Как в суете будней сохранить сосредоточенное состояние души?

Советы пастырей

Великий пост 
0
538
Время на чтение 11 минут

Часто бывает так: накануне поста мы полны решимости вести сосредоточенную духовную жизнь, но вот проходит день, другой... и оказывается, что нам нужно непременно вот туда-то и туда-то, на работе аврал, вдруг обнаруживаются разные семейные проблемы, требующие срочного решения... Суета, дела мирские затягивают, отвлекают. Что же делать? Как построить свой Великий пост так, чтобы и в суете будней сохранять трезвенное, сосредоточенное состояние души? С этими вопросами мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви.

Игумен Нектарий (Морозов):

- Было бы большой ошибкой считать, что человек должен стремиться сохранять трезвенное, сосредоточенное состояние души, ума и сердца только лишь Великим постом. Если человек привык к внимательной жизни, имеет такой навык, этот навык есть у него и во время поста, и в любое другое время церковного года. Если у человека навыка внимательной жизни нет, то ему вряд ли удастся себя за семь недель как-то собрать и как-то существенно измениться. Это тот труд, который человек должен, однажды приступив к нему, уже никогда не оставлять. И тогда сам опыт подскажет, каким образом нужно жить внимательно, сосредоточенно, невзирая на то, что многое в окружающей нас жизни рассеивает и выбивает из колеи.

Будет полезным прочитать наставления преподобного Никодима Святогорца о хранении сердечного мира

Будет полезным, вступая в период Великого поста, перечитать или прочитать впервые наставления преподобного Никодима Святогорца о хранении сердечного мира. Старец очень убедительно и довольно емко говорит о том, каким образом человеку нужно сохранять сердечный мир. Это важно, потому что, как правило, когда человек имеет сердечный мир, то хранит внимание, а когда он утрачивает сердечный мир, то естественным образом он рассеивается и теряет сосредоточенность.

Игумен Лука (Степанов):

- Такое вышеестественное состояние, как молитвенное трезвение, является не условием поста, а его результатом. Оно является как дар Божий тому, кто хотя и с сознанием своей беспомощности, но прилагает непрестанные усилия соблюсти внешний и внутренний чин поста. Важно, однако, успех дела полагать не в своих усилиях, а в милости Божией, на которую, как на ничем не заслуженную милостыню, не оставляем сердечного упования.

Иеромонах Димитрий (Першин):

- По завету Винни-Пуха, устремляясь за вожделенным великопостным медом, не будем забывать о том, что мы - не более чем черные тучки. Что нам надо ох как потрудиться над собой, чтобы обрести хотя бы подобие белизны. Что мы не раз шлепнемся, карабкаясь ввысь. И что, бумкнувшись оземь, нам надлежит не вешать нос, а тихонько напевать про себя:

Если я чешу в затылке -
Не беда,
В голове моей опилки -
Да, да, да...

Иными словами, постом очень важно не утратить чувство юмора и самоиронии. Просто для того, чтобы не культивировать слишком серьезное отношение к своей персоне, к своим подвигам. Иначе велик риск переключиться на регистр превозношения, поедания окружающих и борьбы с ветряными мельницами.

Не будем забывать о том, что наша человечность укоренена в Нагорной проповеди: Христос просит нас любить врагов, раздавать себя без остатка всем, искать мира и тишины, не просто потому, что это нравственно и хорошо, а потому, что это Он - жаждет и страждет рядом с нами. Это Он - принимает от нас чашу воды, доброе слово и иную помощь. И ответно дарует нам то, что никакими диетами и психотренингами не сгенерируешь, - Свой мир и Свое Царствие.

Протоиерей Александр Ильяшенко:

- Пост - это действительно особое время церковного года, это дар Божий нам, грешным.

Найдите время помолиться и причаститься на Литургиях Преждеосвященных Даров

Великопостное богослужение отличается совершенно особой одухотворенностью, проникновенностью, создает углубленную, покаянную, молитвенную атмосферу, поэтому, прежде всего, мне кажется, нужно приложить все усилия, чтобы как можно чаще бывать на великопостных богослужениях, которые совершаются именно в будний день. Потому что воскресное богослужение носит праздничный характер и мало отличается от воскресных служб других периодов церковного года. Обязательно нужно постараться помолиться и причаститься на Литургиях Преждеосвященных Даров. Они, как правило, у нас служатся с утра, хотя по Уставу должны бы служиться вечером. Тем, кто работает, конечно, непросто их посещать, но надо все-таки постараться бывать на них - немного, может быть, изменив свой распорядок дня или отыскав - по интернету или через знакомых - храмы и монастыри, в которых Преждеосвященная Литургия совершается вечером, по Уставу. Причем не просто отстоять службу, но, повторюсь, и причаститься Святых Христовых Таин.

Очень полезно, мне кажется, хотя бы не ежедневно, но все-таки читать великопостные службы, которые приводятся в Постной Триоди. Сейчас это нетрудно, даже книга не нужна, можно эти службы найти в интернете. Они имеют особый углубленный покаянный характер, раскрывают смысл и глубину Великого поста.

Ну, и положить себе прочитать за Великий пост хотя бы одну-две-три книги творений святых отцов или иные духовные сочинения.

Протоиерей Константин Пархоменко:

- Христианин всегда, а тем более в дни поста, должен блюсти, то есть сохранять, свою душу в мире и покое. Кроме того мы всегда, а тем более в дни поста, должны памятовать о Боге.

Как этого добиться? Думаю, что помогут в этом несколько простых правил.

Молитва и чтение

Конечно, нужно обязательно усилить нашу молитву. Например, к вечерним или утренним молитвам мы берем послушание прочитывать канон или половину акафиста ежедневно. Целый акафист прочитывать каждый день, возможно, кому-то будет тяжело, а половину - очень реально. Можно к молитвенному правилу прибавить Псалтирь (одну кафизму в день).

 

Фото: Александр Осокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: Александр Осокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Хорошо будет, если вы возьметесь читать каждый день по 20 страниц из трудов святых отцов. Это важно для нашей духовной жизни. Духовно-нравственную литературу мы и так читаем, например, на православных сайтах, а вот прикоснуться к родниковой воде подлинной святоотеческой мысли не всегда получается.

Добрые дела

Очень важно постараться сделать более действенной практическую сторону христианства, то есть служение людям. Еще до поста нужно было узнать, какие социальные программы есть на приходе или в городе. И подумать, а какое участие в этих программах можете принять лично вы. Кто-то сможет один день в неделю посещать больных, кто-то сможет гулять с больными детьми из интерната, кто-то поможет собрать гуманитарный груз в тюрьму. Кто-то, не имея времени в этом поучаствовать лично, может на конкретный проект дать денег.

Можно узнать об этих проектах, обратившись к приходскому священнику. Но лучше будет, если вы сами приложите усилия к тому, чтобы найти людей, нуждающихся в помощи, и связаться с ними. Именно вы сами, а не кто-то за вас. Этот поиск приложения своих сил тоже элемент нашего скромного подвига.

Наверняка и на приходе немало тех, кто нуждается в вашей помощи: старики, одинокие мамы с маленькими детьми, многодетные семьи... И хотя это покажется кому-то странным, но я напомню, что помощь наша должна быть бескорыстной. Потому что приходилось сталкиваться и с такими ситуациями, когда за помощь по хозяйству или в уходе за маленькими детьми православные брали деньги, хотя и небольшие. К счастью, такие случаи единичны, но и они бывают.

Развлечения

Не нужно путать развлечения и серьезные культурные мероприятия. Если кто-то хочет провести весь пост в полном воздержании от театров, музеев, телевизора - Бог ему в помощь. Но я не считаю чем-то плохим, если кто-то посетит серьезную театральную постановку, выставку или посмотрит серьезную, заставляющую думать и пробуждающую высокие чувства телепередачу.

А вот от развлечений в их чистом виде стоит отказаться. Молодым людям нужно воздержаться от клубов и вечеринок, всем нам - от развлекательного кино, от игровых спектаклей, от хождений в гости и пустого времяпрепровождения. Нужно серьезно ограничить себя в пользовании интернетом; не должно быть такого, когда мы бесцельно и впустую бродим по сайтам, «сидим» в социальных сетях.

Музыку в плеере и автомобиле лучше заменить на аудиобеседы, аудиокниги или духовные песнопения.

Посещение богослужений

Хорошо бы бывать в храме не реже раза в неделю, а то и чаще. Если в течение года причащаетесь редко, то в пост обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как советует духовник (или священник вашего храма).

Обязательно придите в храм, когда там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского: на 1-й неделе поста - вечером с понедельника по четверг; на 5-й неделе поста - вечером в среду.

В пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери.

Найдите время, чтобы помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в пост по средам и пятницам).

Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды).

Желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть перед тем, как пойти в храм, посмотрите в интернете, что будет служиться, и познакомьтесь с текстами богослужений.

Все это введет в ритм особой, отличной от другого времени жизни. Это не сделает нас более сосредоточенными или более ориентированными на Бога, но создаст благоприятную среду для приобретения этих добродетелей.

Священник Валерий Духанин:

- В суете трудно сохранить трезвенное состояние души. Ведь внешнее быстро завладевает нами, когда мы намеренно погружаемся в него. Например, если ты часто ходишь по рынкам или гипермаркетам, где все толкутся, а прилавки пестрят товаром, то трудно в душе сохранить безмолвие. Также, если ты сел смотреть футбол или новенький сериал, вряд ли душа останется свободной от суетных впечатлений. Поэтому нам и дается пост, чтобы на какое-то время освободиться от мирского и низменного. Надо найти в себе силы сказать: «Всё, хватит суеты, я хочу пройти пост по-нормальному». Пост - это время сугубой работы над собой, время освобождения от всего, что терзало и мучило, то есть от греховных зависимостей.

Законы духовной жизни сами по себе очень просты и порой звучат банально. Не хочешь грешить - держись подальше от соблазнов. Желаешь сохранить в душе мир - бегай погружения в суету. Душа созидается благодатью Божией, которая обретается через молитву и богослужение. Но особенность современных соблазнов в том, что большинство из них приходит к нам через интернет. Для соблазна уже не надо никуда идти, он и так уже рядом с тобой, нажми только кнопочку, и глаза всё сами увидят. Отсюда следует как вполне очевидное: если ты знаешь, что грешишь, гуляя по интернету, то откажись от этого на время поста, позволь себе хотя бы в это время вздохнуть свободной грудью.

Если всегда помнить, что находимся пред взором Божиим, то легче удержать себя от соблазнов

Спаситель говорил: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Бодрствовать - значит иметь внутреннюю бдительность по отношению к уму и сердцу, чтобы не допустить в них даже малейших греховных мыслей и чувств. А молитва - это наше личное предстояние перед Богом. Можно ли в присутствии Господа посещать сомнительные сайты или смотреть соблазнительные картинки? Если мы будем как можно чаще подвигать себя на молитву и помнить, что находимся перед взором Божиим, то тогда легче удержать себя от соблазнов.

Суета - это вообще такое тотальное искушение. Мы привыкли расточать самих себя: хочется одного, второго, третьего, и наши желания, словно лебедь, рак и щука, тянут нас в разные стороны. В итоге душа раздирается ежедневными попечениями и ощущает себя внутренне опустошенной. Во время поста важно от желаний многого и разнообразного перейти к одному единственному желанию - жажде Бога, единения с Ним, а для этого - чистоты своего измученного грехами сердца. Важно учиться собирать себя от многих попечений внутрь, возвращаясь к собственной подлинности. Молитва, произносимая внимательно от чистого сердца, помогает обрести внутренний покой и цельность, она позволяет нам вновь стать самими собой, вернуть себе подлинность. Потому что во время чистой молитвы с души спадает вся шелуха, исчезает всё наносное, второстепенное, и человек восходит к общению с Источником подлинной жизни - Богом.

Есть притча о том, как один старый уже человек вышел однажды на утреннюю прогулку, а некая женщина будила в это время своего сына в хижине. Старик проходил по дороге в то время, как она говорила: «Время вставать, уже утро! Ночь уже закончилась! Ты и так много проспал». Старик услышал эти слова, и они, подобно стреле, пронзили его сердце. Он вдруг понял, что всю свою жизнь он действительно проспал - не в смысле физическом, а куда более значимо - в смысле духовном, потому что расточал себя на пустое. И с этого момента он решил отказаться от мирской суеты и посвятить себя Богу.

Пост - это время проснуться, пробудиться от глупых желаний и суеты. Человек, восставший от сна, жаждет жизни. Так и нам хорошо бы жаждать Бога и общения с Ним.

Священник Димитрий Шишкин:

Нужно снова и снова возвращать себя в молитву, не смущаясь, если в силу обстоятельств мы отвлекаемся

- Думается, главное здесь заключается в воле человека, в его сознательном желании сохранять память о Боге, «ходить пред Богом», что называется, тянуться к Нему душой и сердцем. Это, несомненно, труд, и именно труд сознательный, являющий нашу добрую волю. Это и есть та самая благословенная решимость, о которой говорил преподобный Серафим Саровский как о необходимом условии нашего спасения. Человеку свойственно увлекаться то тем, то иным... Постоянно сохранять трезвенную память о Боге возможно разве что опытным монахам, но и нам, мирянам, несомненно, можно и нужно стремиться к такому «бодрствованию». И снова возвращать себя в молитву, собираться с духом, не смущаясь, если в силу разных обстоятельств мы отвлекаемся то и дело и погружаемся так или иначе в суету. Само слово «бодрствование», как думается, тут имеет глубинный смысл. Не в том даже значении, что надо мало спать, а в том, что, забывая о Боге духом своим и погружаясь сознанием полностью в суету, мы на самом деле уже не живем, а пребываем в греховном сне, в некоем подобии жизни, в то время как настоящая жизнь - это и есть трезвенное памятование о Боге с блюдением собственной совести. То есть стремление весь свой внутренний и внешний строй привести в соответствие с духом Христовым находится в нашей власти, и в дни святого поста мы этой властью должны воспользоваться в полной мере.

Священник Леонид Кудрячов:

- Мне кажется, для большинства вопрос стоит в другой плоскости. Нам, скорее, нужно за время поста еще только приобрести правильное духовное устроение, а уже потом, когда пост закончится, суметь сохранить, удержать его. А приобретается оно «многочастно и многообразно». Разве можно дать простой рецепт? Одному нужно упорядочить свое молитвенное делание, другому - круг чтения, третьему - круг общения. Кому-то - научиться видеть свои грехи, кому-то - видеть Божии благодеяния. Одному стоит закрыть свой рот, другому - уши. Все мы разные, каждый должен вникать в себя и с молитвой, в совете с духовником, искать способы духовного усовершенствования.

Говоря образно, чтобы оставаться трезвым, не нужно выпивать. Да, вокруг может быть много суетливого, манящего, завлекающего, расслабляющего. Но нужно дать зарок: не буду прикладываться к этим «бутылкам». Не буду впускать в свой внутренний мир то, что меня пьянит, а, напротив, буду насыщаться тем, что приводит в чувства.

Подготовил послушник Никита (Попов)

http://www.pravoslavie.ru/91719.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Послушник Никита (Попов)
Как найти духовного руководителя?
Ответы пастырей
22.06.2016
Курение - это грех?
Ответы пастырей
08.06.2016
Как сохранить плоды поста?
Ответы пастырей
04.05.2016
Осторожно, неоязычество!
Беседа с сектоведом Андреем Солодковым
03.03.2016
Все статьи Послушник Никита (Попов)
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40