Конец пристрастной эпохи

Михаил Бударагин 
0
12.02.2016 283

Знаменитый XX съезд КПСС положил начало не расцвету советской литературы, а закату. Стоит присмотреться внимательно, и выяснится, что от блестящей «оттепельной» эпохи не осталось почти ничего.

Именно словесность понесла по итогам короткого буйства «свободы», дозволенной Никитой Хрущевым, самые очевидные потери. Выиграло, конечно, кино, которое к 70-м стало главным поставщиком идей, образов и характеров. Но чтобы Гайдай и Рязанов остались в памяти народной, кто-то должен был исчезнуть. Законы физики везде работают одинаково. Как говорил герой известного мультфильма: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное».

Вымытой из памяти оказалась, например, «лейтенантская проза», образчик того, как адаптивна русская словесность к требованиям читателя: нужно было показать мужской «нулевой градус письма», увидеть войну глазами не солдата или штабиста, а младшего офицера, который сам должен уметь и приказ отдать, и молча нести за него ответственность. Замечательные писатели Василь Быков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев остались в учебниках, но обзорно, о Викторе Курочкине же, авторе прекрасной повести «На войне как на войне» теперь мало кто вспомнит.

Это направление, стихийно возникшее после публикации в 1946-м произведения Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», никак официально не оформленное (сам термин - просто историческое обобщение), пало жертвой главной «оттепельной» тенденции, делению на лагеря. Нет, не те, что за колючей проволокой, эти уже разоблачили: видимо, затем, чтобы возвести другие, свои.

Большими лагерями были «физики» и «лирики». Первые, по словам поэта Бориса Слуцкого, описавшего размежевание, оказались «в почете», вторые - «в загоне». То, что сегодня кажется победой, многие современники воспринимали как довольно тяжелый удар. Они были правы. Деление шло сверху вниз, по вертикали, доходя до смешного: замечательному поэту Леониду Губанову, чтобы попасть в логику времени, пришлось стать одним из создателей литературного движения СМОГ. Ему не помогло и это.

Лагерный принцип диктовался так отчетливо, что в пику «Новому миру» позицию вынужден был занять журнал «Наш современник» (их борьба пришлась уже на 70-е, но ее суть - «оттепельная»), «деревенщики» уравновешивались «городской прозой», и на короткой дистанции всегда побеждали самые громкие, а прочих становилось все хуже слышно. И так - до полной немоты. Без принадлежности к тусовке тебя не существовало, и отчасти именно поэтому один из лучших русских поэтов XX века, Арсений Тарковский, не умевший посещать лагеря, стал известен благодаря тому, что его стихи прозвучали в фильмах сына. Вместо слов о том, что «лето прошло, словно и не бывало», выдавалось в основном что-то вроде «Женщина стоит у циклотрона - стройно, слушает замагниченно, свет сквозь нее струится, красный, как земляничинка, в кончике ее мизинца» (Вознесенский). Первое и сейчас воспринимается, будто рождено только что, второе - смешная архаика, мало кому понятная. Так стоило ли огород городить, если все «прогрессисты» спустя полвека пахнут нафталином?

Славянофилы и западники XIX столетия были современниками Толстого и Достоевского, что накладывало определенный отпечаток и позволяло взглянуть на себя трезво. В 60-е каждый сам себе представлялся Львом Николаевичем, пусть и не написавшим (так уж совпало, все что-то мешает) «Войны и мира». Это самомнение порождало удивительнейшую слепоту.

«Деревенщиков» до сих пор любят поминать всуе как «мракобесов», подобные глупости - дань разделению, начавшемуся как раз в 60-е. «Они про деревню» - точка. Хотя два больших и важных текста, изданных в 1976-м, - «Царь-рыба» Виктора Астафьева и «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина - написаны не о крестьянах, а о Боге. Речь пока не идет о христианстве, в произведениях к справедливости взывают древние, строгие силы, но уж комсомольцам тут точно не место. Ни о каком противостоянии «городских» и «колхозных» писатели-деревенщики в главных своих вещах почти не говорят: даже у Василия Шукшина борьба эта подается в ироническом ключе. Не в ней, мол, дело.

Но принцип лагерного разделения диктовал читателю предельно утрированное прочтение. В «Прощании с Матёрой» встают перед Дарьей, главной героиней, души предков, призывая не допустить затопление могил. При чем же тут деревня, если это изгнанный Бог возвращался окольными путями, тайными тропами, воплощаясь так, чтобы хоть кто-то понял? Он же принимает облик Царь-рыбы, но кому было это увидеть?..

«Оттепель» задала несколько ложных противостояний, вовлекая литературу в бессмысленный спор о том, что не имело никакого значения. Под этой могильной плитой оказалась «лейтенантская проза»; кое-как выкарабкивались «деревенщики», титаническими усилиями Шукшина, в «Калине красной» предупреждавшего о том, что может стать итогом русской неприкаянности.

А самым громким и упертым из «лагерей» стал наиболее сектантский по своему духу - диссиденты: они до сих пор заседают в литературных комиссиях и учат народец жизни. Их наследники со страниц оппозиционного издания стишками рассказывают об изнасиловании несовершеннолетней русской девочки в Берлине и радуются тому, сколь многих удается тем самым уязвить. Эпоха перекрикивания, синтетики, не слишком стильных стиляг закончилась, но ее пасынки живы и прекрасно себя чувствуют.

http://portal-kultura.ru/articles/history/128776-konets-pristrastnoy-epokhi/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Бударагин
Все статьи Михаил Бударагин
Последние комментарии
В России готовятся к сбору биометрии в единую систему в МФЦ
Новый комментарий от Константин В.
25.01.2022 19:38
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Русский Иван
25.01.2022 19:32
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Ладога
25.01.2022 18:19
Губернатор Шапша запутался в сторонах
Новый комментарий от Русский Иван
25.01.2022 17:45
Кто стравил Россию и Украину, кто заработает
Новый комментарий от Сант
25.01.2022 15:49
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
25.01.2022 14:55
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от ОСт
25.01.2022 14:17