Социально-экономические процессы,
происходящие в России на протяжении более двадцати последних лет, и их
результаты свидетельствуют о том, что наша страна находится в глубоком,
затяжном, всеохватывающем кризисе.
Основные параметры кризиса - его системность и длительность показывают, что
главная его причина - в потере самосознания русского народа, в сломе
нравственных императивов в жизни общества, в измене национальным традициям и
устоям, в смене ценностных координат, и самое главное, в духовной дезориентации
большинства населения.
Опыт - критерий истины, а дерево узнается по плодам. Хозяйствование без свободы
инициативы в советском государстве создало пропасть между хозяйственным
инстинктом человека и хозяйственной деятельностью, что привело к оскудению
хозяйственной сметки, личного интереса, свободного труда. Хозяйствование без
обуздания частнособственнического инстинкта, бездуховного, эгоистического и бездумного,
настроенного на эксплуатацию и разбой, без укоренения в нравственные основания
общественной жизни, без духовных основ становится хищническим по отношению к
природе и ведет к асоциальным ситуациям и кризису экономики и культуры.
Сегодня необходимо переосмыслить основы методологии экономической науки, и в
первую очередь, поставить вопрос о цели хозяйственной деятельности, которая, в
конечном счете, является производной от цели и смысла жизни человека.
Главную цель человека бездуховного и безнравственного можно сформулировать,
если обобщить все целевые установки, как достижение максимально комфортного его
существования в земной жизни. Чувство комфорта достигается удовлетворением
желаний, непременно постоянно растущих (душевную пустоту надо чем-то все время
заполнять). Такой человек - идеальный потребитель материальных благ, поэтому
целью либерально-капиталистической экономики становится безграничный рост
материальных благ - прибыль любой ценой (ценой хищнической и безответственной
эксплуатации природы, нравственной деградации человека, его духовного
опустошения, в конечном счете, потерей самого инстинкта самосохранения, который
всегда остается главным стимулом к хозяйственному труду). Все это в итоге ведет
к кризису экономики, построенной на безжалостных, эксплуататорских,
коррупционных методах хозяйствования, в конечном счете - к кризису всех
общественных отношений, начиная с семьи и заканчивая государством.
Цель человека нравственного, религиозного - одухотворение, преображение,
спасение в Боге для вечной благой жизни, поэтому цель духовно-нравственной
экономики можно определить как создание наиболее благоприятных условий для
духовного возрастания человека, его преображения, достижения святости и
соединения с Богом. Духовно-нравственная экономика - экономика активной,
творческой солидарности людей, как в личной, так и общественной жизни.
Духовно-нравственная экономика - новый тип национально-ориентированной
экономики, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед
собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и
морально-этическими нормами, которые под влиянием православной духовности
исторически сформировались в России. Это - единственный путь из тупика, в
который ведет человечество либеральная доктрина.
Духовно-нравственная экономика может строиться в России только общностью
религиозно укрепленных в православной вере людей, так как в ее основе лежат
христианские духовные и нравственные ценности. Ведь именно духовно-нравственные
основы обеспечивают самоорганизацию экономической жизни российского общества и
русского человека. Исходя из этого, возникает необходимость радикального
пересмотра всех базовых экономических категорий и формирование новых
основополагающих принципов духовно-нравственной экономики.
Базисные мировоззренческие принципы
- Философская доктрина о теоцентричности, а в православии - христоцентричности
мира. Вся хозяйственная практика человека реализуется как предстояние пред
Богом, каждый субъект лично ответственен перед Творцом за результаты своей
деятельности и стремится к осуществлению дела Божия - добра на земле. Вот как
писал об этом великий русский философ XX столетия С. Л. Франк: «Без чувства
долга, без аскетики немыслима никакая общественная жизнь; в противном случае
космос общественности тотчас же разваливается на части и сменяется хаосом
чистой анархии».
- Первенство духовных законов над
законами экономическими и физическими. Верховным нравственным императивом
человеческого существования и поведения в обществе является христианский принцип
любви к ближнему. Святой Василий Великий говорил, что любящий ближнего как
самого себя, не приобретает ничего более, нежели ближний, ведь, поскольку ты
прибавишь себе богатства, постольку же убавишь любви. Различение добра и зла
совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. Этот
нравственный закон человек, не утративший связи с Богом, чувствует в глубине
своего сознания посредством совести. Совесть и есть основа человеческой
нравственности, законодатель и мздовоздаятель за безнравственные деяния.
Действие духовных законов определяет линию поведения человека в хозяйственной
практике - всегда по большому счету выгодно то, что нравственно оправдано,
сиюминутная выгода от безнравственного решения и поступка оборачивается в итоге
огромными потерями (к примеру, экологические и техногенные катастрофы,
личностные и межличностные трагедии - депрессии, вражда, месть и т. п.).
Ценностные основания
- Главенство абсолютных духовных
ценностей (Бог, дух, душа человека, над ценностями относительными,
материальными (иерархия ценностей). Ценностный мир человека - та система
координат, в которой он движется к главной цели своей жизни. Цель человеческой
жизни представляется идеологами рыночной экономики как нечто субъективное в
своей основе - нет единой цели и смысла жизни. Понятия успеха, успешности
которые подменяют истинную цель и смысл существования человека, вряд ли можно
воспринимать как объективный ценностный императив, ведь успех есть продукт
конкуренции, он всегда достигается за счет чего-то (или кого-то), что
естественно входит в противоречие с главным духовным законом - «возлюби».
Необходима ясность в различении цели, объективно заданной, данной человеку
Творцом и средств ее достижения. Вся хозяйственная деятельность человека есть
лишь средство достижения главной цели жизни - спасения, преображения (обожения)
человеческой природы, соединения ее с Богом, осуществления главного принципа и
закона сосуществования Бога и человечества в Единстве (Церковь Христова) -
закона любви.
Объективные, высшие, духовные ценности определяют содержание нравственности,
морали в обществе и формируют образ должного совершенства в виде идеала.
Человек стремится к объективно значимым и высшим ценностям, имеющим
божественную природу (Истина, Любовь, Красота, Добро) и посредством веры
обретает на этом пути подлинное богатство - добродетели, смирение, примирение с
Богом (богатства высшего порядка). Таким образом, духовно-нравственная
экономика - экономика сбережения (человеческой души, здоровья, жизни, природы,
всего Божьего творения), экономика обуздания желаний и страстей, направление
всех чаяний человека к «Единому на потребу», к Богу («Ищите же прежде Царства
Божия и правды Его, и это все приложится вам»/ Евангелие от Матф. 6.33),
средство осуществления действенной жертвенной любви к ближним.
- Нравственность, укорененная в совести,
культуре, традиции и характере русского народа - русская идея. «Непреходящую
значимость для понимания русского хозяйствования имеет духовный склад,
национальное самосознание, национальный характер, то, что выражается
современным понятием менталитета. И все эти сущностные характеристики с
предельной глубиной выражены в русской идее. Ее духовный стержень составило
православие». Объективное положение и роль русского народа в общероссийской
межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в
качестве естественноисторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора
межнационального согласия и братского сотрудничества всех народов России.
Рынок сам по себе, как и гражданское общество, и правовое государство, не может
быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Бездумное копирование западной
рыночной экономики в наших условиях означает отказ от своей национальной
идентичности. «Мы должны понимать и помнить, - предупреждал И.А. Ильин, - что
всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не
русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей
державы и вымогающей организации».
- Созидательный и творческий труд как
непременное свободное служение Богу и людям в процессе преображения плотского
«экономического человека» в человека духовного. Необходимость и важность
труда в деле осуществления деятельной любви и преображения человека заповедана
нам Богом - «В поте лица будешь добывать хлеб свой». Как основополагающий
принцип духовно-нравственной экономики созидательный и творческий труд должен
быть рассмотрен в двух проекциях: работа для добывания хлеба насущного и
материальных благ и труд души над преображением ветхого человека в человека
духовного. Две нераздельные части единого трудового подвига созидают цельного
человека и создают условия для полноценного его воспроизводства. Таким образом,
работа не может занимать все время человека, ему необходимо время для духовного
делания (молитвы, созерцания, служения, дел милосердия и т. п.).
- Принцип системности в отношении к
природе, гармонизация взаимоотношений человека с природой на условиях вхождения
в природные циклы и их восстановления. Дух животворит, дух созидает и
творит формы, человек, впавший в иго бездуховности, разрушает и калечит не
только природу и свою среду обитания, но самого себя. «Без меня не можете
творити ничесоже» - говорит Бог словами Евангелия.
Использование уникального опыта и преимуществ русской цивилизации в сфере
хозяйства и выживания в экстремальных природно-климатических условиях, а также
учет долговременных последствий хозяйственной деятельности человека в
естественно-возобновляющемся цикле природы и космоса в целом - сегодня не
просто насущная потребность, но и единственная возможность для возрождения и
расцвета России.
Социально-хозяйственный цикл производства и природопользования, особенно
землепользования, должен быть органически увязан и соподчинен с церковным
кругом жизни, который исторически веками и столетиями был выверен, а главное,
опирается на прочное духовное основание веры и сотворчество с Богом.
Экономика созидающая, а не «проедающая» хлеб наших детей - будущих поколений
русских людей, должна быть сберегающей, защищающей среду обитания, нашу землю,
не разбазаривающая природные ресурсы, не загрязняющая воду и воздух. Отсюда
необходима комплексная стратегическая национальная программа использования и
возобновления природных ресурсов в процессе хозяйствования, разработка и внедрение
безотходных технологий, строгий контроль за использованием ядохимикатов и
биотехнологий, генной инженерии.
- Любовь к Родине, привязанность к
родному, ценность семьи, родного очага, патриотизм, державность как основа
хозяйствования и заботы об устроении народной жизни. Сохранить Россию и ее
единство можно, только сохраняя национальную идентичность, которая базируется
на своей системе ценностей и многовековых традициях русского народа.
Принципы служения и солидарности, которые веками лежали в основе соборности
русского народа, должны быть актуализированы с новой силой для достижения
единства народа.
Разворот к кооперации во всех сферах производства, малого предпринимательства с
государственными предприятиями при поддержке государства - рациональный путь
развития экономики страны с пользой для государства, общества и человека.
- Отношение к Земле как дару Божьему.
Земля принадлежит Богу и не подлежит купле-продаже, а дается в пользование.
Эффективное использование земельных и природных ресурсов может быть на основе
различных юридических прав: пользования, распоряжения, доверительного
управления.
Частная собственность на землю с нравственной точки зрения то же, что и частная
собственность на воду, воздух, солнечный свет и тепло. Безнравственно и опасно
превращать землю и недра в спекулятивный актив.
Кроме того, купля-продажа земли ставит под угрозу национальную безопасность и
суверенитет страны. Обострение экологической проблемы, нерациональное
хищническое использование природных ресурсов, нецелевое использование
плодородных земель, просто неумелое и непрофессиональное обращение и, как
следствие, нарушение порога продовольственной безопасности страны, непомерный
рост цен на жилье, спекуляция и криминализация всех сегментов земельного рынка,
значительная потеря рентных доходов государственной казной - такова непомерная
плата за введение института частной собственности на землю в России.
Представим, что природные ресурсы принадлежат государству, а значит, и всему
народу, проживающему в этом государстве. Тогда возможно, что от каждого барреля
нефти или тысячи кубометров газа, каждый гражданин России имел бы, хоть
маленький, но доход. При таком подходе можно было бы говорить, что власть
заботится о своих гражданах, заботится о социальной справедливости в
государстве. А что мы имеем? Основная прибыль от нефти и газа и других полезных
ископаемых идет в карман собственникам этих компаний, многие из которых давно
оторвались от России, имеют место своего проживания за рубежом. Это порождает
чудовищную несправедливость в распределении жизненных благ между самыми
богатыми и самыми бедными. Этот разрыв в уровне жизни, в конечном счете, ведет
не к консолидации общества, а к его расколу, что, в свою очередь, угрожает
безопасности нашей Родины, делает нас уязвимыми для внешнего влияния.
Принципы созидания, функционирования и развития духовно-нравственной экономики
- Соборность, коллективные формы хозяйствования, кооперация - использование
богатейшего опыта всех форм хозяйственной деятельности, накопленного в России
для созидания самодостаточной национальной экономики.
- Культура России, традиции, воспитание и образование как базис развития
духовно-нравственной экономики.
- Целостность, полнота и иерархизм хозяйственной жизни.
- Принцип национальной экономики, автаркии, восстановление национального
самосознания народа на основе исторической правды.
- Усиление роли государства, гармоничное соотношение государственного и
частного сектора в отраслевом и региональном аспектах.
- Восстановление органической связи между реальным сектором экономики и ее
финансовым обеспечением.
- Отказ от ростовщических способов финансирования реального производительного
сектора экономики. Ростовщичество - не базис экономики, а ее раковая опухоль!
- Переосмысление роли научно-технического прогресса, развитие безотходных,
энергосберегающих, народосберегающих и природоохранных технологий производства
материальных благ и воспроизводства человека.
- Совершенствование законодательной базы для обеспечения социальной
ответственности бизнеса и действия антикоррупционных мер.
Таким образом, длительно развивающийся системный кризис в России необходимо
преодолевать, в первую очередь, изнутри, из воспитания людей к братству,
соработничеству, взаимопомощи, уважению к труду, истории своей страны,
традициям народа. Подъем и устойчивое развитие экономики не может быть
осуществлено на принципах, которые противоречат нравственному идеалу русского
человека. России сегодня необходимо осуществление господства общенациональных
великих целей над частнособственническими интересами олигархического капитала,
подавляющего и угнетающего все общество.
В целях нашей безопасности и суверенитета России, нужна консолидация, а чтобы
сплотить общество необходимо, чтобы народ имел большое общее дело. На наш взгляд,
таким общим делом, которое всколыхнуло бы страну, направив ее созидательные
силы на возрождение России, на развитие её экономики, укрепление семьи как
основы всякого государства должна стать широчайшая государственная программа
строительства индивидуального жилья.
И, конечно, главным условием осуществления такой программы является доступность
земельных участков под строительство индивидуального жилья. До сих пор
практически невозможно в широких масштабах получить бесплатно землю всем
желающим для строительства собственного дома.
Если гражданин России не имеет жилья, ему негде жить, как он может создавать
семью, творчески работать, делать открытия, быть изобретателем, двигать вперед
науку? Ипотечная кабала делает из большинства граждан России рабов, чьи мысли
сосредоточены на том, где заработать больше денег, чтобы выплатить чудовищные
проценты банку.
Не решив проблему жилья, мы ничего с вами по-настоящему не решим. Существующая
в России экономика - олигархическая, по сути, извне регулируемая, не способствует
развитию науки и высокотехнологичных производств, заглушает творческий
потенциал, имеющийся в народе. И если бы мы с вами смогли превратить Россию в
огромную строящуюся площадку, то это огромное общее дело народа по решению
злободневной проблемы нехватки жилья дало бы мощный импульс развитию экономики;
уменьшило отток молодежи из страны, привело бы к улучшению уровня жизни людей,
создав огромное количество рабочих мест. Не решив земельный вопрос, мы не
сможем решить никакие проблемы в России.
В существующей экономике производится то, что приносит максимум прибыли в
краткосрочной перспективе. Прибыль должна быть не просто хорошая, она должна
быть быстрая. Самая быстрая прибыль - в финансовой сфере, тем более, в условиях
тотального дефицита денежной массы, выраженной в национальной валюте, в
государстве.
Финансовые институты в нашей стране под воздействием мер, предпринимаемых МВФ и
ЦБ России, превратились из органов, снабжающих хозяйственный организм «кровью»,
то есть кредитами под невысокий процент, в «кровопийц», угрожающих жизни
данного организма.
В духовно-нравственной экономике не должна существовать такая паразитирующая
финансовая система, и это, конечно, вопрос суверенитета нашей страны. В стране
вся банковская деятельность должна находиться под государственным управлением,
банки - государственные и их должно быть немного. При этом, кредит должен быть
беспроцентным, либо этот процент не превышает уровня инфляции.
Далее, в экономике массового потребления производится огромное количество товаров,
от которых человек может вполне отказаться. Сегодня наша экономика - экономика
соблазна и функционирует она посредством рекламы.
Именно реклама навязывает человеку товары, не являющиеся необходимыми для
нормальной духовно-нравственной жизни человека. Поэтому, сегодня выпускается
огромное количество тех товаров, от которых человек откажется и, при этом,
нисколько не пострадает. Данный тип хозяйства характеризуется наличием огромных
свалок отходов.
В духовно-нравственной экономике главенствующим является производство
необходимых вещей для жизни человека, для его духовно-нравственного
возрождения. Все производственные циклы должны быть замкнутыми, все отходы
производства должны идти в дело, тем более, что существует множество технологий
их переработки. В данном типе хозяйства нет места свалкам отходов в городах.
Духовно-нравственная экономика исключает такие явления, как безработица,
паразитический образ жизни, эксплуатация человека человеком, конкуренция, так
как строится на основе солидарности, кооперации, и отказа от капиталистической
нормы ссудного процента. Так, в царской России в начале ХХ века создавались
беспроцентные кредитные товарищества и кооперативные банки. В СССР в качестве
беспроцентных кредитов функционировали государственные капиталовложения. В
Японии, например, ставка по банковскому проценту традиционно не превышает 1%
(меньше уровня инфляции), многие крупные банки в исламских странах выдают
беспроцентные кредиты.
Обратим внимание, что слово «богатство» в русском языке происходит от слова
Бог. И действительно, высшее благо, данное человеку - это способность
богообщения, богатство - категория духовная, богатством может быть определенный
талант, да и всё, что имеет человек вещественного дано от Бога. Если богатство
тратится исключительно на себя, в своих эгоистических интересах (свободный
интерес - по А. Смиту), то это уже не богатство, то есть - не благо, это -
беда, зло, это - оружие, убивающее вечную душу. Такое «богатство» нужно ли
человеку? Такое «богатство» либо отнимется во спасение рано, или поздно, либо
погубит. Любовь к Богу и ближнему - главное богатство человека, которое не
отнимется у него. «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится
вам» - говорит Евангелие словами Христа.
Духовно-нравственная экономика, строящаяся на принципах служения делу Божьему
на земле, всеединства и братской любви, выступает как средство спасения
человека, раскрывает огромный простор талантам и способствует развитию человека
как личности, приближению его к Богу.
Н.А. Куликова, к.ф.н., первый проректор Уральского
института бизнеса и управления