В ходе последних олигархических разборок Киевский международный институт социологии опубликовал данные исследования, проведённого в конце февраля. Его результаты и выводы немедленно были растиражированы украинской прессой и интернет-ресурсами.
Социологи провели исследование (включая Донбасс) в области «результативности российской пропаганды». Для того чтобы определить меры по повышению «эффективности контрпропаганды» со стороны Украины.
«Результативность российской пропаганды» социологи видят в том, что в сознании жителей Украины, Юго-Востока особенно, сформировалась цепочка утверждений, которые, по мнению социологов КМИС, имеют российское происхождение и являются квазилогическими.
Что же представляют собой «квазилогические» вопросы, на которые было предложено отвечать респондентам: «Майдан был организован американцами вместе с националистами → в результате майдана к власти пришли националисты, угрожающие русско-язычному населению Украины → Крым и Восток Украины были в опасности → Крым удалось защитить, включив его в состав России, а Восток восстал и хочет независимости и гарантий безопасности → незаконно пришедшие к власти националисты начали войну со своим народом»?
Был сформулирован некий индекс «результативности российской пропаганды» по регионам Украины, который показал, что в наибольшей степени «российской пропаганде» подвержены Харьковская и Одесская области. Вывод прост: мол, нужно немедленно принимать меры по противодействию российской пропаганде в этих областях, чтобы «очистить» сознание жителей.
А по макрорегионам Украины в целом РПП выглядит следующим образом.
Прозападные социологи испугались того, что абсолютно прозрачная и логичная причинно-следственная связь госпереворота с легализацией националистов и началом войны на Донбассе для многих на Украине очевидна. Критически опасной для власти Украины, по мнению специалистов КМИС, является позиция жителей Юго-Востока, особенно Харькова и Одессы. И это после всех информационных и физических зачисток этих регионов киевским режимом.
И очевидно, что российская пропаганда здесь ни при чём. Не стоит всё-таки забывать о том, что российские каналы в кабельных сетях отключены, а «тарелки» и скоростной интернет есть далеко не у всех. Далеко не все даже в крупных городах используют интернет как источник информации. Поэтому списывать подобные настроения на «результативность пропаганды» - выдавать желаемое за действительное.
22% всех опрошенных по Украине считают евромайдан «борьбой за власть антироссийских, националистических сил при поддержке западных спецслужб», 19% считают «АТО карательной операцией против обычного населения» (и ещё столько же отказались отвечать), 22% плохо относятся к США, а 43% не доверяют украинским СМИ.
Заметим, что российским СМИ (ТВ, радио, газеты) доверяют 9% опрошенных, а 80% - не доверяют (скорее или полностью).
Интересно и то, что 15% респондентов отвечали на вопросы на украинском языке, на украинском и русском - 27%, отвечали только на русском языке 38% опрашиваемых.
* * *
Рассуждения жителей Одессы и Харькова, которых организаторы опроса причислили к «жертвам» российской пропаганды, как раз точно отражают реальную картину происходящего на Украине, что опровергается, разумеется, киевской пропагандой. И только с позиций киевского режима, который начал войну с населением Донбасса и ведёт пропаганду, отбеливающую эту войну, такая цепочка рассуждений представляется «квазилогической».
Очевидно, социологи измерили не индекс РПП, а уровень недовольства текущей политикой украинской власти. Если хотите, легализовали основные причины происходящего на Украине, включая вхождение Крыма в состав Российской Федерации (10,5% опрошенных «безусловно» или «скорее да» одобряют «присоединение Крыма к России», а 15,4% - «скорее нет», 64,7% «безусловно нет»).
А уровень недовольства, действительно, критический для режима. Он приближается к черте, за которой народ в принципе может подняться на активную борьбу за свои права и коренные интересы. Не случайно, что опрашиваемым задавали вопрос о финансовом положении их семьи. 38% респондентов отметили, что им «не хватает денег даже на еду», 25% - «денег на еду хватает, но покупать одежду уже тяжело». И это, подчеркнем, тоже вошло в измерение «индекса РПП».
Люди недовольны совершенно конкретными вещами, воплощёнными результатами антигосударственных процессов, связанных с госпереворотом. Недовольны уровнем безопасности, экономической ситуацией, политической системой. Катастрофическое падение рейтинга партии действующего премьера Яценюка зафиксировали сразу три социологические конторы (Центр Разумкова даёт 4,6%, КМИС - 4%, а Копатько -2,5%). В марте Копатько озвучил результат исследования, свидетельствующий о том, что более 80% не доверяет политическим партиям как таковым. При чём же тут «российская пропаганда»?
Социологи КМИС сами себя высекают, показывая, что «подверженность российской пропаганде» значительно больше не только у тех, кто считает себя полностью или хотя бы частично русским (по сравнению с чистыми украинцами), не только у тех, кто говорит на суржике или на русском языке (по сравнению с украиноязычными), но и у тех, кому хватает денег в лучшем случае на еду! Это как раз и говорит о том, что киевские социологи обвинили в «подверженности российской пропаганде» тех, кто не приемлет сегодняшнюю власть не только из-за её антироссийских действий, но и вследствие её полнейшего экономического провала, загоняющего народ в нищету.
Можно только «полюбоваться» профессионализмом тех, кто ищет «индекс РПП», скажем, постановкой такого вопроса:
Я прошу Вас вiдповiсти ще на одне запитання стосовно нацiональної приналежностi, щоб записати її по можливостi точнiше. Ви себе вважаєте |
Індекс РРП |
---|---|
Тiльки українцем (кою) |
20 |
I українцем (кою), i росiянином (кою), але бiльше українцем |
38 |
Однаковою мiрою i українцем (кою), i росiянином (кою) |
41 |
I росiянином (кою), i українцем (кою), але бiльше росiянином |
58 |
Тiльки росiянином (кою) |
66 |
IНША ВIДПОВIДЬ |
45 |
Total |
26 |
Социологи,
принадлежащие к прозападному пулу, как и киевский режим, само собой, не
могут позволить себе такую «крамолу», как признание на Украине русской
или прорусской идентичности в целом, не просто в отдельных областях. И
тем более они не могут признать, что недовольство властью имеет под
собой вполне объективные основания. Органичные и для Харькова, и для
Одессы прорусское самосознание и русская культурно-языковая идентичность
отождествляются киевскими социологами с сепаратизмом, а ориентация на
Россию и критический взгляд на сегодняшний Киев представляются как
результат пропагандистского воздействия.
* * *
Однако вряд ли КМИС преследовал проведением исследования именно такую цель. Видимо, ждали удобного случая, чтобы подкрепить некие демарши режима. В результате создали необходимый фундамент для заявлений Порошенко о том, что сепаратизм нужно «выжигать каленым железом», которые были сделаны 25 марта буквально «по следам» обнародованных данных.
В этот день Порошенко на торжествах по случаю 23-й годовщины СБУ заявил: «Недопустимы в Украине любые проявления сепаратизма. В самом зародыше надо душить эти проявления, выжигать каленым железом. Жесткость здесь вполне оправданна: чтобы потом снова не платить такую заоблачную цену, как сейчас».
Следовательно, социология КМИС в области «индекса результативности российской пропаганды» имела определенную цель - оправдать планируемую президентом жестокость в «борьбе с сепаратизмом», «выжигать калёным железом», «душить в самом зародыше». Заметим, речь не идёт о «террористических» проявлениях или «сепаратистских» действиях. Выжигать «калёным железом» предлагается естественное для человека желание и право оставаться самим собой, развиваться в своей культуре, стремление быть русским.
При необходимости жителя любой области, любой национальности, которого под воздействием тающей зарплаты и раздувающихся цен, беззаконной мобилизации и всё новых жертв боевых столкновений будет настигать прозрение, смогут зачислить в «жертвы пропаганды» и «сепаратисты». И - цитируем президента - «выжечь калёным железом», а также «задушить в самом зародыше» этого человека.
Вопреки целям и ожиданиям как сервильных социологов, так и их заказчиков, граждане Украины не желают оставаться безвольной губкой, впитывающей и воспроизводящей киевскую пропаганду. Истерия и помутнение общественного сознания, спровоцированное евромайданом и пропагандистской накачкой, спадает под давлением реальности, с которой граждане сталкиваются ежедневно. Это даёт надежду на то, что они вернутся к адекватному восприятию политических процессов без наклеивания на них ярлыков-жупелов типа «сепаратиста» и «жертвы российской пропаганды».