itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне и память о начальной христианизации Руси при князе Аскольде

0
610
Время на чтение 18 минут

15 июля - праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, сыгравший важное значение в истории становлення християнства на Руси и Русской Церкви. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится великая христианская святыня - чистица Ризы Пресвятой Богородицы из Влахерна.

-------------------------------

Ведя речь о начальной христианизации Руси, невозможно не остановиться более подробно на свершившемся Чуде с Честной Ризой пресвятой Богородицы во Влахерне во время осады Константинополя в июне 860 года русичами во главе с князем киевским Оскольдом (Аскольдом). Подробности этого чудесного события детально описаны в византийских источниках, а также в болгарском Хронографе Георгия Амартола, в Несторовой «Повести временных лет», Никоновской летописи и многих других источниках.

В частности, "Повесть временных лет" так сообщает о походе Киевского князя Оскольда на Царьград и Чудо с Ризой Богородицы:

«Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идетъ на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много оубииство християномъ створиша, и въ двою сту кораблии Царьградъ оступиша. Царь же одва въ городъ вниде, и съ патриарьхомъ Фотиемъ къ сущии церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву створиша, тако же божественную ризу святыя Богородици съ песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю оукротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыти, и въ свояси възъвратишася».

Также и в Никоновском летописном своде, который донес до нас отрывки киевского летописания ІХ - Х вв., находим ценные свидетельства об этом событии:

«Иде Осколдъ и Диръ на Греки. Царемъ же Михаилу и Василию отшедшимъ на Агаряны воевати, и дошедшимъ имъ Черныя реки, посла къ нимъ епархъ, глаголя, яко Русь идетъ на Царьградъ въ двоюсту и множае кораблей. Они же възвратишася, и едва внидоша въ градъ и съ патриархомъ Фотиемъ приходяще къ церкви святей Богородици Влахерну, и изнесше ризу пречистые Богородици съ плачем и съ слезами многими и край ея въ море омочивше. Бе бо тогда море тихо велми, и егда омочиша ризу, и абие възста буря зелна, и разби множество кораблей, и потопи безбожную Русь».

Описывая это событие на основе византийских и древнерусских летописей, православный богослов и историк протоирей Лев Лебедев отмечает: «в 860 году набег Руси был для Византии совершенной неожиданностью /.../ Город [Константинополь] не видел возможности защищаться человеческими средствами и все упование возложил на Божию помощь и заступничество Богоматери. Очевидец события и первый, кто описал его, Патриарх Фотий, незадолго до этого возведенный на первосвятительский престол, вместе с императором после усердного моления взяли Ризу Богородицы (покров, омофор) из Влахернской церкви, обнесли вдоль городских стен и омочили край ее в водах бухты Золотой Рог. После этого, 25 июня, русские внезапно сняли осаду и, по выражению Патриарха Фотия, „так же неожиданно удалились, как и пришли". По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей многие русские корабли. В память о чудесном избавлении столицы Патриарх Фотий написал знаменитый „Акафист Богородице" („Радуйся, Невесто Неневестная"), который читается по Уставу Великим постом в „субботу Акафиста". Тогда же было установлено церковное празднование „Положение Ризы Богоматери во Влахерне", совершаемое по сей день 2 июля (15 июля н. ст.).

Вскоре после набега на Царьград между Русью и Византией начались „какие-то переговоры". Цель их отражена в одном из греческих хронографов, где говорится, что „немного времени спустя (после набега. - о. Л. Л.) от руссов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено". Значит, странная сила, заставившая русских неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского и возбудила большое желание приобщиться Ему», - отмечает отец Лев.

Так праздник Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стал праздником просвещения языческой Руси благодатью Христовой, по праву считаясь и днем основания Русской Церкви. Именно поэтому праздник Ризоположения издревле особо почитается на Руси. Как отмечает по этому поводу профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), "У истоков христианизации Руси в политическом отношении стоит военный поход на Константинополь Оскольда и Дира, а в литургическом - праздник Положение Ризы Богоматери во Влахернском храме. Этот храм имел особенную миссию в истории православной Руси".

Исследования истории возникновения праздника Ризопокладання были осуществлены еще святителем Филаретом (Гумилевским), архиепископом Черниговським, а впоследствии продолжены известным дореволюционным византологом Хрисанфом Лопаревым в труде "Старое свидетельство о Положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом толковании касательно нашествия Руссов на Византию в 860 году".

Развивая мнение архиеп. Филарета (Гумилевскго), Х.М. Лопарев отмечает, что для Руси "праздник этот особенно дорог", поскольку установление его "связано было с походом Оскольда на Византию".

В наше время к истории становления праздника Ризоположения обращалось немало как светских, так и церковных исследователей. Архиепископ Митрофан Луганский и Алчевский так пишет о возникновении этого праздника:

«Положение честной ризы Божией Матери во Влахерне совершилось в 458 году. Однако установление этого праздника связано тесным образом с историей нашей Русской Церкви. История установления праздника относится уже к IX веку. Как повествуют нам историки и летописцы, в 860 году русское войско, большое количество кораблей под предводительством князя Аскольда направилось в сторону Константинополя для того, чтобы обложить этот город и взять его приступом. Однако верующие жители города молились Божией Матери, и с особой силой молился Пресвятой Деве Марии патриарх Фотий. Казалось бы, уже не было никакого спасения от наступающих вражеских судов. И тогда патриарх повелел духовенству, верующим совершить крестный ход вокруг городских стен и погрузить ризу Божией Матери в воды Босфора, что и было совершено. И вот в этот-то момент Божия Матерь и явила Свое чудо. Русские воины достаточно мирно обошли Константинополь. Конечно, взяли дань с этого города, подписали соответствующее соглашение с императором, и в числе других в этом соглашении был один пункт: о Крещении Русской земли. С богатыми дарами воины вернулись обратно в Киев. Князь Аскольд принял Святое Крещение, многие из его знати также пришли к Церкви Христовой... И вот именно в память этого события - избавления Константинополя от нашествия русских - и был, по благословению патриарха Фотия, установлен праздник в честь Положения ризы Божией Матери во Влахерне. Таким образом, сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, является как бы каноническим днем основания бытия нашей святой Русской Православной Церкви. И мы сегодня торжественно, совершая память этого исторического события, прославляем Деву Марию, Божию Матерь, Которая Своим омофором, чудесами, совершаемыми через эту святыню, призвала наших предков, наш народ к вере Христовой».

И еще долго после чудесного обращения в христианство князя Оскольда и русичей продолжала сохраняться духовная связь Влахернской обители с Русью. Так, согласно Киево-Печерскому патерику, когда в 1073 году преподобные Антоний и Феодосий лишь запланировали строить в Киеве церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, к ним внезапно прибыли из Царьграда четыре искусных строителя. Они были посланы из Влахерна Благолепной Царицей, Самой Владычицей Небесной, и двумя неизвестными старцами, которыми оказались, к изумлению этих четырех строителей, Антоний и Феодосий. Киево-Печерский патерик слова сих зодчих передает так: «И видехомъ Царицю и множество вои о Ней, поклонихомся Ей, и Та рече к намъ: "хощу церковь възградити Себе въ Руси, въ Кiеве, велю же вамъ..."». Согласно описанию, Богоматерь дала строителям "наместную" икону - Свой образ, получивший название Влахернской Богоматери. Поэтому вместе с изображением будущего храма, виденного ими на облаках, зодчие принесли икону Пресвятой Богородицы, врученную им во Влахерне Небесною Царицей для поставления в новом храме в Киеве, как залог вечного Ее Покрова.

Так Пресвятая Владычица во второй раз из Влахерна простерла Свой благодатный Покров над Святой Киевской Русью. В память об этих чудесных событиях в честь Ризоположения были воздвигнуты на Руси величественные храмы. Самый древний из них - в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне при Киевском Кловском (Стефаньчем) монастыре того же названия, основанном около 1078 г. преп. Стефаном (+ 1094), третьим игуменом Киево-Печерским и преемником Преп. Феодосия Печерского.

Преподобный Стефан (+ 1094), ставший позже епископом Владимиро-Волынским, был духовным учеником и последователем препп. Антония и Феодосия Печерских. С молодых лет он подвизался в Киево-Печерской обители под руководством этих духоносных старцев, пытавшихся перенести и утвердить афонские традиции и наследие на киевской земле. До пострижения в монашество святой Стефан рос в семье бо¬гатых родителей; после их смерти он раздал все иму¬щество и решил посвятить себя служению Богу. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). «Он вырос, - говорили они, - под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам». Призвав к себе любимого ученика, преподоб¬ный Феодосий возложил на него послушание ис¬полнять обязанности игумена Киево-Печерского монасты¬ря, заповедав неукоснительно блюсти строгий монастырский устав.

Во время игуменства преп. Стефана был в основном отстроен соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келлии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келлий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших.

В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть Киево-Печерский монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, на Кловских склонах, где ныне расположены Александровская больница и Киевское Афонское подворье, он основал новый монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, который стал называться «Влахернско-Ризоположенским» или «Кловским» (иногда его называли «Стефаньч», в честь основателя преп. Стефана).

храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне при Киевском Кловском (Стефаньчем) монастыре

В обители, как и в Киево-Печерском монастыре, строго соблюдался афонский устав, а ее насельники на Кловских склонах подвизались в монастырских пещерах, в подражание подвижникам Святой Горы Афон. По своему значению и влиянию основанный св. Стефаном Кловский Влахернско-Ризоположенский монастырь не уступал Киево-Печерскому, иногда даже конкурируя с ним. Просуществовала обитель вплоть до монголо-татарского нашествия, когда в 1240 г. была целиком разграблена и сожжена полчищами Батыя. Руины древнего монастыря можно было увидеть еще в XVIII в. Остатки заложенного св. Стефаном величественного монастырского каменного храма XI-XIII вв. раскопаны в усадьбе по ул. Шелковичная, 25-а. Сохраняя память о древней обители, в нач. XVIII ст. рядом с руинами каменного собора стоял храм, только деревянный, тоже в честь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Здесь же в XVIII в. располагалось монастырское подворье. (Ныне на бывшей территории этого древнего монастыря расположено Киевское Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне).

Поскольку древний Влахернско-Ризоположенский храм при Кловском монастыре был построен в подражание Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, то существует предположение, что и сама Десятинная церковь, древнейший кафедральный храм Руси, мог быть посвящен Положению Ризы во Влахерне.

Помимо этих древнейших святынь Киевской Руси, всеобще известны и церковь Ризоположения во Влахерне XII века на Золотых воротах во Владимире, Ризоположенский монастырь и собор того же названия нач. XIII ст. в Суздале, митрополичья церковь Ризоположения во Влахерне, построенная святителем Ионой в московском Кремле в 1450 г. и другие. Со строительством последнего храма было связано чудо спасения Москвы от набега татарского хана Мазовши в 1451 г. После учреждения на Руси патриаршества именно кремлевская Ризоположенная церковь стала домовым храмом русских патриархов и почитается одной из выдающихся святынь.

Как отмечает академик Дмитрий Лихачев, «Влахернский монастырь, где хранились Ризы Богоматери, сыграл совершенно исключительную роль в религиозном сознании русских /.../ В "Повести временных лет" рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин, предводительствуемых Аскольдом /.../ Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и Риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный Ризам Богоматери, - праздником, который до XIX в. праздновался только в России. Ни в Болгарии, ни в Сербии, ни в Молдавии и Валахии этот праздник до освобождения русскими Балкан от османского ига вообще не был известен.

Почему же событие, связанное с поражением Руси, стало знаком ее Божественного покровительства, а Влахернский монастырь - одним из самых почитаемых русскими паломниками? - задается вопросом ученый, и отвечает: Здесь нужно принять во внимание и средневековую идеологию, и психологию. Наказание Божие, с точки зрения человека того времени, - это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее различий национальных. Все это позволяет понять особое "военное", "защитное" значение Покрова, Успения и самого Влахернского монастыря для Руси».

Следует отметить, что на Руси особо чтился не только праздник Положения Честной Ризы (Покрова) Пресвятой Богородицы во Влахерне, установленный св. патриархом Фотием в честь избавления Константинополя от нашествия киеворусских воинов-язычников во главе с князем Оскольдом Киевским и последующего их обращения к христианству. С этим же событием, вероятно, связано и особое почитание на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Общеизвестно, что подобного праздника, кроме как на Руси, не празднуют больше нигде, даже в Греции. Это праздник сугубо русский, и только у нас он чтится наряду с двунадесятыми. Объяснимо это лишь тем, что праздник этот имеет прямое и очень важное отношение именно к истории Киевской Руси. Об этом, в частности, подробно еще писали архиепископ Сергий (Спасский) и А. Александров, в наше время Л. Миляева, Д.Гордиенко и другие, которые склонялись к киевскому происхождению праздника Покрова на рубеже XI-XII вв. Так Л. С. Миляева указывала на связь иконографии галицкого Покрова, датируемого XII в., с богородичным культом Влахернского храма, в чем проявляется функция Богородицы как защитницы Киева и Руси. А по словам Д. Гордиенко, «несмотря на то, что непосредственно иконографический тип Покрова появился только в XIV в., Галицкая икона Покрова отображает ранний этап формирования культа и прямо отсылает его к Киеву более раннего времени».

По мнению Д. Гордиенко, в службе Покрова четко прослеживается связь со службой Положения Риз во Влахерне. В свою очередь, по предположению Хр. Лопарева, А. Александрова и др., установление праздника Ризоположения (2/15 июля) на Руси, как и в Византии, было связано со снятием русами осады Константинополя в 860 г.

«Когда мы, - пишет св. Патриарх Фотий, - лишенные всякой помощи и не имеющие никакой подмоги от людей, воодушевлялись надеждами на одну Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновение призывали во спасение. Ее умоляли покрыть нас Покровом своим, как стеною нерушимою, и сдержать дерзость варваров, смирить их гордость, защитить отчаянный народ и побороть за собственную паству Ее, когда Ее Ризу носили все до одного вместе со мною для отражения осаждающих и защиты осажденных, усердно совершали прилежные моления и литии - тогда, по неизреченному человеколюбию, при Матернем дерзновенном ходатайстве, и Божество преклонилось, и гнев Его утих, и помиловал Господь достояние свое. Поистине эта досточтимая одежда есть Риза Богоматери. Носилась она вокруг этих стен - и неприятели, непостижимо как, обращали тыл свой. Покрывала она город - и насыпь их рассыпалась, как по данному знаку. Приосенила она осажденных - и осада неприятелей не удавалась сверх чаяния, которым они окрылялись. Ибо, как только девственная Риза эта обнесена была по одной стене, и варвары сняли осаду города, и мы избавились от ожидаемого плена и сподобились нечаянного спасения».

Возможно, именно в память об избавлении от такой опасности и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы принято испрашивать у Царицы Небесной защиты и помощи: «Покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». А в праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Русьтей земли прославльшыя».

С древнейших времен распространившееся из Киева почитание на Руси праздника Покрова Богородицы непосредственно связано с почитанием Риз Богородицы, хранившихся во Влахерне. Первые в мире храмы, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, появились именно в Киевской Руси. Поскольку именно русские языческие воины во главе с князем Оскольдом явились свидетелями Чуда Покрова Божией Матери, после чего они приняли св. крещение, то, вероятно, поэтому и Праздник Покрова издревле на Руси почитался днем христолюбивого воинства, а со времен Запорожской Сечи и праздником православного казачества, особо чтившего этот день.

Историк Д. Яворницкий отмечает, что праздник Покрова являлся храмовым на Запорожской Сечи, и что при основании новых сечевых укреплений казаки "в первую очередь возводили церковь, которая обязательно посвящалась Покрову Пресвятой Богородицы, а уже потом сооружали иные, необходимые для жизни строения".

Глубокое укоренение этого праздника в нашем народе свидетельствует о том, что церковная память на Руси сохранила почитание Чуда, произошедшего с князем Аскольдом и его воинами, хотя его история и была частично забыта.

Возвращаясь к празднику Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, необходимо отметить, что из дореволюционной периодики известно, что в прошлом именно в этот день ежегодно 2/15 июля на праздник Ризоположения во Влахерне осуществлялись торжественные крестные ходы к Оскольдовой могиле, где духовенством при многочисленном стечении народа служились панихиды "за упокой первого русского христианского князя Оскольда, нареченного в крещении Николаем". Эта традиция была закреплена в 1866 г. по благословению председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде, Митрополита Арсения (Москвина, 1795-1876) Киевского и Галицкого, который в своей резолюции на предложении настоятеля Никольського Пустынского монастыря, ректора Киевской духовной семинарии архимандрита Феоктиста по поводу необходимости отметить память князя-мученика Оскольда-Николая писал: "крестному ходу действительно приличнее быть 2 июля, о чем и заготовить немедленно представление к Святейшему Синоду". С тех пор в этот день ежегодно было принято молитвенно отмечать не только праздник Ризоположення, но и начало христианизации Руси при князе Оскольде.

Подобных свидетельств о чествовании в день праздника Ризоположення памяти князя Оскольда и первого Крещения Руси в дореволюционной периодике можно найти немало. Как сообщается в изданном в 1890 г. в Санкт-Петербурге «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Со времени исполнившегося в 1866 г. тысячелетия крещения Аскольда, к его могиле ежегодно совершается 2 июля (ст. ст.) крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила».

Судя по имеющимся свидетельствам можно сделать вывод, что почитание в народе памяти князя Оскольда было довольно распространенным в прошлом. Как писал в 1913 г. российский историк А. Нечволодов, «на могиле Аскольда стоит церковь Святого Николы; могила эта сохранилась до сих пор, и каждый Православный человек, посещающий Киев, заходит помолиться за упокой души великого витязя, здесь лежащего».

К сожалению, как отмечалось в обращении православных братств Украины за 2010 г. к Предстоятелю УПЦ Митропорлиту Киевскому и всея Украины Владимиру, «после богоборческой революции в 1917 г. традиция церковного почитания нашего первого киевского православного князя и первого православного мученика Оскольда-Николая, как и многие другие благочестивые православные традиции, в нашем народе были утрачены». Однако в наше время, с падением богоборчества и гонений на Православие, постепенно стало возрождаться то, что было потеряно в эпоху атеизма и репрессий.

Так, 15 июля 2010 г., на праздник Ризоположения по случаю 1150-летия начала христианизации Руси Синодальным издательским отделом Украинской Православной Церкви и "Обществом памяти князя Оскольда" было презентовано изданную в издательстве "Дух и Литера" книгу исследователя церковной истории Сергея Шумило "Князь Оскольд и христианизация Руси". В православных храмах Киева по случаю праздника Ризоположения и 1150-летнего юбилея были отслужены благодарственные молебны Пресвятой Богородице. Также по случаю 1150-летия первого Оскольдового Крещения Руси в галерее "Соборная" (г.Киев, УПЦ) по благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и при поддержке "Общества памяти князя Оскольда" был проведен праздничный концерт православной музыки при участии российских и украинских исполнителей.

Издание по благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира книги «Князь Оскольд и христианизация Руси» послужило толчком к дальнейшему исследованию этого вопроса и празднованию указанного юбилея. Так в Санкт-Петербурге (Россия) при поддержке ЮНЕСКО была проведена Международная научная конференция «Начала русского мира», посвященная 1150-летию похода князя Оскольда Киевского на Константинополь. В конференции приняли участие ученые из России, Украины, Греции, Беларуси, Франции и Швеции. Вел заседание директор Института российской истории РАН проф. А.Сахаров, который предложил ввести на государственном уровне праздник «День Древней Руси», посвященный 1150-летию похода русов на Константинополь в 860 году. Соответствующее обращение от имени участников конференции было направлено на имя президентов России, Украины и Беларуси.

Аналогично в Чернигове, на базе Черниговского национального педагогического университета им. Т. Г. Шевченко была проведена Международная научная конференция «Христианизационное влияние на Руси во времена князя Оскольда: 1150 лет». Толчком к проведению конференции также послужила книга Сергея Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси». В конференции приняли участие ученые из России и Украины, в частности директор Института археологии Украины НАН Украины академик П. Толочко, директор Института российской истории РАН профессор А. Сахаров и другие. Участники конференции, заслушав и обсудив доклады коллег из Украины и России, пришли к выводу, что начало восточнославянской государственности необходимо выводить от первого дипломатического признания ее на международном уровне.

Как отмечается в итоговой резолюции конференции: «Такое событие в истории Киеворусского государства имело место 1150 назад, когда в июне 860 года, после недельной осады столицы Византийской империи - Константинополя флотом русов во главе с князем Оскольдом Киевским, был заключен мирный договор. Этот договор впервые связал Русь и Византию узами межгосударственных отношений, а также послужил началом дипломатических, торговых и межкультурных отношений на пути «из варяг в греки», крещения киевского князя Аскольда и первоначального распространения христианства на Руси.

Все это свидетельствует, - отмечается в резолюции, - что Киевская Русь задолго до появления на Севере династии Рюрика сформировалась как полноценное самостоятельное государство. Со времен князя Оскольда начался постепенный процесс не только распространение христианских мировоззрения, ценностей и культуры, но и приобщение Киевской Руси к византийско-христианской цивилизации. Не случайно от похода князя Оскольда на Царьград древнерусский летописец выводит начало Киевской Руси и ее государственности. «Повесть временных лет» отмечает, что именно с этого времени "начася прозывати Русская земля". И именно с этого события древнерусские летописцы вели Хронографического отсчет в своих летописях: «отсель начнем и числа положим». Это свидетельство летописи является весомым подтверждением исторической и политической важности похода 860 г. и достигнутых дипломатических договоренностей для международного утверждения первоначальной Киевской Руси как полноправного независимого государства и начала ее постепенной христианизации », - говорится в резолюции Международной научной конференции".

По итогам научных конференций в Санкт-Петербурге и Чернигове, в 2010 году были проведены УПЦ в Ужгороде научные чтения по случаю 1150-летия Оскольдового Крещения Руси. По результатам научного и богословского обсуждения означенного вопроса было подано обращение к Священному Синоду УПЦ с предложением о установлении празднования 1150-летия основания начальной Киевской Митрополии времен князя Оскольда и о рассмотрении Комиссией по вопросам канонизации УПЦ возможности канонизации князя Оскольда-Николая как первого киевского князя-христианина и мученика за веру, со времени мученической гибели которого от рук язычников в 2012 году исполнялось 1130 лет.

Рассмотрев этот вопрос, 28 июня 2011 года под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в Синодальном зале Киевской Митрополии состоялось рабочее заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Как записано в Журнале заседания № 49, на Синоде было заслушано «информацию Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины о праздновании в 2012-м году 1150-летия основания Киевской Митрополии».

По результатам обсуждения, решением Синода УПЦ было принято: 1. Благословить проведение в 2012 году в Киеве торжественных мероприятий по случаю празднования 1150-летия основания Киевской Митрополии; 2. Для организации торжественных мероприятий создать Синодальную Комиссию в составе 13 человек.

Таким образом, в 2012 году впервые за последние 80 лет в Киеве были запланированы общецерковные торжества по случаю Оскольдового Крещения Руси и основания Киевской Митрополии.

Поскольку до революции традиционно Церковью принято было это событие отмечать 15 июля на праздник Позложение Ризы Божией Матери во Влахерне, то церковными историками было предложено и в 2012 году провести указанные празднование именно в этот день, что соответствовало бы сложившейся церковной традиции, которая имеет уже достаточно давние корни.

Источник: портал «Религия в Украине»

http://www.afonit.info/monitoring-smi/kreshchenii-rusi

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09