В эпоху популярности скандальных проектов в искусстве, когда провокация и
оскорбление зачастую используются для привлечения зрителей, известный
российский режиссер, а также управляющий партнер проекта Rublev.com и
главный режиссер телеканала "Царьград" Юрий Грымов рассказал
корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной о своих творческих
ценностях, новых проектах и печальной судьбе российского кино.
- Юрий, как творческий человек, как вы считаете, допустима ли
какая-то цензура в искусстве? Какова этическая граница допустимого и
недопустимого?
- Я противник каких-либо дополнительных законов. У нас есть Конституция,
это большой свод законов, там достаточно четко обозначены все принципы,
права и обязанности, на которых должна строиться нормальная жизнь
государства. В конце концов, нет ничего нового под солнцем, и нам только
кажется, что неприятности, с которыми мы столкнулись в связи с
последними скандалами, требуют каких-то специальных новых законов.
Просто надо научиться соблюдать те, что уже есть, - для начала. Причем я
не устаю повторять: если соблюдать законы, то все. Вы же не можете жить
по одной заповеди, а девяти другим не следовать, это неправильно. Так
же и с Конституцией, там написано достаточно вещей, и судебные органы и
органы власти, которые за это отвечают, должны это контролировать. Хотя
любой нормальный человек, помимо внешних рамок - Конституции, законов о
налогах, правил дорожного движения, руководствуется еще и внутренним
маяком, который помогает ему разобраться, что прилично, а что не совсем.
Этот момент очень важен.
- А что вы лично для себя считаете неприличным, что вы не можете себе позволить в творчестве?
- Во-первых, я считаю себя свободным человеком, гражданином,
православным россиянином, но я знаю также о свободе других людей,
которые меня окружают. Так вот, моя свобода никогда не переступит грань
вседозволенности. Я делал фильмы, связанные с пикантными сценами, и в
спектаклях затрагивал жесткие темы, но это находится в рамках моего
понимания категории прекрасного и осознания того факта, что я не имею
права кого-то оскорбить своей бурной фантазией. Я несу за это
ответственность. Я считаю, что загонять людей в смрад и духовную
нечистоту - это тоже отчасти преступление, духовное преступление. Людям
нужно давать надежду, надо сеять любовь.
Rublev.com направлен на это, как и большинство моих проектов. Это не
просто громкие слова, это не пижонство, это правда важно. Если вы все
это в себе держите, культивируете, то все, что вы делаете, будет иметь
такое значение, ваши дела будут созидать, а не разрушать. Людям иногда
нужно напоминать, что они люди, нужно чаще людям говорить, что они
хорошие люди, я в этом уверен.
- Насколько я знаю, ваш следующий проект будет связан с революцией.
- Я ищу деньги на этот проект. Два года я его готовил с академиками РАН,
сценарий готов, идет выбор натуры, но мы ищем финансирование.
Почему вас интересует эта тема, возможно ли повторение революционного сценария в жизни России?
- Тема меня заинтересовала, потому что грядет круглая дата этого
события, и это естественно будет комментироваться и в мире, и в стране.
Два года мы ковыряемся в архивах, общаемся с академиками, людьми,
которые отдали часть своей жизни изучению этого периода истории, и это
для меня очень интересно. Повторение подобной катастрофы возможно
всегда, в любой стране мира. Посмотрите, что произошло с Украиной, какие
события там произошли и как они продолжают развиваться. Мы видим сейчас
Сирию, мы видим Европу, которая вдруг оказалась просто не готова к
проблеме беженцев и теперь думает - не пора ли перестать
прекраснодушничать и начать закрывать двери на засов. Все это происходит
как будто случайно, но в этом есть определенная закономерность. И
фильм, который я хотел бы снять, серия фильмов о революции, показывает
день за днем, как незаметно для всех устои многовековой России просто
превратились в краснокосынчатые лозунги, в которые сами большевики не
верили. Они сами не верили в то, что диктатура мирового пролетариата
возможна при их жизни. Об этом говорил сам Ленин: невозможно. И вдруг за
два месяца это произошло.
- Вы рассказывали, что ваш ребенок живет во Франции. В Европе сегодня
активно ведется гей-пропаганда, внедряется идея нормальности однополых
союзов. Не боитесь за моральную сохранность вашего чада?
- Так жизнь распорядилась, что у ребенка большие способности. Здесь, где
она училась на Арбате во французской школе, ввиду реформ образования
школа стала не такая интересная, не такая научная с точки зрения
образования. А во Франции, когда дочка прошла собеседования, в ней
выявили человека, очень способного к наукам. Но, скажу вам честно, очень
трудно нашей семье жить на две страны. Это не очень удобно, я этим не
горжусь. Конечно, лучше бы это все было рядом, но так случилось в жизни.
История с гей-пропагандой, безусловно, перегрета, и это понимают
практически все в мире. Если говорить про ту же Францию, я сам лично
видел сотни тысяч людей, выходивших с транспарантами в центре Парижа и
выступавших против однополых "браков" и тем более против усыновления
этими "семьями" детей.
Я являюсь принципиальным противником усыновления детей однополыми
"семьями". Это уже не свобода и демократия, не просто "я так хочу".
Детские вопросы "А ты папа или мама?" ставят в тупик всех, ломают
детскую психику на начальной стадии развития. Что потом будет с этими
детьми? Если это интимная часть жизни людей, зачем они так публично об
этом заявляют? Не надо лезть ни к кому под одеяло. Мне, например,
совершенно неважно, кто и чем занимается у себя в спальне. Но это же
обрушивается на всех! Нам навязано слово "гей", которое мы теперь часто
употребляем. Но, если говорить о русской православной культуре, мы
должны были бы называть это "Содом". История давняя, библейская - ничего
нового под солнцем, к сожалению. И название этому давным-давно
придумано: Содом. А "гей" - это американское слово, которое теперь и мы
используем повсеместно.
И я повторюсь, я противник того, чтобы детей усыновляли однополые
"семьи". И говорить, что в Европе, и в частности во Франции, никто не
выступает против - значит не замечать очевидного. Нет, очень много людей
протестует. Но в Европе, к сожалению, стремление соблюдать правила
человеческой вежливости победило тягу к правде Божьей, и теперь вежливые
европейские христиане деликатно соглашаются на избрание священниками и
епископами женщин, и даже не просто женщин, но женщин-лесбиянок. Но, мне
кажется, этой вежливости грош цена, потому что она длится ровно до того
момента, пока проблема не коснется тебя лично. Западное христианство, к
сожалению, уже мало касается европейского человека, мало влияет на его
жизнь, потому его легко можно игнорировать. Но вот сейчас сирийские
беженцы очень невежливо вторглись в пределы европейских стран, и
политкорректные европейцы тут же задумались над тем, чем придется
расплачиваться за эту видимость всеобщего взаимного уважения. "Лопни, но
держи фасон" - или признаться себе самим, что своя рубаха ближе к телу.
Неприятный выбор, сочувствую.
- Вы не скрываете, что верите в Бога, причем пришли к вере в зрелом возрасте. Это был путь размышлений или озарений?
- Путь размышлений и круг общения, который был у меня тогда и есть
сейчас. Среди моих друзей и знакомых были люди, которые рассуждали на
эту тему, о религии вообще, и в частности о православии. Кроме того, у
меня в роду по маминой линии были все священники. Я об этом узнал
случайно, года четыре назад. Я воцерковленный человек, но моих знаний
недостаточно, чтобы считать себя грамотным человеком в богословии. Но я с
большим уважением и интересом отношусь к нашей религиозной традиции и
считаю свои долгом об этом говорить. Хорошо, когда люди обретают веру и
находят себя, потому что жить без опоры крайне сложно.
- Для этого вы возглавили канал "Царьград"? В чем его отличия от других православных каналов?
- Не я один. Целая команда. Этот канал для гораздо более широкой
аудитории. Канал "Спас" больше церковный канал, а "Царьград" больше
православный канал, информационно-аналитический, поэтому аудитория у
него должна быть шире. Этот канал будет анализировать, что происходит
сегодня, он будет говорить о смыслах. В любой работе с информацией очень
важен процесс поиска смысла, его нахождения, а затем - формулирования.
Звучит пафосно, но вспомните свои институтские лекции и то, как студенты
учатся писать конспекты. Важно в том, что ты услышал, ухватить главное,
а потом суметь это главное облечь в словесную формулу. "Царьград" будет
решать ту же самую задачу: из шумного, мутного и захлестывающего нас с
головой потока информации он будет извлекать нечто важное и рассказывать
об этом зрителям. А иногда - наоборот, обращать их внимание на что-то,
что осталось вроде бы за рамками общего, "популярного" внимания.
Там будут новостные программы, аналитические программы, передачи по
культуре, документальные картины, возможно, также будут и художественные
картины и сериалы, хотя фильмы, документальные и художественные,
православной тематики практически отсутствуют, их почти нет. Если бы мы
говорили сегодня про католическую церковь или про протестантские церкви,
то такой материал есть на рынке, это можно приобрести для показа. А
если мы говорим о православном контенте, то его практически не
существуют в мире.
- Не было мысли снова заняться кино и снять что-то как раз на православную тему?
- Кино в России практически разрушено. Национального кино не существует.
Нет, к сожалению, экономической опоры. Если какое-то финансирование
находится, эта проблема, как правило, решается на уровне отдельных
конкретных меценатов. Экономически это невыгодно. В театре ситуация чуть
получше. Поэтому я в театре поставил "Цветы для Элджернона", в РАМТе
уже третий год идет с большим успехом детский спектакль "Затерянный мир"
по Конан Дойлю, тоже с переаншлагами. Там есть экономическая опора. В
кино - нет. Очень много занято западным компаниям, 99% проката
формируется из зарубежного продукта, из них 90% - американские фильмы.
Где польское кино? Где итальянское кино? Этого ничего нет. Есть только
французское кино, там государство вовремя противостояло засилью
Голливуда. У нас такого не случилось. Сейчас успех русского фильма
(разумеется, успех коммерческий - это главный показатель) заключается в
том, что он должен быть максимально похож на американский по эстетике.
Мне это не очень интересно. Так что национального кино не существует.
То, что сегодня три-пять режиссеров снимают какие-то фильмы, это не
индустрия кино, это случайность. Изменить ситуацию может только
государство, только оно может провести реформу кино.
- Что касается сериалов, крупные каналы сериалы для себя заказывают, а "Царьград" может снимать для себя православные сериалы?
- Мы думаем на эту тему, может быть, в дальнейшем у нас появится линейка
православных сериалов, но это очень трудоемкое и дорогостоящее
производство. Пока этот вопрос находится на стадии обдумывания и оценки.
- Немного наивный вопрос, но все же: как Вы думаете, может ли искусство, в том числе киноискусство, изменить мир к лучшему?
- Фраза "красота спасет мир" немного неточная. Я считаю, что красота спасает
мир. Культура - это основа любого государства, некий стержень, вокруг
которого формируется абсолютно все - и политика, и экономика. Если бы у
нас министерство культуры было основным, главным министерством страны,
все было бы по-другому.