системе ценностей», - сказал он.

К сугубо прикладной проблеме перспектив развития человеческих ресурсов нашей страны обратилась А.В. Новгородова А.В., к.э.н., докторант Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, говорившая очень эмоционально. Ее основной постулат - многодетная русская семья является основой не только демографического, но и экономического благополучия России. Ввиду недавней острой дискуссии о многодетности, тема вызвала у участников конференции, особенно молодых, живейший интерес. По данным исследовательницы в настоящее время средний коэффициент фертильности, т.е. рождаемости на одну женщину в странах Европы составляет 1,5. У нас этот показатель достигает величины 1,7, ощутимо увеличившись с 90-х годов, когда опускался до уровня 1,14, а среди этнически русских женщин до 1,08 (!). Между тем, для простого воспроизводства населения в стране этот коэффициент должен достигать не менее 2,8. Примечательно, что падение доходов наших сограждан в условиях санкций и экономического кризиса на рождении вторых и третьих детей не сказалось. К слову, по данным ученой, наиболее малоимущей группой русского населения сейчас являются не пенсионеры, а одинокие женщины с 2 и более несовершеннолетними детьми, живущие в провинции.

    

Как подчеркнула А.В.Новгородова, к 2018 году в связи со сменой поколений уменьшится численность женщин детородного возраста, что неизбежно влечет новую фазу демографического кризиса. К 2050 году это обернется повышением коэффициента пенсионной нагрузки:1 пенсионер придется на 1 работающего и дефицитом трудовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост, а также освоение регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Иммиграция не способна дать прирост населения, решающий ключевые проблемы страны, так как «социальная цена» замещения коренного населения - нарушение в обществе конфессионального, культурного и этнического баланса.

Основными факторами демографического кризиса, помимо уменьшения числа потенциальных матерей, а после достижения 36-летнего возраста и потенциальных отцов, являются аборты, а также мужской алкоголизм, зачастую побуждающий женщин, состоящих в браке, отказываться от материнства.

Вывод докладчицы был лаконичен: для сохранения численности государствообразующего этноса необходимо поднять коэффициент фертильности на 35%. В настоящее время многодетных семей в России не более 9 % от общего числа семей, причем большей частью в них по трое детей. Если бы 10% русских семей имели по 5-6 детей, то поставленная цель сохранения народа была бы достигнута.

Основные положения выступлений вошли в итоговый документ XIX конференции «Наука. Философия. Религия», который, хочется верить, возьмут на вооружение здоровые силы нашего общества.    

Ольга Кирьянова

http://www.pravoslavie.ru/99294.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кирьянова
«Невозможно представить себе Россию без Православия»
О Рождественских чтениях, переименовании Курил и грядущих церковных праздниках
02.06.2022
Бог не в силе, а в правде!
На Сахалин доставили мощи святого князя Александра Невского
20.07.2021
«Лаврское древлехранилище - музей в полном смысле слова»
Интервью хранителя древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Романа Катаева
14.09.2018
Все статьи Ольга Кирьянова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34