Услышать глазами

0
470
Время на чтение 5 минут

Если запомнить ход Литургии, всенощного бдения, мы сможем молиться, закрыв глаза. Но попробуйте замкнуть уши - так плотно, чтобы ничего не слышать. Не знаю, как вы, но я, оказавшись в гудящей тишине, очень скоро заскучала бы и захотела уйти.

Так ощущает себя в храме большинство глухих и слабослышащих людей. Есть те, кто упорно, из года в год, подвижнически выстаивает богослужения, крестясь и кланяясь вместе со всеми. Но большинство заходит всего на пару минут, торопливо ставит свечу и, в страхе совершить какую-нибудь ошибку, спешит храм покинуть.

- Мы не понимаем, что происходит на богослужении, научите! - говорит языком жестов одна из подопечных Саратовского отделения Всероссийского общества глухих.

Обводя взглядом людей, собравшихся в храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, клирик этого храма священник Андрей Солодко улыбается - по ответным кивкам тех, кто пришел на занятия, где изучают основы православной веры глухие и слабослышащие люди, ясно, что они батюшку понимают. Отец Андрей говорит, а рядом с ним активно жестикулирует, тихо, но четко проговаривая слова, ведущий специалист Саратовского отделения Всероссийского общества глухих Ольга Юрьевна Малетина. Она - сурдопереводчик, связующее звено между инвалидами по слуху и внешним миром. Ольга Юрьевна работает в Обществе 25 лет. Многие знают, что она человек верующий, поэтому нередко обращаются за советом, рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются в храме, о желании молиться в Церкви, быть ее частью. А сегодня все собрались для того, чтобы организовать Литургию с сурдопереводом - таких богослужений в Саратовской епархии пока не совершалось.

Грудные дети Бога

- Бог - это любовь,- рассказывает отец Андрей.- Каждого из нас Он любит как родного ребенка. И как родитель, ничего не ожидает в ответ - кроме любви.

В зале ропот, смысл которого выражается так: «Родители очень часто что-то требуют от детей, хотят отдачи. Неужели отношения человека с Богом - таковы?».

Привычные для глухих жесты, бывает, нужно наполнить новым смыслом - буквальный перевод делу не поможет. Вместе с отцом Андреем Ольге Юрьевне приходится придумывать аналогии, и она жестом показывает уже не просто ребенка, а грудного малыша.

Жестовый язык затрагивает в основном материальную, бытовую сторону жизни. Людям, не имеющим слуха, порой оказывается трудно объяснить абстрактные понятия, им тяжело даются тексты религиозного содержания - ведь они мыслят конкретными образами материального мира. Даже слова, существующие в русском языке, перевести на язык жестов порой непросто, а образы языка церковнославянского - неизмеримо сложнее и глубже. Нет в словаре языка жестов и раздела про богослужение. Фактически этот язык рождается на наших глазах - прямо на этих занятиях.

Жест, обозначающий Причастие, выглядит так же, как и жест, означающий процесс принятия пищи. Ольга Юрьевна совершает целый каскад движений, чтобы в определенном контексте понятие «подносимая ко рту ложка» приобрело молитвенный смысл.

А слово «грех» выглядит так, как будто человека кто-то ударяет по голове. Акцент здесь делается на том, что за проступок следует наказание. Отец Андрей и Ольга Юрьевна соглашаются оставить жест удара, но разъясняют ученикам, что в Церкви грех понимается прежде всего как отступление от воли Божией.

Свой - чужой

Отец Андрей показывает подопечным Общества глухих убранство храма во имя Кирилла и Мефодия. Многие из них уже побывали на экскурсиях, которые проводил молодежный отдел епархии. Рассказывают, что на колокольне Покровского храма, почувствовав вибрацию от звона колоколов, плакали от счастья.

В этой группе есть и несколько человек со слухом - это прихожане саратовских храмов, которые решили обучиться жестовому языку, чтобы участвовать в организации богослужений с сурдопереводом.

Главная трудность, которую испытывают глухие люди, заключается в том, что они не могут нормально общаться и оказываются изолированными от большинства людей. И в церковной общине, как и в мире вообще, они чувствуют себя иностранцами.

Те, кто пришли сегодня изучать жестовой язык, хотели бы преодолеть эту замкнутость - чтобы инвалиды по слуху стали частью обычного прихода, а не «общиной в общине».

Жатвы много

На занятии мы разучили молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас»: Рис.1 «Господи», рис. 2 «Иисусе Христе», рис. 3 «помилуй», рис. 4 «нас»После экскурсии по храму мы спускаемся в цокольный этаж, вместе пьем чай. Далее начинается занятие для слышащих: мы усаживаемся изучать жестовый язык. За партой теперь и отец Андрей.

Изучать этот язык интересно. Очень много жестов похожих или даже одинаковых, смысл которых очерчивается в определенном контексте. Многие жесты напоминают что-то из окружающего мира: несложно догадаться, как показать рыбку или змейку, птицу или бабочку. В разговоре задействованы руки, особенно пальцы, но кажется, что работает все тело.

- Я смотрел, как проходит Литургия с сурдопереводом,- рассказывает отец Андрей.- Обычно ведь в богослужении участвуют несколько человек: священник, иногда диакон, чтец, хор, их обязанности распределяются, а сурдопереводчику приходится переводить все одному - это огромный труд. К концу Литургии он устает так, словно пробежал марафонскую дистанцию.

Отец Андрей мечтает, чтобы желающие принять участие в богослужении с сурдопереводом подготовились так хорошо, что смогли бы чередоваться с Ольгой Юрьевной, участвовать в организации подобных служб на других приходах. Для этого и неслышащие, и люди со слухом изучат на жестовом языке неизменяемую часть Литургии, а смысл тропарей, Апостола, отрывка из Евангелия будет рассматриваться всякий раз накануне богослужения.

Ольга Юрьевна рассказывает, что в Саратовской области - 60 000 глухих и слабослышащих, из них лишь 3500 человек владеет жестовым языком. И для всех этих людей работает всего лишь 10 сурдопереводчиков.

Занятия будут проходить каждое воскресенье в 14:00 в цокольном этаже храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Первый час - основы православной веры для глухих и слабослышащих, а затем, в течение часа, курсы жестового языка для тех, кто хотел бы научиться общаться с инвалидами по слуху, помогать в организации богослужений.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Мария Ковалева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/uslyshat-glazami
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии