- Валерий Иванович, вспоминается первый выпуск Магистров. Безусловно, это большое достижение вашей кафедры. Радостно, что среди выпускников курса много наших уважаемых батюшек.
- Владимир Данилович Исаев, основатель
кафедры «Религиоведения», которая затем выросла в кафедру «Всемирной
философии и теологии», многое сделал, чтобы такое чудо стало возможным.
Когда я преподавал у студентов, а тем более, когда мы начали работать с
магистрами, нашими священниками, я понимал какой у них высокий
богословский уровень подготовки. И мне было интересно представить им
тему моего исследования - «Сакральная педагогика святости»,
чтобы они оценили мои научные изыскания. И когда мы находили общие
точки соприкосновения, мне было приятно, что я, не имея системного
богословского образования, шел в правильном направлении. Поэтому защиты
диссертаций магистрантов на нашей кафедре для меня стали великим
откровением. Наши священники вышли на уровень светского владения
философией, теологией и религиоведением, и это нас очень сплотило.
Достойные специалисты пойдут работать в систему образования. Считаю, что
наша кафедра является той основной, центральной силой, посредством
которой можно осуществлять переподготовку учителей и преподавателей,
которые будут читать предметы духовного направления, целенаправленно
заниматься духовно-нравственным воспитанием. Научный и духовный
потенциал кафедры очень высок, и не только для уровня Луганска. Наши
духовные силы возрастают также от тесного сотрудничества с Луганской Епархией.
- Можно ли сказать, что наше общество стоит на пороге нравственности?
- Пока в миру, в большинстве своем, мы бытийствуем в пространстве морали. А понятие морали - это эмоционально-чувственно-душевное ощущение и понимание этических ценностей, посредством которых происходит общение только между людьми. Максимум - это общечеловеческие ценности. Их антиподы прописаны в десяти заповедях, которые Бог дал Моисею на каменных скрижалях с приставкой НЕ: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не пожелай... Но даже иудеям только на короткие исторические времена удавалось их выполнять, а потом провал, плен, рассеяние...
- То есть душевный человек старается вписаться лишь в мораль общества?
- Да, у него системой воспитания вырабатываются безрелигиозные, секулярные отношения между людьми на уровне «что такое хорошо и что такое плохо». Причем, эти ценности навязываются сознанию извне. Помните лозунг: «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»? И В. Высоцкий пел о том, как ловко Ложь обманула Правду, усыпила и оделась в ее одежды. Вот так она замаскировалась, мимикрировала. Потому на уровне души, чувств, эмоций не поймешь, где правда, а где ложь. Когда я сидел в бомбоубежище во время обстрелов города, то писал статью «Чья правда в Украине правдивее».
- Ну да: «Правд бывает несколько. Ближе всех - своя.»
- Там, в подвале такие размышления создавали творческую доминанту, отвлекая от мрачных мыслей. Но цель оставалась логически неразрешимой: где же она, у кого она - эта высшая правда? Когда Пилат спросил у Христа, что такое Истина, то Христос не ответил. А почему? Потому что на неправильно сформулированный вопрос можно не отвечать. Ведь Истина - это ни что (знания, информация), а Кто - Господь! Оказывается, нужно выходить не на уровень субъективной правды, а на уровень Божественной Истины. Иначе получается, и Я прав, и вы правы, и все другие правы в своих мнениях. А эти мнения бывают противоположными и даже взаимоисключающими... Полнейший либерализм. Вы хотите разобраться кто на самом деле прав, правее и правдивее всех? Тогда давайте поднимемся выше, на уровень Божественный и спросим у Бога, потому что только Он и есть Истина, Он и есть Абсолютная Правда. Своим студентам я советую обязательно познакомиться с математической теоремой К. Гёделя о неполноте. Она выводит человека на необходимость понимания высших, абсолютных систем и ценностей (акмеос), с всеобщей высоты которых только и возможно правильно решать конкретные и частные вопросы нашего земного бытия.
А духовно-нравственное - это сакральное, чистое, высшее, святое, абсолютное, Божественное, безусловное, вечное; это совесть, любовь, Закон всех законов. А Совесть - это действие Бога в человеке. Это все относится к духовно-нравственному и находится в сердце. А оно - образно - чувствительное, иррациональное, метафизическое. Это те святыни, которыми наша школа не занималась. Школа усердно трудилась над «заточкой» мозгов. Ты должен быть полезным. Ты должен решить математическое уравнение! Решил - молодец! А тут вдруг и учеников, и учителей приглашают выйти на уровень дух.-нрав. образования через совесть, любовь и нравственное предстояние - пред к Богом...
Раньше об этом вообще разговора не было. Все программы были настроены на передачу информации, а тут руководитель Республики инициативно настаивает на введении ведущего понятия - духовно-нравственное воспитание и его осуществление. Значит, ведущим будет сердце и тогда перезагрузится вся система образования. Раньше в педагогике главным было обучение, а воспитание было как бы попутным довеском, причем на старых ориентирах, материальных ценностях и приоритетах. А теперь мы это все должны перевернуть и сказать: воспитание главное, а обучение является средством. И правильно организованное обучение станет прекрасным резонансным средством воспитания. Это и есть необходимое диалектическое единство двух своеобразных процессов.
Новая личностноформирующая система образования строится на концепции, которая признает, что в каждом из нас есть двое: один - внешний, который идет в мир и начинает его преобразовывать, а второй - внутренний, который должен себя строить сам, строить внутри себя духовно-нравственную Вселенную, страдать от стыда и мук совести! Строить ее он будет сам, через систему самовоспитания, при помощи опытных и грамотных в этом отношении учителей и наличия личностного идеала. Ведь человек создан свободным и должен выполнить данное ему Богом предназначение: из Образа неустанно, по капельке в труде и добротворчестве возрастать в подобие Божие. Каждому человеку и всему человечеству дано четкое указание: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Вот это и есть исполнение дух.-нрав. воспитания. Но воспитание - это процесс. А цель - высока.
Начинать можно с усвоения общечеловеческих ценностей, с трансформированными этическими ценностями морального кодекса. Эту воспитательную работу могут проводить все педагоги, получившие светское образование. Высшим же, и внешним духовно-этическим законом является Декалог (Десять заповедей). Тут уже нужны духовно подготовленные (ветхозаветные) педагоги. Но как только мы задаемся целью заняться духовно-нравственным воспитанием (внутреннего человека), здесь нужны педагоги и магистры, получившие специальное духовное образование, способные к воспитанию новозаветного внутреннего человека, воспитывая его не просто в уважении, а в жертвенной любви к другому.
Мы находимся в так называемой бифуркальной точке, из которой как минимум два выхода: поэтапное, долговременное воспитание или скачок в новое качество (от арифметики сразу в высшую математику с интегралами или из физики Ньютона в квантовую физику и теорию относительности Эйнштейна). Траектория того или иного пути должна быть прописана в научной концепции, положенной в основание закона об образовании ЛНР. Но и на государственном уровне об этой идее должно быть заявлено не словесно (де-факто), а документально (де-юре). Это исходные точки педагогического движения.
При любых подходах педагогика должна вырасти из зауженного понятия «детовождение» в более широкое свое значение - «человековѐдѐние» с двумя смысловыми ударениями. «Вѐдать» - это знать человека во всех его проявлениях и «ведѐние, вести» в духовно-нравственное пространство. А для этого нужно правильно ответить на вопросы о процессе и траектории движения: «КТО поведет?», «КОГО нужно вести?», КУДА вести?», «К КОМУ вести?», «ЗАЧЕМ вести?»
А что изначально сделал Господь? Первый день Творения, второй, третий, четвертый, пятый... А потом - чудо создания человека. Бог создал прекрасный, но жестко детерминированный мир, управляемый Его Законами. А что Он сделал с Человеком? Бог создал его свободным. Человек свободен! И Господь пошел на это, чтобы человек сам, сердцем своим почувствовал Бога и понял, что он без Бога ничего не может. Потому так оптимально действовал первый педколлектив: Господь, Адам и Ева. И все в Раю было прекрасно, Сам Бог назидал и воспитывал. Но усладилась Ева словами хитрого Змия, который ей нашептал: «Зачем слушаться? Вы и сами можете стать как Боги. Кто сказал, что нельзя? Употребите запретный плод.»
Змей переубедил, Ева преступила сама и Адама совратила. Потому образовалась новая педсистема: Адам, Ева и дьявол. Сменились полюса духовности. Произошло короткое духовное замыкание, названное грехопадением. В итоге - Господь наказывает и Адама, и Еву, изгоняя их из Рая, давая возможность через труд и испытания исправиться. А дьявола проклинает, предрекая ему гибель от семени жены. У наших прародителей тело, душа и дух пришли в дисгармонию, как в басне «Лебедь, рак и щука». Если до грехопадения дух управлял душой и телом, то после грехопадения дух стал злым, дьявольским, человек устремился вниз по вертикали, насыщая грехом душу и тело. И пошло от падшего человека зло, и идет вплоть до сегодняшнего дня.
Сложная задача стоит перед системой образования сегодня. Тело управляется душой, а дух можно призывать с Небес, Божественный; или покориться тому, что идет из глубин ада. Потеряны ориентиры. Человек не поймет, куда ему надо двигаться, но ему ближе тело, ему ближе услада, кайф и он опускается вниз. Какая задача стоит перед системой образования в плане дух.-нрав. воспитания? Привести человека в такое состояние, чтобы светлый дух вновь стал главенствовать над душой и телом. И если это осуществиться, то это и будет работа системы по воспитанию внутреннего человека.
Господь создал прекрасный мир, птички поют умилительно, но Он не создал одного - внутреннего духовного мира человека! Человек же свободен. И он может строить то, что он считает нужным: или дьяволизм, или Божественные чистые отношения у себя внутри. Значит, юным поколениям нужно сказать: «Ребята, вы должны построить внутри себя духовную Божественную Вселенную - сами. Никто вашу душу и дух обустроить извне не может.»
- Но человек так или иначе воспитывался.
- Прямо или опосредованно, да. Если в Советском Союзе воспитывался внешний человек, который мог крушить и созидать (ведь у него, как пелось в песне: «вместо сердца пламенный мотор»), и нет ему преград ни в море, ни на суше, и он может и реки повернуть вспять, а дальше - будь, что будет. Но этому внешнему человеку мешает внутренний, потому что внутренний - это совесть и стыд. И совесть говорит внешнему: «Парень, нельзя так». А ему надо, ему корпорация или партия сказала, что надо именно так. А если он не хочет, но надо, тогда нужно бунтующую совесть усмирить. А если совесть загнать в подполье, то тогда перекрывается связь с Богом. И тогда внутренний человек падает, в так называемый, метафизический обморок. И над ним властвует внешний. Так вот, внешний человек - это и есть эффективный инструмент для разрушения при внешнем управлении. Да, он душевный и может что-то понастроить, но высшего представления у него нет. Оно есть только у чистого, духовного, внутреннего человека.
- А как вывести внутреннего человека из состояния метафизического обморока?
- Только через участие в молитве, исповеди, покаянии, литургии, Евхаристии. Этими дарами он спасет и своего родного внешнего, душевного брата. И вдруг произойдет чудо единения. Внешний деятель должен понять, что именно от внутреннего собрата зависит его жизнь. И тогда завластвует внутренний человек, который насыщается прозорливыми идеями Бога. Вот какая самая интересная и самая важная задача во всей педагогике.
Только поняв и приняв такую дорожную карту, можно перейти к действию и к добротворчеству. К бытию в вечности человек должен готовиться уже здесь, на земле и в этом воспитании должна проявить себя соответствующая система образования. Сегодня в школы приходят дети практически все крещенные в Православной вере, и учителю нужно работать не просто с детьми, а крещенными, Божьими детьми, которые призваны самим Богом к обожению. Учитель! На тебе лежит великая ответственность и святой труд исполнения Божественного задания.
В этом новом координатном пространстве педагогика должна поменяется сама. Педагогика, как система, как человековедение, делится на «профанную (цивилизационную)» педагогику, которая воспитывает внешнего человека, и «Сакральную педагогику святости», которая воспитывает внутреннего человека. Но, в связи с тем, что педагоги пока не подготовлены, Сакральная педагогика вычеркивается, и остается профанная, которая и предопределяет судьбу падающего внешнего человека.
Человек внешний - это homo sapiens. Чем он умнее, тем изощрённее. А внутренний - это сердечный, совестливый человек, с доминантой жертвенной любви к другому. Подготовка такого человека - и есть сегодня первоочередная, судьбоносная задача, если мы хотим достойно строить и нашу Республику и воспитывать достойного строителя. Необходима перезагрузка человеческого сознания, профессионального учительского опыта и всей системы научной педагогики, сделав ее, по словам К.Ушинского, Н.Пирогова, С.Гогоцкого, П.Юркевича, величайшим искусством из всех искусств. В осознании необходимости этой системной перестройки, перезагрузки как раз и заключается сегодня самая большая проблема.
Беседовала Светлана ТИШКИНА
http://pravlitlug.ru/index.php/publitsistika1/item/3286-voskhozhdenie-k-odukhotvorennoj-nravstvennosti-chast-2-intervyu-s-v-i-ilchenko