Павловский патерик

Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба)

0
870
Время на чтение 14 минут
К схиархимандриту Гавриилу (Стародубу; 1939-2010), настоятелю Петропавловского храма с. Павловка Донецкой области, за духовным советом и поддержкой приезжали из Донецка и Киева, Москвы и Тбилиси, Таганрога и Одессы... Обращались миряне и священники, иноки и профессора... Георгий Георгиевич Стародуб, одаренный музыкант, в начале 1980-х принял тайный постриг, в 1990 году - крест пастырского служения. Его духовными наставниками были святители Зиновий Тетрицкаройский и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Павловского батюшку отличала неизбирательная, действенная любовь к людям, особое восприятие Божиего мира, рассудительность и проницательность опытного подвижника. Сегодня, в день ангела отца Гавриила, портал Православие.Ru предлагает небольшую подборку его высказываний, а также воспоминания о старце его духовных чад.

«Вот это простота! Вот так и нужно - всегда»

Духовные чада вспоминают о схиархимандрите Гаврииле

Схиархимандрит Гавриил (Стародуб)
Схиархимандрит Гавриил (Стародуб)

 

* * *

Схиархимандриту Гавриилу была присуща уникальная деликатность. Напрямую, в лоб, он не обличал. Как-то священник, окормлявшийся у него, попросил открыть его грехи. Батюшка отказался: «У меня нет благословения обличать».

«Батюшка, вы хотели объяснить, в чем мой грех». - И снова в ответ притча

Подобный случай был и в моей жизни. Однажды в разговоре Батюшка как бы между делом спросил: «Отец Димитрий, а у вас не бывает так?» Далее он рассказал историю, содержание которой я за давностью лет не помню, но смысл ее заключался в том, что нужно бережно относиться к людям. Я ничего не понял, но начал вспоминать близких, прихожан и, как назло, не мог понять, что он хотел мне сказать. Тогда я попросил: «Батюшка, я ничего не понимаю. Не могли бы вы прямо сказать о моем грехе, от вас я готов принять любое обличение». Отец Гавриил на минуту задумался и рассказал какую-то притчу. Я опять ничего не понял, но решил схитрить: сейчас сменю тему, а потом опять спрошу, что я делаю не так. Минут через десять как ни в чем не бывало возвращаюсь к его иносказанию: «Батюшка, вы хотели объяснить, в чем мой грех». И снова в ответ притча.

 

* * *

Как-то на одном из интернет-форумов появилась фотография Батюшки вместе со следующей заметкой: «Когда друг в первый раз притащил меня к схиигумену, я услышал такое, во что сам боялся поверить. Но подспудно догадывался. Человек я не восторженный, иронизирую над всем, а здесь так меня проняло, что кинуло оземь, и рыдал я минут 40, наверно. После я успокоился, и, когда спустя полгода мы поехали к нему с нашим батюшкой и этим другом снова, я подумывал: "Нет, нервы разыгрались. Откуда он может знать? Прозорливость - чушь!"

И вот сидим мы за трапезой - старец угощает обильно и отказов не приемлет.

Подает собственноручно окрошку, на второе - пюре и жареную рыбу, вкуснейший торт и какао с ужасной пенкой, оливки, квашеные арбузы, конфеты и прочее. Для меня окрошка, рыба и какао - смерти подобно.

Сижу, давлюсь окрошкой и мыслями о фальшивости старца. Схиигумен Гавриил - рядом. Друг Максим - напротив. С аппетитом доедает окрошку. Я думаю: "Макс, видимо, еще бы навернул!" Отец Гавриил, склонясь ко мне: "Макс, видимо, еще бы навернул! Бери, Макс!"

Я, фальшиво улыбаясь, думаю: "Совпадение". Мысль: "А некоторые вот терпеть окрошку не могут!" Он вслух: "А некоторые вот терпеть окрошку не могут!" Я думаю: "Попал! Придется какао с пенкой есть". Он вслух: "И какао с пенкой скушать надо. И рыбу!" - и поцеловал мне руку, когда я встал с глазами на мокром месте.

Еще раз повторю: я не восторженный человек и рыдаю только у Плащаницы. А здесь такое. По вере моей - несовпадение. Я дал телефон старца своей коллеге. Они, естественно, не были знакомы. Так он ей по телефону выложил всю правду».

Мы долго не могли решиться рассказать об этой заметке отцу Гавриилу, зная, как он избегает какой-либо известности. Наконец решились. Батюшка выслушал, естественно - расстроился и благословил написать на форуме: «Никакой это не старец. Обычный беззубый старик».

 

* * *

Схимонахиня Виталия: «Моя любимая певица была Мария Каллас, особенно я любила оперу "Норма". Когда я первый раз приехала к Батюшке, он стоял к балкону лицом, а ко мне спиной. Говорит: "У кого любимая ария из "Нормы"? Ну, как ты там поёшь?" Я в ужас пришла: откуда он знал, что это мое любимое произведение?»

 

* * *

 

Вспоминает Е.И.: «Однажды привезла Батюшке фотографии своего прихода. Показываю: "Вот наш священник. Вот регент". "Нет, - перебивает Батюшка, указывает на молоденькую певчую. - Вот ваш регент". - "Да нет, Батюшка, - это певчая". - "Нет, - не соглашается отец Гавриил. - Это - ваш регент". И что же? Прошло немного времени. Наш регент поссорилась с настоятелем и ушла, а на ее место взяли именно ту певчую, на которую указывал Батюшка».

 

* * *

О внутреннем устроении старца свидетельствует следующий случай. Однажды богослужение, на котором должен был присутствовать отец Гавриил, совершалось в отдаленной обители. Для Батюшки и сестер пришлось заказать две машины. Так случилось, что водитель, который вез Батюшку, почему-то обиделся на павловских паломников и, не дожидаясь их, уехал. После службы больного схимника не без труда посадили в оставшуюся машину, старую и не совсем пригодную для столь дальних поездок. Отец Гавриил молчал. На полпути паломников неожиданно встретил первый водитель. За это время он одумался и явно раскаивался в своем поступке. Другой мог показать свой характер: отказаться, обличить. Отец Гавриил не произнес ни одного слова, смиренно вышел и сел в его машину.

 

* * *

В своей пастырской практике Батюшка следовал небесному покровителю павловского храма, утверждавшему: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22). N. получила благословение приехать в Павловку со своим знакомым, человеком состоятельным. По пути ее мучила одна мысль: «А если Батюшка выйдет к нам в своем ветхом подряснике, не оттолкнет ли его простота гостя, привыкшего к общению с людьми другого круга?» К удивлению N., отец Гавриил встретил их, что называется, «при полном параде». Он надел не только праздничные подрясник и рясу, но и клобук. К тому же говорил Батюшка с силой, как власть имущий. Обычно он и говорил, и выглядел проще. Старец произвел такое впечатление на гостя, что на обратном пути тот говорил только об отце Гаврииле, восхищался и благодарил N. за поездку.

 

* * *

Батюшка верил в изменение человека, в спасительную силу покаяния. Он любил вспоминать притчу, рассказанную в утешение кем-то из Глинских отцов: «Мать и сын попали в ад. Мать вымолила сына - он оказался в раю. Там сын молился о ней и вымолил мать из ада».

 

* * *

Схиархимандрит Гавриил (Стародуб)
Схиархимандрит Гавриил (Стародуб)

Батюшка сел за пианино и начал играть. И мне казалось, что, играя, он прочитал всю мою жизнь

Бывало, что Батюшке как пастырю помогала любимая музыка. «Впервые я увидела батюшку Гавриила, когда он освящал квартиру моего племянника, - вспоминает Галина П. - Я тоже попросила об освящении, и Батюшка, несмотря на усталость, не отказал. Когда он зашел в мою квартиру, сразу обратил внимание на пианино, затем попросил литературу, по которой занималась моя дочь, пересмотрел, отложил в сторону и начал играть. Когда он играл, то мне казалось, что он прочитал всю мою жизнь. У меня слезы лились градом. Я этот день никогда не забуду. С тех пор я не раз обращалась к нему за помощью, и он мне всегда помогал».

 

* * *

Монахиня Н.: «Батюшка любил простоту в человеке, искренность. У меня была проблема с желудком, мне нужно было почаще кушать. Я дома покушала. Потом пришла к Батюшке, Батюшка говорит: "Мать, садись кушать". Ну, думаю, заодно покушаю, чтоб потом желудок не болел. И села, покушала у Батюшки. Немножко поработали. Всех позвали на трапезу. Думаю: я тоже пойду. Прихожу, садятся все за стол, а Батюшка говорит: "Мать Л. уже кушала". Я как-то даже смутилась. Думаю: опозорилась. Говорю: "Батюшка, но я хочу еще покушать". Если бы вы знали, как Батюшка обрадовался! Он с таким восторгом: "Вот это мать! Вот это простота! Вот так и нужно, - говорит, - всегда". С таким восторгом принял».

 

* * *

Отец Гавриил был чужд болезненной экзальтированности. Некий инок рассказал одесским семинаристам о том, как схиархимандрит Виталий ходил по воде. Приехали с этим к Батюшке. Он возмутился: «Отец Виталий по земле ходил».

 

* * *

У Н. был период, когда она все время торопилась: на работу, домой. Не было возможности остановиться. Даже кушала на ходу, забыв помолиться. Потом вспомнит и начинает рот крестить. Естественно, об этом никто не знал. Приезжает к ней однажды Батюшка с монахиней Софией. И вот матушка готовит ему лекарство, а отец Гавриил стоит, смотрит на него и вдруг ни с того ни с сего начинает рот крестить. Матушка удивилась: «Батюшка, что это вы делаете?» Он в ответ: «А это не я. Это Нина так делает».

 

* * *

В слезах звоню Батюшке. Он спокойно мне отвечает: «Не плачь, мать. Сын жив и здоров...»

Вспоминает Н.Ш.: «Я особенно почувствовала силу молитвы отца Гавриила и поняла, что он видит то, что от меня сокрыто, после следующего происшествия. В час ночи междугородний звонок сообщил, что из интерната, где временно проживал, исчез мой 16-летний сын. Домой он тоже не приехал. При этом все одноклассники и друзья только пожимали плечами. Время тогда было неспокойное. В слезах звоню Батюшке. На часах два ночи. Он выслушал и спокойно мне отвечает: "Не плачь, мать. Он жив и здоров. Сейчас спит, а утром будет на занятиях". Сына, действительно, случайно закрыли в одном учреждении, откуда не было возможности о себе сообщить, и ему пришлось ночевать там на стульях...»

 

* * *

Распутывая сложные духовные и житейские проблемы, схиархимандрит Гавриил не щадил ни времени, ни сил, ни здоровья. Бывало, что забывали обо всех правилах приличия: звонили очень поздно, но и тогда Батюшка отвечал с неизменным сочувствием и вниманием.

Однажды мне записали фильм. Дома я проверил диск и отправил другу сообщение: «Кажется, крутит». Через несколько минут получаю ответ... от Батюшки: «Что, где, кого крутит?» Оказывается, я перепутал номера, и сообщение пришло отцу Гавриилу. На часах было около полуночи.

* * *

Свою молитву отец Гавриил скрывал тщательно. Говорил: «Сяду ночью книгу почитать, засну и забуду выключить лампу. А люди видят, что у меня в келье всю ночь горит свет, и думают, что я молитвенник».

* * *

Отца Гавриила мучил помысл: жалко ли Богу нас так, как мы жалеем себя? И было явление Господа. Батюшка навсегда запомнил Его слова: «О, человеки! Если бы вы знали, как Мне жаль вас. В десять раз более, чем вам жаль себя».

* * *

Реакция отца Гавриила на многие вещи была непредсказуемой. Однажды ему рассказали о верующем мужчине, который не пил, не курил, ухаживал за двумя тяжело болеющими родителями, избегал женщин и искал правильную молитву. Человек, позвонивший Батюшке, ожидал, что монашески направленная жизнь его знакомого будет одобрена схимником. А Батюшка спросил с опаской: «Он не слишком правильный?»

* * *

Все новое, творческое вызывало неподдельный интерес отца Гавриила. Так, незадолго до смерти он прослушал «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) и отзывался о них с одобрением. Чувствовал он себя в то время очень плохо, и сестры неоднократно предлагали отложить прослушивание. Но Батюшка досмотрел диск до конца, словно предчувствуя, что другой такой возможности уже не будет.

* * *

Как он ни молился, мелодия не уходила. Тогда он стал напевать: «Савка и Гришка ко Господу пришли»

Батюшка умел все оцерковить, наполнить духовным смыслом. Однажды, во время выноса Чаши, к нему прицепилась мелодия «Савка и Гришка сделали дуду» - из детского учебника по сольфеджио. Как он ни молился, мелодия не уходила. Тогда Батюшка переделал мелодию по-духовному: «Савка и Гришка ко Господу пришли» - и она сразу исчезла.

* * *

Сегодня, в трагические дни гражданской войны на Украине, духовные чада часто вспоминают о том, что отец Гавриил постоянно предупреждал о грядущих испытаниях. Всех благословлял запасаться крупами. Одну женщину спросил: «Ты можешь переступить через труп?» «Конечно, не могу», - уверенно ответила женщина. «Будет время, везде будут валяться трупы. Придется через них переступать. Будет такое, что такого в жизни не было».

Возможно, и ранний уход старца связан с невозможностью выдержать боль абсурдной братоубийственной войны. У Батюшки болело сердце обо всем мире, и это не метафора. Во время торфяных пожаров в Подмосковье, например, он жил в новостях, всех поднимал на молитву о москвичах. При этом ему самому было плохо. Когда Батюшке что-то открывалось, он хватался за сердце. Настолько остро переживал старец то, что ожидает людей.

* * *

Батюшка объяснил: «Монахов не спрашивают о здоровье. Важнее для монаха, как идет молитва»

Батюшка постоянно болел. Вспоминает В.: «Звоню отцу Гавриилу: "Батюшка, как ваше здоровье?" Он в ответ: "Как молитва?" Я его не понял: "Батюшка, как ваше здоровье?" Он опять: "Как молитва?" Я растерялся. Тогда Батюшка объяснил: "Монахов не спрашивают о здоровье. Важнее всего для монаха, как идет молитва"».

* * *

Была в схиархимандрите Гаврииле ангельская легкость, истинное радостопечалие. Монах, искренне повторяющий: «Кем я был - и кем я стал», не давил окружающих ни своим покаянием, ни своей значительностью. Зачастую для того, чтобы воспрянуть духом, достаточно было услышать в трубке его радостное «Алл-е-е». Это была подлинная радость в Духе Святом. Веселье сердечное, пасхальная радость распространялись на всю тварь. Небесный покровитель Батюшки святой архангел Гавриил изображается на иконах с лилией. Связь духовного и материального, земного и небесного, благодатное всеединство были известны отцу Гавриилу из собственного опыта. Его сердце болело о всех. Перед смертью он говорил о кошках: «Больше всех мне жаль Кешку и Муньку».

* * *

Вспоминает монахиня С.: «Ноябрь-декабрь были теплыми. Батюшка как-то сказал: "Скоро сирень распустится". А потом вдруг стал говорить, что плохо, когда человек умирает в сильный мороз: яму копать тяжело, да еще заносы и мороз. Так и было. Когда хоронили Батюшку, были и мороз, и большие заносы».

Монахиня И. во время подобного разговора сказала: «Батюшка, когда этот день настанет, мы хотели бы, чтобы вы оставались здесь. Те люди, которые к вам обращались, будут приезжать в келлию, на могилку, чтобы согреть свою душу, выплакаться». Она рассказывала: «Обычно он не давал подобное говорить: "Нет-нет, мать, что вы!" А здесь выслушал: "Да-да, мать". Он был где-то глубоко в себе. Вскоре после этого у нас отпевали 11-летнего мальчика, внука прихожанки. Батюшка тоже пришел попрощаться. Потом звонил мне из больницы: "Мать, как я позавидовал этому ребенку!" Больше я Батюшку не видела».

«Последний раз звонил, когда уже тяжело болел: "Все у меня хорошо", - вспоминает сестра отца Гавриила Валентина Федоровна. - Я спрашиваю: "Когда приехать?" - "Приезжай через неделю". А через неделю его хоронили».

* * *

В январе 2010 года Батюшку снова забрали в больницу. Перед отъездом он обмолвился: «Это уже всё. Из этого я уже не вылезу».

21 января после очередной процедуры отец Гавриил замолчал, ушел в себя. Его последними словами были: «Не вините друг друга». Даже в этот момент Батюшка заботился о других. Он не хотел, чтобы сестры ссорились из-за того, что, несмотря на все старания, так и не смогли его вылечить.

Отец Гавриил о любви, подвиге, молитве

 

Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) Схиархимандрит Гавриил (Стародуб) •

Бог настолько любит человека, что посылает скорби.

Видишь детей, а нечего подать - хлеб намажь вареньем и отдай детям.

Радушный принимает человека как ангела. А вдруг это Господь пришел под видом человека?

Самое страшное - это неблагодарность Богу. Благодарность вменяется вместо подвига.

Помыслы открывать, каяться в них, но не пытаться в них разбираться. Разбираться в помыслах - удел совершенных.

Как отличить рассуждение от осуждения? Необходимо следить за сердцем. Если мы видим грех и у нас болит душа за человека - это рассуждение. Если же мы не сопереживаем, превозносимся или даже злорадствуем - это осуждение.

Быть похожим на Господа - значит простоту сердца иметь, не лукавить

Мы знаем, что можно молиться, класть поклоны, выполнять все по букве и пустым остаться. Бог это не примет. Спасение зависит не от числа поклонов. Не спросят: «Сколько ты молился, клал поклонов, выполнял ли правило?», а спросят: «Был ли ты похож на Христа?» Быть похожим на Господа - это значит простоту сердца иметь, не лукавить. Спасение не в молитвах, которые могут прочитываться и перечитываться, не в поклонах, не в постах, а в том, чтобы быть похожим на Господа и в смирении каяться. Не чувствовать ни на йоту, что ты сделал что-то хорошее, иначе враг все подхватит, и человек впадет в прелесть.

Божественная благодать - это огонь. Человек сможет сгореть в ней, как волосок в пламени свечи. Не смущайтесь, если сразу не получаете благодати. Мы думаем, что сразу должны летать, порхать. Нет, Господь испытывает. Он знает, что нам не полезно. Мы сразу же впадем в прелесть или в высокоумие.

Мы думаем: «Если я причастился, у меня в душе должна быть такая радость, легкость». И если отходим от Чаши и у нас нет радости, думаем, что Господь нас не любит, мы недостойны. Это враг работает. Если нет радости, мы должны быть рады вдвойне, что нас, грешных, Господь допустил причаститься. Допустил нас радоваться, а не унывать.

Задача врага - наполнить наше сердце пустотой.

Иногда Господь попускает человеку скорби, когда видит, кем он может стать. Шлифует.

Мудрый христианин почитает искушение и скорби. А радость и покой переживает как потерю.

Переживание неправды вменяется в мученичество.

Когда не хочется молиться, а человек молится через силу, он становится бескровным мучеником.

Святой Павел Таганрогский не был ни священником, ни монахом, а всех превзошел.

Мир в семье достигается простотой отношений (не придираться к словам, поступкам, не поддевать, не действовать на нервы) и лаской.

В конфликтах выслушивать обе стороны. Поссорились мы как-то с товарищем. Пошли к старцу. А он не стал принимать чью-то сторону. Одному сказал: «У тебя нет терпения», а другому: «У тебя нет смирения».

Атеисту предложите: «Возьмите камни и бросьте - построится ли сам собой дом?»

Господь милосерден, не мстителен. Он желает найти то, за что можно человека оправдать

Господь милосерден. Он не мстителен. Он желает оправдать человека, найти то, за что можно оправдать.

Что такое любовь? Любовь - это когда тебе жалко. Это когда даже на камушек боишься наступить, чтобы его не повредить.

Составил чтец Дмитрий Трибушный

http://www.pravoslavie.ru/92261.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Димитрий Трибушный
О времени ненастоящих
Что объединяет Ленина, Прилепина и Дугина? Ненастоящесть.
29.04.2024
Не мир я принёс вам, но меч
Интервью из Донбасса
28.04.2023
Негативное чудо
То, чего не должно было быть, но то, что есть вопреки Божественной логике
20.04.2022
Как правильно отмечать Крещение Господне?
Программа Верую «Вопрос, ответ»:
19.01.2022
Все статьи Священник Димитрий Трибушный
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07