Проза горячих точек

Как пишут о войне современные писатели

Бывший СССР 
0
753
Время на чтение 7 минут
Проза горячих точек

Проза горячих точек... Именно так можно сейчас определить то, что традиционно в русской литературе называлось прозой о войне. Потому что воюем мы в последние сорок лет в горячих точках, а не на широких пространствах. Сущность подходов к описанию русского человека в военных обстоятельствах от этого не меняется. Грубо говоря, подходов этих всегда было два - героический и обличительный, и традиция обоих уходит в глубь столетий.

Так уж получилось, что первое высокохудожественное произведение о войне несло в себе в большей степени обличительный заряд, нежели героический. Имею в виду «Слово о полку Игореве». Оба подхода к теме легли на пространстве прозы Льва Николаевича Толстого. Более раннее произведение роман «Война и мир» носило героический характер, а более позднее, «Хаджи Мурат» - в большей степени обличительный. В ХХ веке огромному пласту героической литературы о Великой Отечественной войне Виктор Астафьев противопоставил своих «Проклятых и убитых», созданных в угоду конъюнктуре 90-х годов, когда разоблачалось, проклиналось и очернялось все в русской истории и, прежде всего, в истории советской.

Именно в это же время, ввиду нарастания количества горячих точек и на фоне общего всепроклинательства родилось и огромное количество обличительных произведений военной литературы. Началось все с яростной травли афганской войны, которую, в сущности, назвать войной тоже нельзя, это, скорее, состоящая из множества горячих точек многолетняя заграничная кампания, причем, весьма успешная. В течение девяти лет наша доблестная 40-я армия закрывала собой географическую пробоину, сквозь которую, после ее ухода из Афганистана, хлынул мощный поток наркоты. И потери в той кампании доказывают ее успешность. Только вдуматься: за девять лет в Афганистане погибло столько же человек, сколько осенью 1941 года под Москвой погибало ежедневно. Еще раз: 9 лет и 1 день!

 

А в фильмах и книгах про Афган кровь полилась куда более широкой рекой, в этих кинематографических и литературных сочинениях наших солдат погибло больше, чем в действительности.

 

В итоге деятели культуры превратили большую афганскую горячую точку в огромную, кошмарную и кровопролитную войнищу. Одним из самых ярких произведений об Афгане стал роман Олега Ермакова «Знак зверя», в который автор перелил все пережитые им самим на войне страхи, наполнив ими его до отказа. А что было бы, побывай автор на фронтах Великой Отечественной? Во сколько раз был бы сильнее его обличительный пафос?

Но в те времена обличать нашу армию было нельзя, а в конце 80-х и начале 90-х, то есть к моменту появления этого произведения, только ленивый не поносил «афганскую авантюру», и писатель влился в общий хор обличителей. Кроме романа «Знак зверя» он издал книги «Афганские рассказы» и «Возвращение в Кандагар». Все это охотно поддерживалось критикой, в то время как более взвешенные книги, реально описывающие события у южных границ СССР, оставались незамеченными.

В это же время о войне в Афганистане писал Александр Проханов. Он старался героизировать армию, но экспрессионистическая манера письма, свойственная Проханову, тоже требовала нагнетания ужасов, и люди в его произведениях гибли в огромных количествах и весьма разнообразно. А уже в конце 90-х вышла книга Виктора Князькина, пишущего под псевдонимом Виктор Николаев, «Живый в помощи». Автор, как и Олег Ермаков, служил в Афганистане и даже получил орден Красной Звезды. Его произведение, написанное уже по немного остывшим следам, изобразило как героику той войны, так и ее неприглядные стороны. Многое в книге вызывало сомнение, особенно у тех, кто тоже прошел в свое время через Афган, но в итоге автор не только был возвеличен Союзом писателей России, но и получил Патриаршую премию за то, что совершил попытку привести читателя от ужасов войны к постижению Бога.

В 90-е же годы появился, пожалуй, наиболее серьезный из писателей, пишущих о войне. Николай Иванов с 1981 года служил в Афганистане в Воздушно-десантных войсках, награжден орденами и медалями, затем стал главным редактором журнала «Советский воин», откуда его уволили в 1993 году за отказ публиковать материалы в поддержку расстрела Белого дома Ельциным. В 1996 году, во время очередной командировки в Чечню, Иванов был захвачен в плен и четыре месяца провел в чудовищных условиях, в яме. Был освобожден в результате спецоперации. Иванов пишет настоящую правду о войне - без истерик. Как говорил Николай Гумилев в своем стихотворении «Мои читатели», «Я не оскорбляю их неврастенией». Иванов не стремится к нагнетанию ужасов, к очередному доказательству, что война это плохо, а мир это хорошо. Мы и так это знаем, любим детей и цветы, поднимаем тосты за мир во всем мире. В итоге, все обличители, оказавшиеся в 90-х годах столь любезными либеральному критику и обласканные на Западе, не смогли доказать Америке, что бомбить мирные города - это не очень гуманно. И сколько бы они не доказывали нам, что нельзя воевать, те, чьи заказы они вольно или невольно выполняли, рано или поздно придут воевать с нами, и будущие войны могут оказаться куда кошмарнее, нежели то, что описывал Олег Ермаков.

 

Проза Иванова является подлинно художественным и непредвзятым осмыслением столь важного явления, как русский человек, и вообще, человек на войне. Ибо именно в этой ситуации он проходит одно из главнейших испытаний, выявляет, человек ли он или ничтожество, трус и предатель.

 

И можно ли дальше существовать, осознавая свое ничтожество. За четверть века из-под пера Николая Иванова вышли такие произведения о войнах в горячих точках, как «Засечная черта», «У синей реченьки», «Комбатанты», «Без права на славу», «Вера, надежда, война», «Спецназ, который не вернется», «Зачистка», «Наружка», «Чистильщики», «Шторм начать раньше», «Черные береты» и другие. О своем пребывании в чеченском плену Иванов великолепно написал в повести «Вход в плен бесплатный», вполне сравнимой с таким шедевром прозы Льва Толстого, как его рассказ «Кавказский пленник».

В русле прозы Николая Иванова написана повесть Василия Дворцова «Тогда, когда случится». Поэт, прозаик и великолепный живописец Василий Дворцов, работающий в весьма своеобразной колористической манере, показывает русского человека, вырванного из мирной жизни, в которой тоже весьма все не благополучно, и попавшего в жизнь, где могут убить, взять в плен, замучить до смерти. Но и у Дворцова нет истерик и тщетных призывов «make love, not war!», потому что и без того понятно, что наслаждаться жизнью лучше, чем месить сапогами военную грязь и падать замертво в кровавую лужу. Однако вряд ли книги Василия Дворцова и Николая Иванова будут замечены критиками, обличающими нашу армию и благоговеющими перед армиями наших врагов.

На защите дипломов в Литературном институте мне довелось быть оппонентом у выпускника Константина Алексеева, поразившего меня своим рассказом о чеченской войне, в котором главный герой, сражающийся на стороне федералов, по матери русский, а по отцу чеченец. Действующий сотрудник МВД, ветеран боевых действий, Константин Алексеев тоже пишет правдивую и непредвзятую прозу о горячих точках. За последние годы вышли в свет его книги «Рассказы о чеченской войне», «Кровный брат», «Серебряные нити», «Черная суббота», «Восприемник». Честным критикам стоит обратить внимание на этого писателя.

Захар Прилепин, в отличие от предыдущих авторов, весьма раскручен. Благо, он получил раскрутку до того, как занял позиции, нелюбезные для нашей в основном либеральной литературной критики. Вскоре она станет и его замалчивать. Пока еще не может, поскольку сама же и раскрутила. Прилепин дважды участвовал в боевых действиях в Чечне, в 1996 и 1999 годах, то есть знает и первую, и вторую чеченскую, позорно проигранную и с помпой выигранную. Можно было бы ожидать нового обличителя, но, к счастью, не дождались.

 

Роман Прилепина «Патологии», описывающий человека на чеченской войне, полностью лишен спекуляций на этой волнующей теме. В нем нет ни фанфар, ни улюлюканья, ни восторгов, ни истеричных воплей.

 

Писатель с удивительной точностью показывает, как на войне обостряются чувства. И если у человека они - чистые и светлые, то в военных условиях он и будет вести себя по-человечески, а если он в душе своей - скот, то скотское вылезет во всем своем безобразии. Истина не новая, но Прилепин изящно ее раскрывает, и, пожалуй, роман «Патологии» - одно из его лучших произведений.

Сейчас новой и очень горячей точкой стал Донбасс. Можно ли было такое представить еще каких-то пять лет назад? Уму непостижимо! Но от суровой действительности не отмахнуться, как от надоедливой мухи, и не прибить ее газетой. Начали появляться произведения и об этой войне. Недавно вышел замечательный рассказ все того же Николая Иванова о том, как деда, умершего на одной стороне, везут хоронить на другую - то бишь туда, где «кто не скачет, тот москаль». Появились первые военные рассказы Владимира Казмина, руководителя Луганской писательской организации, у которого снаряды, прилетевшие с запада, уничтожили и городское, и загородное жилье. Появился роман Александра Проханова «Убийство городов», в котором удивительно красиво показано, как пожилой писатель собирается ехать на Донбасс, уже придумал главного героя будущего романа, но перед поездкой он внезапно умирает, а герой продолжает жить и самостоятельно отправляется сражаться за тех, кого в Киеве называют террористами.

Целью этой статьи не является полный обзор всех литературных произведений о горячих точках. Важно было показать то, как по-разному писатели относятся к своей задаче при описании военных событий и участвующих в этих событиях героев. Как политическая конъюнктура способна превратить писателя в барыгу, спекулирующего на царящем в обществе настроении обличительства. И как настоящий писатель может и должен сохранить спокойствие, столь необходимое при создании подлинно художественного произведения, не впасть ни в очернительство, ни в излишнюю помпезную героизацию. Это та золотая середина, которую честные русские писатели умели и должны уметь находить.

http://www.stoletie.ru/kultura/proza_gorachih_tochek_549.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Юрьевич Сегень
«Виват, Россия!»
Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским, лауреатом Патриаршей литературной премии
27.09.2018
Адмирал Комсомольского проспекта
К 40 дню кончины Валерия Николаевича Ганичева
19.08.2018
Зарядиться человечностью
Что делает литературу христианской?
18.07.2018
Все статьи Александр Юрьевич Сегень
Бывший СССР
Понятие «цифровой рубль» в Конституции отсутствует
Зачем и кем вводится новый вид денег в России?
04.03.2025
В этот день был подписан Манифест об отмене крепостного права в России
Сегодня мы также вспоминаем писателя Ф.Д.Крюкова, скульптора А.М.Опекушина, конструктора М.К.Тихонравова и генерала В.Ф.Маргелова
04.03.2025
О ещё одной стороне современных красно-белых споров
Тяжёлое наследство перестройки и девяностых вредит правой идеологии в России
03.03.2025
День памяти Государя Императора Николая I
Сегодня мы также вспоминаем писателя И.И.Панаева, государственного деятеля Д.Н.Блудова, морского министра И.К.Григоровича, географа Г.Е.Грум-Гржимайло, архитектора Н.В.Никитина, писательницу В.Ф.Панову и художника В.П.Ефанова
03.03.2025
День памяти священномученика Патриарха Гермогена
Также сегодня мы вспоминаем Великую княгиню Анну Павловну и писателя Б.А.Можаева
02.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27