Православного киноконтента практически не существует

0
605
Время на чтение 7 минут

В эпоху популярности скандальных проектов в искусстве, когда провокация и оскорбление зачастую используются для привлечения зрителей, известный российский режиссер, а также управляющий партнер проекта Rublev.com и главный режиссер телеканала "Царьград" Юрий Грымов рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной о своих творческих ценностях, новых проектах и печальной судьбе российского кино.

- Юрий, как творческий человек, как вы считаете, допустима ли какая-то цензура в искусстве? Какова этическая граница допустимого и недопустимого?

- Я противник каких-либо дополнительных законов. У нас есть Конституция, это большой свод законов, там достаточно четко обозначены все принципы, права и обязанности, на которых должна строиться нормальная жизнь государства. В конце концов, нет ничего нового под солнцем, и нам только кажется, что неприятности, с которыми мы столкнулись в связи с последними скандалами, требуют каких-то специальных новых законов. Просто надо научиться соблюдать те, что уже есть, - для начала. Причем я не устаю повторять: если соблюдать законы, то все. Вы же не можете жить по одной заповеди, а девяти другим не следовать, это неправильно. Так же и с Конституцией, там написано достаточно вещей, и судебные органы и органы власти, которые за это отвечают, должны это контролировать. Хотя любой нормальный человек, помимо внешних рамок - Конституции, законов о налогах, правил дорожного движения, руководствуется еще и внутренним маяком, который помогает ему разобраться, что прилично, а что не совсем. Этот момент очень важен.

- А что вы лично для себя считаете неприличным, что вы не можете себе позволить в творчестве?

- Во-первых, я считаю себя свободным человеком, гражданином, православным россиянином, но я знаю также о свободе других людей, которые меня окружают. Так вот, моя свобода никогда не переступит грань вседозволенности. Я делал фильмы, связанные с пикантными сценами, и в спектаклях затрагивал жесткие темы, но это находится в рамках моего понимания категории прекрасного и осознания того факта, что я не имею права кого-то оскорбить своей бурной фантазией. Я несу за это ответственность. Я считаю, что загонять людей в смрад и духовную нечистоту - это тоже отчасти преступление, духовное преступление. Людям нужно давать надежду, надо сеять любовь.

Rublev.com направлен на это, как и большинство моих проектов. Это не просто громкие слова, это не пижонство, это правда важно. Если вы все это в себе держите, культивируете, то все, что вы делаете, будет иметь такое значение, ваши дела будут созидать, а не разрушать. Людям иногда нужно напоминать, что они люди, нужно чаще людям говорить, что они хорошие люди, я в этом уверен.

- Насколько я знаю, ваш следующий проект будет связан с революцией.

- Я ищу деньги на этот проект. Два года я его готовил с академиками РАН, сценарий готов, идет выбор натуры, но мы ищем финансирование.

Почему вас интересует эта тема, возможно ли повторение революционного сценария в жизни России?

- Тема меня заинтересовала, потому что грядет круглая дата этого события, и это естественно будет комментироваться и в мире, и в стране. Два года мы ковыряемся в архивах, общаемся с академиками, людьми, которые отдали часть своей жизни изучению этого периода истории, и это для меня очень интересно. Повторение подобной катастрофы возможно всегда, в любой стране мира. Посмотрите, что произошло с Украиной, какие события там произошли и как они продолжают развиваться. Мы видим сейчас Сирию, мы видим Европу, которая вдруг оказалась просто не готова к проблеме беженцев и теперь думает - не пора ли перестать прекраснодушничать и начать закрывать двери на засов. Все это происходит как будто случайно, но в этом есть определенная закономерность. И фильм, который я хотел бы снять, серия фильмов о революции, показывает день за днем, как незаметно для всех устои многовековой России просто превратились в краснокосынчатые лозунги, в которые сами большевики не верили. Они сами не верили в то, что диктатура мирового пролетариата возможна при их жизни. Об этом говорил сам Ленин: невозможно. И вдруг за два месяца это произошло.

- Вы рассказывали, что ваш ребенок живет во Франции. В Европе сегодня активно ведется гей-пропаганда, внедряется идея нормальности однополых союзов. Не боитесь за моральную сохранность вашего чада?

- Так жизнь распорядилась, что у ребенка большие способности. Здесь, где она училась на Арбате во французской школе, ввиду реформ образования школа стала не такая интересная, не такая научная с точки зрения образования. А во Франции, когда дочка прошла собеседования, в ней выявили человека, очень способного к наукам. Но, скажу вам честно, очень трудно нашей семье жить на две страны. Это не очень удобно, я этим не горжусь. Конечно, лучше бы это все было рядом, но так случилось в жизни.

История с гей-пропагандой, безусловно, перегрета, и это понимают практически все в мире. Если говорить про ту же Францию, я сам лично видел сотни тысяч людей, выходивших с транспарантами в центре Парижа и выступавших против однополых "браков" и тем более против усыновления этими "семьями" детей.

Я являюсь принципиальным противником усыновления детей однополыми "семьями". Это уже не свобода и демократия, не просто "я так хочу". Детские вопросы "А ты папа или мама?" ставят в тупик всех, ломают детскую психику на начальной стадии развития. Что потом будет с этими детьми? Если это интимная часть жизни людей, зачем они так публично об этом заявляют? Не надо лезть ни к кому под одеяло. Мне, например, совершенно неважно, кто и чем занимается у себя в спальне. Но это же обрушивается на всех! Нам навязано слово "гей", которое мы теперь часто употребляем. Но, если говорить о русской православной культуре, мы должны были бы называть это "Содом". История давняя, библейская - ничего нового под солнцем, к сожалению. И название этому давным-давно придумано: Содом. А "гей" - это американское слово, которое теперь и мы используем повсеместно.

И я повторюсь, я противник того, чтобы детей усыновляли однополые "семьи". И говорить, что в Европе, и в частности во Франции, никто не выступает против - значит не замечать очевидного. Нет, очень много людей протестует. Но в Европе, к сожалению, стремление соблюдать правила человеческой вежливости победило тягу к правде Божьей, и теперь вежливые европейские христиане деликатно соглашаются на избрание священниками и епископами женщин, и даже не просто женщин, но женщин-лесбиянок. Но, мне кажется, этой вежливости грош цена, потому что она длится ровно до того момента, пока проблема не коснется тебя лично. Западное христианство, к сожалению, уже мало касается европейского человека, мало влияет на его жизнь, потому его легко можно игнорировать. Но вот сейчас сирийские беженцы очень невежливо вторглись в пределы европейских стран, и политкорректные европейцы тут же задумались над тем, чем придется расплачиваться за эту видимость всеобщего взаимного уважения. "Лопни, но держи фасон" - или признаться себе самим, что своя рубаха ближе к телу. Неприятный выбор, сочувствую.

- Вы не скрываете, что верите в Бога, причем пришли к вере в зрелом возрасте. Это был путь размышлений или озарений?

- Путь размышлений и круг общения, который был у меня тогда и есть сейчас. Среди моих друзей и знакомых были люди, которые рассуждали на эту тему, о религии вообще, и в частности о православии. Кроме того, у меня в роду по маминой линии были все священники. Я об этом узнал случайно, года четыре назад. Я воцерковленный человек, но моих знаний недостаточно, чтобы считать себя грамотным человеком в богословии. Но я с большим уважением и интересом отношусь к нашей религиозной традиции и считаю свои долгом об этом говорить. Хорошо, когда люди обретают веру и находят себя, потому что жить без опоры крайне сложно.

- Для этого вы возглавили канал "Царьград"? В чем его отличия от других православных каналов?

- Не я один. Целая команда. Этот канал для гораздо более широкой аудитории. Канал "Спас" больше церковный канал, а "Царьград" больше православный канал, информационно-аналитический, поэтому аудитория у него должна быть шире. Этот канал будет анализировать, что происходит сегодня, он будет говорить о смыслах. В любой работе с информацией очень важен процесс поиска смысла, его нахождения, а затем - формулирования. Звучит пафосно, но вспомните свои институтские лекции и то, как студенты учатся писать конспекты. Важно в том, что ты услышал, ухватить главное, а потом суметь это главное облечь в словесную формулу. "Царьград" будет решать ту же самую задачу: из шумного, мутного и захлестывающего нас с головой потока информации он будет извлекать нечто важное и рассказывать об этом зрителям. А иногда - наоборот, обращать их внимание на что-то, что осталось вроде бы за рамками общего, "популярного" внимания.

Там будут новостные программы, аналитические программы, передачи по культуре, документальные картины, возможно, также будут и художественные картины и сериалы, хотя фильмы, документальные и художественные, православной тематики практически отсутствуют, их почти нет. Если бы мы говорили сегодня про католическую церковь или про протестантские церкви, то такой материал есть на рынке, это можно приобрести для показа. А если мы говорим о православном контенте, то его практически не существуют в мире.

- Не было мысли снова заняться кино и снять что-то как раз на православную тему?

- Кино в России практически разрушено. Национального кино не существует. Нет, к сожалению, экономической опоры. Если какое-то финансирование находится, эта проблема, как правило, решается на уровне отдельных конкретных меценатов. Экономически это невыгодно. В театре ситуация чуть получше. Поэтому я в театре поставил "Цветы для Элджернона", в РАМТе уже третий год идет с большим успехом детский спектакль "Затерянный мир" по Конан Дойлю, тоже с переаншлагами. Там есть экономическая опора. В кино - нет. Очень много занято западным компаниям, 99% проката формируется из зарубежного продукта, из них 90% - американские фильмы. Где польское кино? Где итальянское кино? Этого ничего нет. Есть только французское кино, там государство вовремя противостояло засилью Голливуда. У нас такого не случилось. Сейчас успех русского фильма (разумеется, успех коммерческий - это главный показатель) заключается в том, что он должен быть максимально похож на американский по эстетике. Мне это не очень интересно. Так что национального кино не существует. То, что сегодня три-пять режиссеров снимают какие-то фильмы, это не индустрия кино, это случайность. Изменить ситуацию может только государство, только оно может провести реформу кино.

- Что касается сериалов, крупные каналы сериалы для себя заказывают, а "Царьград" может снимать для себя православные сериалы?

- Мы думаем на эту тему, может быть, в дальнейшем у нас появится линейка православных сериалов, но это очень трудоемкое и дорогостоящее производство. Пока этот вопрос находится на стадии обдумывания и оценки.

- Немного наивный вопрос, но все же: как Вы думаете, может ли искусство, в том числе киноискусство, изменить мир к лучшему?

- Фраза "красота спасет мир" немного неточная. Я считаю, что красота спасает мир. Культура - это основа любого государства, некий стержень, вокруг которого формируется абсолютно все - и политика, и экономика. Если бы у нас министерство культуры было основным, главным министерством страны, все было бы по-другому.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=422

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Грымов
«Мы должны меняться по отношению ко всему происходящему вокруг»
Сегодня мы отделили себя от всего остального мира плотным, почти непроницаемым слоем отстранённости
30.12.2021
Нужна серьёзная реформа русского кинематографа
Режиссёр Юрий Грымов о причинах кризиса российского кино
06.09.2021
Гибель семьи Пашаева в ДТП отразилась на деле Ефремова
«Со стороны это выглядит почти как миссия: уничтожить пьяного водилу»
10.09.2020
«Государство должно создать условия, при которых кино снимать выгодно»
О снятии Министерством культуры с повестки дня идеи ограничить долю зарубежного кино в отечественных кинотеатрах
14.02.2019
Ура, товарищи!
Режиссер Юрий Грымов о том, как обеспечить притягательность культурных центров для молодежи
24.01.2019
Все статьи Юрий Грымов
Последние комментарии