Размышления о «современном искусстве»

0
644
Время на чтение 5 минут

Что такое искусство?

Странный это термин: «современное искусство». Какой-то уж очень бессодержательный и нарочитый. Обычно под этой калькой с английского «contemporary art» понимают разнообразные художественные практики, которые сложились во второй половине прошлого века. Но может ли быть «современным» то, чему больше пятидесяти лет? Тем более что многие явления, идеологически созвучные эпохе «современного искусства», восходят вообще к началу века.

Используется и такой термин: «актуальное искусство». Но это уже, простите, нечто и вовсе субъективное. Актуальное для кого? Почему написанная год назад икона архимандрита Зинона должна быть менее актуальна, чем некое неведомое «нечто», склепанное из мусора в 60-х годах прошлого века, гордо обозначенное «инсталляцией»? Но проблема остается - под термином «современное искусство» понимается нечто принципиально нетрадиционное, по сравнению с тем, что создавалось в течение тысячелетий человеческим обществом. Это принципиальное различие заметно не всегда и не везде (все же «современное искусство» - довольно широкое понятие), но некоторые моменты можно все-таки нащупать.

Итак. Во всех дискуссиях о «современном искусстве» его оппоненты всегда слабее его адептов, поскольку не могут доходчиво объяснить, почему же «Джоконда» Леонардо да Винчи это искусство, а «Фонтан» Дюшана - нет.

Марсель Дюшан. «Фонтан». 1917 г. Копия. Центр Помпиду. Париж. Фото: worldandrussia.livejournal.com

Логика апологетов «современного искусства» проста: любой предмет, изъятый из утилитарного использования (например, писсуар, как в случае с вышеупомянутым дюшановским «Фонтаном»), становится произведением искусства. И с такой точки зрения «искусством» может быть решительно все что угодно - от хаотично разбрызганных пятен по холсту до кучи металлолома.

Некоторые пошли еще дальше. Деятели «актуальное искусство» с самого начала противопоставляли себя обществу и его нормам. Потому им трудно было обойтись без скандальности и эпатажа. В 1961 году итальянский художник Пьеро Мандзони представил перед изумленной публикой 90 консервных баночек, на которых на четырех языках было написано «100%-е натуральное дерьмо художника». Все это было продано в буквальном смысле на вес золота. Не понятно, в чем больше цинизма: в том, что это покупалось (и продолжает до сих пор всплывать на аукционах за баснословные суммы), или в том, что, по уверениям ассистента Мандзони, внутри баночек был обыкновенный гипс.

Обычному человеку с клеймом «обывателя» трудно понять, что это и зачем такое делается. Иногда для объяснения предлагается и конспирологическая концепция: существует слой людей, зарабатывающих на продаже произведений искусства, которым выгодно культивировать, пиарить и затем продавать подобного рода «артефакты». Скажем проще: в мире сохранилось не так много шедевров прошлого. Например, на сегодняшний день насчитывается 346 картин Рембрандта (1). Большая часть их находится в музеях мира, и на аукционы картины Рембрандта попадают лишь из частных коллекций и весьма нечасто.
В то же время какой-нибудь деятель «современного искусства» может выдать тысячи полотен в стиле «красные кляксы на серо-зеленой мазне». Нужно только раскрутить данного автора и его творческие потуги. И на это направлена вся сила заангажированной прессы и целые армии прикормленных искусствоведов. И вот богатый клиент дозрел и готов выдать миллионы за холст с несколькими цветными полосами.

Картина Марка Ротто «Белый центр», проданная за $72,8 млн. Фото: show.nl

Так это есть или не так, но перед нами в любом случае во всей полноте встает вопрос: «Так что же такое искусство?»

Для представителей нынешнего секуляризированного общества, у которых размыто понятие добра и зла, такого ответа нет. Ведь только попытается обыватель честно назвать мазню мазней, как его тут же забросают тапками с криками: «Ты дурак и ничего не понимаешь».
Но для человека христианской культуры ответ на вопрос «Что такое искусство?» существует.

Отцы Церкви писали много об искусстве. Более того, богословские споры VIII-IX веков велись именно вокруг искусства и его роли в христианской жизни (иконоборческая эпоха). Однако разговор об этом в среде христианских мыслителей начался намного раньше этого времени. К тому же основа нынешнего христианского восприятия искусства была намечена еще неоплатониками, идеи которых позднее переосмыслялись в христианском ключе.

Вкратце это выглядит так: искусство отображает реальность. Произведение искусства подражает изображаемому предмету. Однако это подражание (мимесис) не есть просто «фотографирование» внешней формы предмета. Главная цель художника - выявить внутреннее содержание предмета через его внешнюю форму, найти его эйдос - идеальное представление о предмете, замысел о нем Творца.

Таким образом, искусство есть отображение реальности прежде всего. И даже сверхреальности (не путать с сюрреализмом).

Искусство также может выходить и за рамки материального мира, но тогда переключается на язык символов. Но, так или иначе, оно всегда имеет в себе конкретное содержание. Даже такие вещи, как орнамент, которые, казалось бы, лишены смыслового наполнения, имеют оправдание своего существования, поскольку причастны к Божественной Красоте, транслируют ее в наш мир из трансцендентного.

С этой точки зрения бессодержательное искусство не может существовать по определению. Назовите это как угодно, но не искусство.

С другой стороны, «актуальное искусство тоже порой претендует на роль передачи «невидимого», но об этом мы поговорим в следующий раз.

Дмитрий Марченко

Примечание:
1) См.: «Наука и жизнь». № 12. 2011.

http://pravlife.org/content/razmyshleniya-o-sovremennom-iskusstve

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Марченко
Проект «Томос» и его перспективы
Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата
30.05.2019
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Все статьи Дмитрий Марченко
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28