При чем здесь Тутта Ларсен?

0
1236
Время на чтение 17 минут

«Я все понимаю, - сказала на презентации нового православного радио член комиссии по предоставлению fm-частот. - Прекрасная семейная православная радиостанция. Но... при чем здесь Тутта Ларсен?! Я, видимо, застряла где-то в прошлом...» Действительно, Татьяну Романенко многие помнят как ведущую молодежного музыкального канала MTV - яркую девушку без лишних, как принято говорить, комплексов. Но люди меняются, и иногда - через тяжелые жизненные испытания.

Сегодня Татьяна - ведущая радио «Вера», автор и ведущая проекта о беременности и родах Tutta.tv, жена и многодетная мама. Наш разговор с ней - о жизненных уроках, вере и любви.

Тутта выросла

- Татьяна, что же Вы ответили на вопрос «при чем здесь Ларсен»?

- Я сказала: знаете, наверное, это я застряла в каком-то прошлом, потому что я уже давно не подросток в коротких штанишках с серьгой в носу, который интересуется музыкальной субкультурой. Мне 40 лет, я взрослый человек. Моя аудитория выросла вместе со мной, и нас теперь волнуют немножко другие вопросы - о духовной жизни, о семье... В общем, этот конкурс по частотам вылился и в мой персональный экзамен «на вшивость». Но кончилось все хорошо - частоту нам дали.

larsen-155-g

- Но как Вы вообще попали на радио «Вера»?

- Меня просто пригласили создатели этой радиостанции делать передачу «Семейные истории» - рассказывать истории великих семей. И еще я попросилась в тот эфирный час, который отводится разговорам с людьми, потому что, мне кажется, лучшее, что я умею делать - интервьюировать. Особенно мне нравится разговаривать со священниками. Я вообще-то человек корыстный - всегда стараюсь и работу выбирать по такому принципу, чтобы мне она была полезной, чтобы это меня меняло, направляло в какую-то другую сторону, позволяло мне расти, чему-то учиться или как минимум давало какой-то терапевтический эффект.

- В интервью Вы говорите с другими людьми о вере. А как Вы сами пришли к Богу? Вы как-то упоминали, что впервые стали всерьез думать о жизни, о Боге - в больнице, куда попали после смерти ребенка, то есть прошли через очень большие испытания. Эти события стали решающими?

- История началась раньше: меня покрестили в 9 лет благодаря бабке-знахарке, которая взялась лечить мою мать. Маме не могли помочь медики, и она обратилась к такой «бабушке», а та сказала: «Буду лечить, но только после того, как ты покрестишь дочерей и покрестишься сама». И вот благодаря бабке, казалось бы, абсолютно не христианскому персонажу, я стала православной христианкой. Меня покрестили. И в юном, трепетном возрасте - до университета, до 18 лет - меня очень сильно тянуло в храм. На Донбассе, где мы жили, практически не было таких городов, где можно было бы зайти в храм. Донецк, Макеевка - промышленный индустриальный гигант, построенный при Сталине. И когда я ездила куда-то путешествовать и оказывалась в старинных городах, в Киеве, Одессе, Владимире, меня безудержно тянуло в церковь. Мне обязательно нужно было первым делом найти храм в городе, зайти туда, постоять, подышать этим воздухом, посмотреть на иконы. А дальше я совершенно не знала, что надо делать! Ну, свечку, может, еще поставить. Этот запах, эта атмосфера внутри храма меня всегда притягивали. И в Москве тоже, когда я поступала на журфак, мы ходили с мамой в храм Иоанна Воина на Якиманке, молились, как умели. Разумеется, ни разу к исповеди не подошли, к Причастию, потому что понятия не имели, что это такое и надо ли это нам.
В 18 лет я осталась в Москве, предоставленная самой себе, передо мною весь мир и столько соблазнов: и алкоголь, и тусовки какие-то, и влюбленность, и концерты, музыка, и вся эта молодежная субкультура... Все это далеко меня увело от Церкви.

Я думаю, что вся моя жизнь с первым мужем была криком о помощи и поиском какого-то духовного обоснования моего существования. Я помню очень хорошо, как меня заносило в эзотерику, в медитации, в философию Кастанеды. И, надо сказать, когда загадываешь желание в Новый год или, ну бывает же, билетик счастливый съедаешь, желание загадываешь - многие грешили этим, - я никогда не загадывала ни жениха хорошего, ни новую сумочку, ни денег побольше, ни автомобиль, ни мира во всем мире. Я просила учителя, всегда. Видимо, я очень амбициозный человек, горделивый, мне казалось, что у меня какой-то особенный путь, что я могу стать сверхчеловеком. И для этого мне нужно найти мистического учителя, который проведет меня к совершенству...

В моем первом браке, и в тогдашней работе тоже, было очень много тревожных звоночков. Надо было остановиться, оглядеться и понять, кто ты, зачем ты живешь, что ты делаешь... Но остановилась и огляделась я только тогда, когда потеряла ребенка, оказалась на больничной койке в очень тяжелом состоянии...

Понимаете, нельзя сказать, что Господь меня наказал болезнью. Господь не наказывает, это были последствия моего выбора! Господь меня звал, звал, а я не шла, не шла, не шла, а шла - в другую сторону, пока меня не «расплющило» о бетонную стену... И вот когда «расплющило», тут я услышала, что меня Господь зовет.

Поэтому говорить, что Господь попустил со мной случиться несчастью, попустил умереть моему ребенку, что надо было принести ребенка в жертву Господу... Думаю, это полная чушь. Это мы сами, по своей воле делаем ошибку за ошибкой, а Господь продолжает нас любить, и звать, и ждать.

Мне надо было дойти практически до края, почти умереть, остановиться, абсолютно обездвижиться, в буквальном смысле слова, похудеть до 40 килограмм, быть не в состоянии самой сходить в туалет, чтобы вообще задаться вопросом: а для чего со мной все это происходит? Не «за что?», а именно «для чего мне это?». Как мне с этим нужно быть, чтобы жить дальше? И как только ты начинаешь на всю свою жизнь смотреть через призму этого вопроса, что-то начинает меняться.

- Вы думали о самоубийстве?

- Нет, таких мыслей совсем не было, но и никакой мотивации для дальнейшего существования я найти не могла. Меня вернула к жизни врач. Она была первым человеком, который сунул мне в руки молитвослов и сказал: «Хватит самой рулить своей жизнью. Посмотри, куда ты дорулила. Может быть, ты уже предоставишь распоряжаться твоей жизнью Тому, Кто тебя создал и Кто с тобой рядом, Кто тебя все время зовет и говорит тебе: "Приди, попроси, помогу"?» И для меня это было таким удивительным откровением! Я начала постепенно возвращаться к жизни. Стали происходить какие-то чудеса, начиная с моего выздоровления и заканчивая тем, что мне стали встречаться удивительные люди... «Сумасшедшие», прекрасные знакомства и разговоры, события цеплялись одно за другое и выводили меня на мой путь.

Каждый раз, когда мне человек говорит: «Я атеист, я в Бога не верю», я думаю: как ему не страшно, как не страшно жить с сознанием, что ты в этом мире один, что ты сам должен все себе «нарулить», а потом все равно умрешь, тебя сожрут черви и тебя не станет? И зачем все это было?

- Человек может просто не думать о смысле, о смерти, блокировать эти мысли - так и жить...

- Я этого не понимаю. С моей точки зрения, это какое-то подростковое поведение - упорно игнорировать очевидные вещи. Человек до 80 лет доживает и говорит: «Я в Бога не верю», а я думаю: «Человек с образованием, прекрасный, интересный, развитый, высокоинтеллигентный... Неужели в твоей жизни ни разу не было чуда?» Чудо - это ведь абсурд, «случайность». «Да, было, конечно, но при чем тут Бог?» Ну о чем тут говорить...

- Вы как-то рассказывали, что Ваш дедушка в 76 лет крестился. Он ведь тоже был атеистом?

- Он был атеистом, да. Мой дедушка - вообще уникальный человек, единственный, как мне кажется, в своем роде. Он был еврей-сталевар, притом заслуженный. Вы где-нибудь слышали такое сочетание? В Макеевке был гигантский металлургический завод имени Кирова, где дедушка много лет проработал. И он всегда говорил: «Зачем вашему Богу такой нерадивый сын, как я? Я в Него все равно не верю. И не трогайте меня!» Потом он заболел и... испугался. Он позвал нас с сестрой и сказал: «Послушайте, я кое-что понял. Я очень остро почувствовал, что на этом свете жизнь не заканчивается. И мне стало страшно, что я на том свете могу с вами оказаться в разных точках пространства, и я вас никогда больше не увижу... Давайте меня покрестим, чтобы не расставаться». И знакомый священник покрестил его дома - наш знакомый монах крестил. Но, к сожалению, мы не успели дедушку перед его уходом ни причастить, ни соборовать.

Слезы в эфире

- Когда читаешь Ваши более поздние интервью, создается впечатление, что после тяжелых жизненных испытаний у вас получилось в той или иной мере научиться доверять Богу, а не полагаться исключительно на собственные силы. Это правда, или Вы на каком-то этапе пути к доверию?

- Ну, я вообще считаю себя маловером, и, конечно, не научилась еще доверять Богу. Я человек, склонный к панике, к унынию и каким-то резким реакциям на все события в моей жизни. И, например, если происходит нечто, что выбивает меня из колеи, о молитве я вспомню в двадцать пятый раз, а сначала - паника: начинаю искать в своей телефонной книжке нужных людей, звонить, что-то судорожно придумывать или плакаться кому-нибудь. Поэтому мне придется еще очень много и долго работать над этим. Пожалуй, действительно, когда я только воцерковлялась, в неофитском пылу, это был самый острый момент доверия Богу: я была беременна Лукой и знала, что все будет хорошо. Ходила, как в коконе: меня вообще ничего не волновало! Но, к сожалению, мирская суета, да и весь мой образ жизни не способствуют диалогу с Богом - честному, прямому... И чаще я себя ловлю на том, что «зависаю» в Фейсбуке, вместо того чтобы помолиться.

- Вы упомянули про честный и нечестный диалог с Богом. Что это, по-вашему, за опасность - нечестность?

- Мне кажется, нечестность, это когда существует некая торговля: ты - мне, я - тебе. И когда ты Бога воспринимаешь как волшебника с бородой, которому надо пару заклинаний прочесть в виде «Отче наш», и тогда Он тебе что-то даст. А ты при этом сам над собою особо не работаешь, ничего не меняешь в себе...

С мужем Валерием и детьми Марфой, Ваней и Лукой. Фото Лары Барлиной

С мужем Валерием и детьми Марфой, Ваней и Лукой. Фото Лары Барлиной

Вообще, мне очень повезло: на радио «Вера» я общаюсь с очень мудрыми епископами и священниками. И они открывают мне какие-то такие вещи, о которых я никогда не задумывалась. Вот, например, протоиерей Алексий Уминский... У нас был целый час разговора о любви, после которого я вышла из студии с полным ощущением своего абсолютного неумения любить. Разговор был о том, что Бога вроде бы любить легко, все Бога любят, а ты поди человека полюби, который с тобой рядом. А мне вот Бога очень нелегко любить. Это чувство искреннее в себе я до сих пор не нащупала. Я знаю, что надо всем сердцем, всей душой, и для этого мне нужно максимально довериться и умалиться... Но для меня пока это скорее абстрактное чувство, нежели личное, которое я переживаю и от которого у меня сердце очищается или начинает прыгать от радости.

- Что Вы запомнили из слов отца Алексия, что Вас поразило?

- Запомнилась мысль о том, что почти ни в ком из нас настоящей любви нет. Мы бьем поклоны, ездим по святым местам, причащаемся, исповедуемся, а о том, что такое любовь и как любить, - часто даже не позволяем себе в эту сторону думать! Потому что это очень страшно... Просто посмотреть внутрь себя и понять, что там любви даже на донышке не наскребешь!
Один раз протоиерей Андрей Ткачев довел меня до слез в эфире, когда зашел разговор о наказаниях, епитимиях, ну и об исповеди, ее последствиях. А он ведь очень пассионарный, очень эмоциональный, живой человек, и он сказал об этом так: «Вы посмотрите на нас, как мы живем. Да у современного человека вся жизнь - сплошная епитимия!» У меня сразу ком в горле стал, защипало в носу, хлынули слезы, потому что эти слова в самую точку, в болевую точку попали.

Всегда очень трогательное общение у нас получается с епископом Пантелеимоном (Шатовым), потому что всякое интервью с ним для меня превращается в своего рода исповедь. Он никогда не говорит в общем, даже когда ему общий вопрос задашь, например: с вашей точки зрения, дозволительно ли христианину бороться за место под солнцем? А он говорит: «А у вас как, Танюша?» И, сама того не замечая, начинаешь ему рассказывать о себе и в эфире радиостанции каешься в каких-то своих немощах. Это всегда невероятно очистительное, полезное и радостное общение!

«Не бойся, я с тобой»

- Я читала, что Ваш муж Валерий присутствовал при родах Вани и... просто сидел и читал молитвослов. Когда Вы познакомились с мужем, он уже был верующим человеком или вы как-то вместе этот путь проходили?

- Он был верующим, но не воцерковленным. Валера из настоящей казачьей семьи, его папа и мама - первые городские жители в его роду, а до того все жили на хуторах в Волгоградской области. Так что у него за плечами поколения многодетных семей, крепких браков. Бабушка, мамина мать, даже староверка. Поэтому у него вера - в гораздо большей степени в крови и в наследии, чем у меня, где все были атеисты, коммунисты, члены партии и парткомов. Моя бабушка преподавала историю партии и обществоведение в училище, например, поэтому я от Церкви была в детстве бесконечно далека. А у Валеры бабка каждый день в 5 утра вставала и молилась так неистово... Ей было уже за 90, когда мы поехали к ним в гости знакомиться, и ночью я проснулась от странного звука в квартире: какой-то плач, какой-то стон непонятный. Я испугалась, а оказалось, что это бабушка молится. Она встает в 5 утра на колени, молится за всю семью и просто плачет навзрыд. И каждый день так. И муж вырос в этом. Так что он очень быстро воцерковился, гораздо быстрее, чем я. И сейчас он главный наш рулевой православного образа жизни в семье! Держит среду и пятницу, помнит все праздники, ходил на богословские курсы. И, собственно, он был инициатором нашего венчания.

- Можно сказать, что скорее Вы у него учились, чем он у Вас?

- Так и есть. У меня, может быть, было больше знаний по форме и, грубо говоря, этикету: что читать, какие молитвы, как к Причастию готовиться и так далее. А у него гораздо больше веры. Он очень мудр. И он для меня пример для подражания.

- Он действительно пришел в роддом с молитвословом?

- Да, в уголке палаты сидел. Валера сам выразил желание пойти со мной на роды. Я сказала: «Хорошо, только тогда мы идем на курсы, где тебе все расскажут и покажут. И если ты после этого "включишь заднюю скорость", я не обижусь, потому что, мягко говоря, для мужчин это переживание не из легких». Валера сходил на курсы и сказал: «Я все равно иду с вами!» И он находился с нами в одной палате, но в процессе особо не участвовал, сидел, молился. И то же самое было с третьим ребенком, с Ваней. Ваню мы вообще дома рожали, тоже вместе, он молился и пил чай со вторым врачом. И говорит: «Только налили чай - и уже "уа-уа". Я даже не понял, когда вы успели!».

 После крещения сына Вани. Фото Ольги Туровцевой

После крещения сына Вани. Фото Ольги Туровцевой

- Вы как-то заметили, что вокруг Вас много несчастливых семей. Дети у подруг рождаются без отцов, вне брака, Ваша мама в разводе... В общем, картины нормальной счастливой семьи, которая долго достаточно продержалась, нет. На Ваш взгляд, почему так происходит?

- У меня перед глазами действительно не было примера крепкого брака в детстве. У всех вокруг все сыпалось, все расставались или жили вместе как кошка с собакой, ругались, обижали друг друга.

Мы все росли в атмосфере советского семейного уклада и быта, в котором у людей часто не было стимула трудиться над своими отношениями. Никто и не знал как. Не то что психологов тогда не было - книжек не было! Зачастую взрослые люди оставались детьми в своих отношениях.

И да, не было такой семьи, глядя на которую, я бы могла сказать: «Я хочу, чтобы у меня было, как у них». Наверное, мне поэтому довелось только хорошо после тридцати понять, что вообще значит семья, какое место женщина занимает в ней.

- И какое?

- Второе. Муж главный.

- Даже учитывая то, что получаем примерно одинаковое образование, одинаковые возможности работать, и женщина зачастую чувствует себя самодостаточной?

- Да. Так в этом кроется и самая главная ошибка, и самая главная причина несчастий большинства женщин: неумение делегировать мужчине его полномочия.

- Вам приходилось с этим сталкиваться?

- Все мои предыдущие отношения строились таким образом, что я просто давила своих мужчин и потихоньку выдавливала их из своей жизни. Каждый из них по-разному уходил из моей жизни - в меру своего воспитания, образования. Кто-то делал это подло и некрасиво, с кем-то расставались друзьями. У меня серьезных отношений было немного - по пальцам одной руки сосчитать. И всякий раз я очень наделась, что это навсегда... Но оказалось, чтобы было навсегда, надо немножко по-другому было себя вести. И, наверное, всегда в крахе семьи участвуют двое, всегда виноваты оба. И наша большая проблема в том, что, во-первых, мы не понимаем, кто какое место в семье должен занимать. А во-вторых, мы не хотим работать над отношениями. Мы как в супермаркете: пришли, выбрали, купили, не понравилось - сдали и купили другое. А это другое - того же качества, а то и хуже, потому что мы с ним так же небрежно обращаемся, как и с предыдущим.

Я открыла для себя, например, такой забавный нюанс: любой конфликт, если ты начинаешь решать проблему с себя, очень быстро разрешается. Просто не набрасывайся на мужа, а скажи себе: «Минуточку... А я что сделала, чтобы эта ситуация создалась? Я тоже себя нехорошо повела». Вдруг в этот момент к тебе подходит твой мужчина и говорит: «Прости меня, я был неправ». И это удивительным образом меняет пространство вокруг!

У нас на радио был очень интересный разговор с протоиереем Сергием Диким, как раз о супружестве. И он говорил: «Понимаете, брак - это не союз двух людей. Это союз трех: муж, жена и между ними Христос». И это меня поразило! Ну, это же так просто, это же все есть в Евангелии, в Библии, в апостольских посланиях, но все равно кто-то должен это озвучить и вложить тебе в голову! Когда так воспринимаешь семейные отношения, ты уже не сможешь мужа козлом назвать при Христе, никак. И ты ругаться с ним не будешь, потому что тебе будет стыдно - ведь между вами Христос стоит, а ты при Господе такое вытворяешь...

- А бывает же и такое псевдоправославное представление о главенстве мужа, когда он с чувством полной правоты давит на жену, не уважает ее, не слушает ее мнения - молчи, смиряйся, ты женщина, немощный сосуд. Может же такое быть?

- Дело в том, что это такое ложное представление о главенстве мужа в семье. Не «молчи и смиряйся», а на самом деле так: «не бойся, я с тобой, я о тебе позабочусь». Если вспомнить слова апостола Павла о супружестве, то ведь там говорится: жена да убоится мужа своего, а муж заботится о жене. Речь же не о страхе. Жена должна позволить мужу быть мужчиной в семье: нести ответственность, принимать решения, обо всех заботиться, всех защищать, всех обеспечивать. Нам очень трудно уступить мужчине все те «вершины», которых мы достигли. Но, если мужчина давит женщину и говорит: «Сиди дома, не реализуй свои таланты, будь кухаркой» - это не христианское поведение, а жестокость, деспотия. А если мужчина говорит: «Не волнуйся, я о тебе забочусь, тебе не нужно об этом беспокоиться, я решу эти проблемы», - это совершенно другой подход.

- Чему самому главному лично Вас учит брак?

- Тому, что быть женщиной - это прекрасно. Наверное, вот так. Мой брак и мой муж меня научили быть женщиной. Быть на своем месте, наслаждаться своей зависимостью от мужчины, наслаждаться материнством, реализовывать свои, какие-то чисто женские, задачи, будучи женой и мамой. Как однажды сказала одна моя знакомая: «Вот такого бы мужика, который бы сказал: все, опусти руки, я держу, расслабься - и взял бы мой груз на себя». Это ощущение, когда ты можешь опустить руки, передать это колесо рулевое, перевалить на его плечи свои тяготы и заботы - это удивительное чувство облегчения, радости, свободы. А как же я за весь этот груз боролась все эти годы! Для меня это было просто откровением - что нужно просто отдать все эти полномочия, чисто мужские, управленческие. Но мне было тяжело с ними расстаться.

- Что же в них такого замечательного?

- Не знаю, я привыкла. Как воспитывали девочек в нашей стране? С детства все эти установки: ты должна хорошо учиться, должна стать достойным членом общества, должна поступить в приличный вуз, заработать хорошие деньги, реализоваться как интересный человек, ты должна стать ярким членом общества. А как создать семью, как быть мамой и женой? Я сама до 25 лет не хотела детей: я их боялась, думала, что это «кровососы», «вампиры», которые высосут мою энергию и будут лишать меня моей собственной жизни. А уж как выстраивать отношения с мужчиной, как ему подчиняться, как семейную иерархию правильным образом поддерживать... У меня в семье всю жизнь верховодили женщины, и все они остались одинокими и несчастными в итоге. Поэтому у меня не было вообще никаких шансов понять свое место в семейном «реестре». И я, конечно, все тащила на себе, меня это всегда устраивало. Ведь удобно, когда ты за все отвечаешь. И до сих пор бывают ситуации, когда ты знаешь: «Я могу это сделать быстрее и лучше, чем мой супруг, но все равно это будет делать он, потому что это мужская обязанность».

- Все это - еще и вопросы социальной нормы...

- Абсолютно. После войны мужчин не было, женщины занимались мужскими делами. Это социальная трагедия, конечно.
А сейчас это, наверное, возведено в некую ценность цивилизованного общества, где женщины равны с мужчинами, а иногда даже «равнее» мужчин. Где мужчины могут себе позволить быть женщинами, а женщины могут себе позволить быть мужчинами. Да, это все с ног на голову - извращенные, уродующее человеческую сущность, душу и психику парадигмы. Я сейчас говорю не о сексуальных меньшинствах, а именно о размывании гендерных ролей. Когда они настолько размыты, шансов быть счастливым в браке очень немного. А жить долго и счастливо, вырастить детей, опекать внуков и умереть в один день - на самом деле всем хочется. Мне кажется, процентов 90 людей мечтают о такой семье, неважно - в Африке, в России или в Америке.

Невозможно переделать другого

- Скоро Великий пост, а там и Пасха. Первая Пасха и первый Великий пост в новом составе, с третьим малышом. Как обычно проходит это время в Вашей семье?

- Мы всегда в храме. И дети с нами всегда. Лука и Марфа приблизительно с 8 месяцев на ночных службах присутствуют. У Луки первая служба была Рождественская ночная, и он был очень активный. Они у меня никогда не спят в храме ночью, ни один, ни второй никогда не вырубались, всегда веселились. Я очень надеюсь, что у нас получится в этот раз и с Ванечкой пойти.
Очень хорошо помню, как мы с маленьким Лукой сидели в свечной лавке в храме Сергия Радонежского в Крапивниках, он у меня на ручках, а лавка открытая, без витрины, так что нам было все очень хорошо видно, слышно. Мы пели тропари, а он сидел и играл кистями на платочке у женщины, которая стояла перед ним. И когда кричали «Христос воскресе!», не пугался. У Марфуньки первая была ночная Пасхальная служба. И она прошла прекрасно, радостно. Мы с собой тащили коляску, думали, что ребенок заснет. Нет, не спят никто!
К Пасхе Ваньке будет уже 10 месяцев, я думаю, мы с ним сможем посетить Пасхальную службу. Это всегда такая радость, которой не поделиться с ребенком ну просто невозможно! Я так люблю эти ночные бдения радостные, когда все потом начинают христосоваться, угощать друг друга куличами, дарить подарки. И это предвкушение, когда ты наряжаешь детей дома, Марфа обязательно выбирает какой-нибудь красный платочек и красное платьице, красные колготочки... Не знаю, для нас это семейный праздник, который невозможно пропустить.

- Вы думаете о том, как передать детям веру или как ее, наоборот, не «отбить»? Ведь все равно наступит какой-то такой момент, когда у них будет своя личная встреча со Христом, нужно ли к этому подводить?..

- Мы ничего не делаем нарочно. Мы просто так живем: мы каждое воскресенье в храме, дети видят, как папа с мамой молятся, как постятся, как исповедуются и причащаются. Безусловно, я готова к тому, что в подростковом возрасте они перестанут ходить с нами в храм, будут лениться молиться и что-нибудь в этом роде. Но я также знаю и верю в то - и это тоже к вопросу о доверии к Богу, - что годы, проведенные в детстве в храме, заложат в них такой стерженек, который, может, и будет гнуться, но не сломается. Рано или поздно они все равно вернутся и, действительно, уже сами будут строить свои отношения с Богом.

Но абсолютно точно, если родители сами не молятся, а детей заставляют, никакого успеха ни в чем не добьются. Православие - это же образ жизни. Если ты сыроед и в твоем холодильнике никогда нет мяса, то твои дети его и не едят. Простите мне это сравнение, но оно такое наглядное! Если ты православный христианин, то автоматом твои дети участвуют в этой твоей части жизни, как члены семьи.

- То есть, если хочешь воспитать ребенка, воспитай себя?

- Точно, абсолютно, сто процентов! Тем более что ты сам -единственный человек, которого ты способен изменить. Только себя. Единственный человек, с чьими недостатками ты можешь бороться, кого можешь усовершенствовать и развивать, - это ты сам. Других людей, в том числе - собственных детей - переделывать невозможно. Можно только меняться самому, и тогда вокруг тебя все остальные тоже начнут меняться.

Тутта Ларсен

Татьяна Романенко (творческий псевдоним - Тутта Ларсен) родилась в 1974 году в Донецкой области Украины. Стала широко известна во время работы виджеем на телеканале «MTV Россия» с 1998 по 2008 годы. Сейчас ведет программы на православном радио «Вера», а также делает собственное «субъективное телевидение» TUTTA.TV о семье и материнстве. С мужем, Валерием Колосковым, они зарегистрировали брак и обвенчались в 2009 году. Воспитывают троих детей: Луку (10 лет), Марфу (5 лет) и Ивана, который родился летом 2015 года.

posashko Михайлова (Посашко) Валерия

ЛАРСЕН Тутта

http://foma.ru/pri-chem-zdes-tutta-larsen.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Михайлова (Посашко)
Все статьи Валерия Михайлова (Посашко)
Тутта Ларсен
Все статьи Тутта Ларсен
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26