Были ли первые христиане коммунистами?

Бывший СССР 
0
363
Время на чтение 7 минут

В прошлой статье «Толкового словаря» я писал об идеологии либерализма и о том, что ее вполне можно толковать как превращенную форму христианства, поскольку она содержит в себе искаженное понимание христианской свободы и ее принципов.

Но ведь и в историческом сопернике либерализма в ХХ веке - коммунизме, - на мой взгляд, тоже можно заметить некие заимствования из христианства. Неслучайно некоторые коммунисты любили порой говорить о своей близости особенно первым христианам, и, в частности, ссылались на следующий фрагмент из Нового Завета, из «Деяний апостолов»:

«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2: 44-47).

Обратим внимание, что в латинском тексте «Деяний» употреблено слово communis, от которого и произошло название коммунистов: Omnes autem, qui credide­rant, erant pariter et habebant omnia com­munia; et possessiones et sub­s­tantias vendebant et dividebant illas omni­bus, prout cui­que opus erat.

Действительно, слово «коммунизм» образовано от латинского прилагательного communis - «общий». Смысловое ядро этого учения - идея о неприемлемости частной собственности, и стремление к тому, чтобы у людей все самое главное было общим, чтобы его «разделять между всеми, смотря по нужде каждого». Только так по мысли коммунистов отношения между людьми будут братскими и подлинно человечными. «От каждого по способностям, каждому - по потребностям». Правда, круг этого общего, которое следует разделять между всеми людьми, у разных мыслителей, предшественников и родоначальников коммунизма определялся по-разному. Скажем, в идеальном государстве Платона у правителей и воинов общим должно быть не только имущество, но и, например, жены и дети. То есть, в принципе отрицалась и семья как таковая, как общественный институт. А в знаменитом городе Солнца Томмазо Кампанеллы не только дети были общими, но и все были обязаны даже ходить в одинаковых одеждах и никак не выделяться. А вот автор термина «утопия» Томас Мор, хоть и был тоже родоначальником утопического коммунизма, был более либерален. В его утопии утопийцам даже разрешалось иметь свою семью. Правда, все жители были обязаны регулярно, раз в десять лет по жребию меняться дуг с другом домами. Существовало в «Утопии» и рабство: в рабы отдавали нерадивых граждан, например, преступников.

По поводу схожести христианства и коммунизма - например, разве пролетарский интернационализм не был своеобразным воспроизведением слов апостола Павла, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея»? Или стремление у коммунистов к справедливости и равенству людей не было в чем-то похоже на братство христиан? Об этом при всем своем атеизме и ненависти к религии писал даже «второй» создатель марксизма, ближайший друг и соратник Маркса Фридрих Энгельс в своей работе «К истории первоначального христианства»:

В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же - в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям... И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед.

Коммунизм выступил как очень привлекательное учение, которое настаивало на справедливости и равенстве людей, на том, что все люди заслуживают счастья и обязательно его получат. Неслучайно к середине 20 века коммунизм завладел уже почти половиной мира (Россия, Китай и Восточная Европа) и, казалось, вот-вот ниспровергнет своих соперников - капитализм и либерализм. Вспомните эпохальную фазу последнего романтика коммунизма у власти Хрущева «Мы вас похороним!» в адрес американцев, сказанную с непоколебимой уверенностью в собственной правоте.

На тему гипотетической близости христианства и коммунизма можно еще вспомнить теологию освобождения, особенно популярную еще несколько десятилетий назад - так в Латинской Америке называется богословское и политическое движение христианского социализма, которое настаивает на близости марксизма и христианства. Его сторонники считали бедность источником греха, а Иисуса Христа не только Утешителем, но и Освободителем угнетенных. Некоторые элементы теологии освобождения отвергаются католической церковью.Некоторые представители теологии освобождения, в том числе даже некоторые священники Римско-католической церкви, приняли активное участие в революционной борьбе на «пылающем континенте», поскольку, как они считали, христиане обязаны участвовать в политической борьбе на стороне бедных и угнетенных.

Так что же, может быть, первые христиане действительно были коммунистами? Конечно, нет! Несмотря на общие черты между коммунизмом и христианством нельзя закрывать глаза на глубочайшую пропасть, что лежит между ними. Между прочим, те гонения, которым при Советском Союзе подверглись Церковь и верующие, по силе и ожесточенности превышают гонения первых христиан в Римской империи. Великий феномен новомученичества, массовые репрессии, аресты и расстрелы священнослужителей и мирян, закрытия монастырей и храмов... В одном 1937 году в СССР было закрыто более 8 000 церквей. К 1939 году во всей России осталось лишь около ста соборных и приходских действующих храмов. Только в ходе Великой Отечественной войны Сталин и руководство страны отказалось от идеи быстрого и полного разгрома Русской Церкви, хотя потом еще Хрущев обещал к 1980 году показать советским людям «последнего попа».

Важно понимать, что большевики были не бесы, а одержимые бесами идеалисты.Нам здесь важно сказать, в чем неправ коммунизм именно с христианской точки зрения, и почему христианство - это не коммунизм, и вообще не «изм», а христиане - не коммунисты, или, например, либералы. Тут много важнейших различий, и одно из ключевых, например, состоит в том, что коммунисты верили в неиспорченность человеческой природы и категорически отрицали первородный грех. Как говорил коммунистический философ Михаил Лифшиц, «мы не верим в то, что на дне человеческой души открывается ход в подвал, откуда лезет всякая гадость. Мы не верим в "радикально злое", присущее человеческой природе, согласно учению Канта. Иначе коммунизм был бы пустой мечтой».

Человек по главному коммунисту истории - Карлу Марксу - лишь совокупность или «ансамбль» общественных отношений. Каким будет общество, считали коммунисты, таким будет и человек. Устроишь его разумно - и сам человек практически автоматически тоже станет разумным и добрым. Неслучайно Ленин говорил, что в будущем коммунистическом обществе люди будут нравственно себя вести просто на основании привычки. То есть, не на основании своего свободного выбора, а просто потому, что их так приучили. Ну, примерно как чистить зубы каждое утро...

Такая антропология, такое понимание человека - главное условие для веры коммунизма в возможность построения счастливого и совершенного общества здесь, уже на Земле. А иначе, если человек все же, как учит христианство, радикально испорчен грехом, испорчен прежде всего внутренне, бесполезно создавать ему самые разумные и совершенные общественные условия. Он все равно все испортит, любой рай превратит в ад, если сам не будет просветлен и просвещен изнутри.

А за пределами сети общественных отношений для коммунистов нет никакого человека. Поэтому они - принципиальные материалисты, которые не верят в Бога и бессмертие души. И это накладывало свой отпечаток и на коммунистическую этику, этику советских людей. В ней много и весьма симпатичных черт, скажем прямо. Это жертвенность, стремление к справедливости, способность поделиться последним со страдающим ближним, высокая оценка культуры и образования и т.д. Готовность «отдать жизнь за други своя», которая помогла нашему народу победить в Великой Отечественной, была вскормлена еще Православием и Церковью, и здесь верующий с коммунистом будут заодно. Однако посмотрим на дело с другой стороны: сегодняшнее огромное число абортов, высокий процент самоубийств, разрушение семейных устоев - разве это тоже не наследие советского времени? Конечно, тут свою роль сыграли 90-е и торжество дикого либерализма, но я сейчас о другом. О том, что коммунистическое мировоззрение в принципе ничего не имеет против этих явлений, что в нем это можно, а даже в чем-то и нужно. Не забудем, что именно Советская Россия была первой страной в мире, которая в 1920 году легализовала аборты и обеспечила их полную свободу.

Поскольку марксизм и коммунизм - радикальное атеистическое учение, человек для него - высшее явление, венец природы. Над ним нет высших ценностей, заповедей свыше. Отсюда еще одна очень отрицательная с христианской точки зрения черта коммунистического мировоззрения - гордость как мировоззренческая установка. В писаниях разных коммунистических писателей новый человек будущего - он не только умный и добрый, но еще и непременно гордый. Ведь все, созданное в мире с точки зрения коммунизма - это только его заслуга. Он - главная сила мира, и поэтому может заслуженно гордиться собой. Но поэтому он сам может вершить суд, и порой крайне жестоко. И получается, что с одной стороны в коммунизме «человек человеку друг, товарищ и брат», а с другой он порождает вакханалию гражданской войны и классовой вражды, когда брат идет на брата.

Русский коммунизм - это великая трагедия нашего народа, где великие подвиги и добрые намерения слились с изначальной метафизической ошибкой и последующей ложью и грандиозными преступлениями. Впрочем, мы пережили и во многом уже изжили трагический соблазн коммунизма. Коммунизм - это в каком-то смысле уже мертвый хищник, который похитил души слишком многих, но это уже в прошлом. А мёртвого льва может лягнуть даже осёл. Сегодня же в мире и частично у нас в стране правит бал идеология либерализма и потребительского общества, и вытекающие отсюда опасности для нас более незаметны и более актуальны.

История по-прежнему не дает права на передышку и возможность расслабиться.

http://foma.ru/byili-li-pervyie-hristiane-kommunistami.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Пущаев
Россия и Болгария: есть ли у нас общее будущее?
Беседа с профессором Софийского университета Дариной Григоровой
18.12.2019
«На данные ему пять талантов истинно принес другие пять»
Беседа об историке Николае Карамзине и его консерватизме
03.12.2019
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Все статьи Юрий Пущаев
Бывший СССР
День Коронования Царя-Мученика Николая II
Сегодня мы также вспоминаем фельдмаршала князя М.Б.Барклая-де-Толли, геройский бой брига «Меркурий», подвиг лейтенантов Дубасова и Шестакова и адмирала Е.И.Алексеева
27.05.2024
День памяти художника Кустодиева
Сегодня мы также вспоминаем публициста и литературного критика, теоретика монархизма Н.И.Черняева, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия, металлурга П.П.Аносова, адмирала А.И.Панфилова, академика В.Г.Васильевского, генерала Ф.Я.Костенко, подпольщицу Е.К.Убийвовк, альпиниста В.М.Абалакова и астронома Н.С.Черных
26.05.2024
Историческая память порождает крепость духа
Сейчас наступило время, когда есть возможность реализовать чаяния многих поколений истинных патриотов России
25.05.2024
Праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Сегодня мы также вспоминаем дьяка Тимофея Осипова, инока Иакинфа (Бичурина), художника Н.К.Зацепина, А.А.Васильчикова, академика А.И.Соболевского, архитектора А.В.Щусева, философа А.Ф.Лосева, актера О.Н.Ефремова, поэта Н.А.Мельникова, публициста Г.М. Шиманова
24.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Апографъ
27.05.2024 07:22
«"Теория перенаселения" существует лишь в сознании глобалистов»
Новый комментарий от Русский танкист
27.05.2024 06:34
Если можно переименовать, лучше это сделать, но нельзя ликвидировать
Новый комментарий от Русский танкист
27.05.2024 06:14
«Нам просто ночью перережут глотки»
Новый комментарий от Калужанин
26.05.2024 22:27