Обрушение украинской экономики, спровоцированное госпереворотом и его социальными и геополитическими последствиями, затрагивает абсолютно все сферы жизни общества. Война и милитаризация страны - на слуху и на виду, как и инфляция и рост цен. Эти, безусловно, болезненно острые темы заслоняют собой то, что происходит в сфере образования, культуры, медицины. Последняя отрасль, возглавленная так называемым профессиональным управленцем Александром Квиташвили, находится в особенно трагичном и опасном для всего общества положении.
О том, что новый министр плохо понимает украинскую специфику, да и в целом от медицины далёк, писали даже сторонники власти, такие, например, как Семён Глузман. Сомнительный опыт медицинского менеджмента в Грузии, руководство сектантской благотворительной миссией - вот, собственно, и все его достижения до назначения украинским министром. Впрочем, в министерском кресле он тоже кое-чего достиг. Например, объявил о предстоящей приватизации медучреждений (это, наверное, в рамках увеличения доступности), анонсировал сокращение номенклатуры медицинских специальностей (сойдут и семейные врачи для сельской местности), эффективно и высокопрофессионально подписал два противоположных по содержанию устава Национального института рака (и категорически отказался встречаться с коллективом).
Канал Минздрава в «Ютьюбе» «мёртв», сайт министерства оставляет впечатление, что главная проблема в украинском здравоохранении - это лихорадка Эбола, а главное достижение Минздрава - упоминавшиеся выше семейные врачи в пилотных регионах. Впрочем, их придумали ещё до Квиташвили, а в самом медицинском сообществе о практике семейных врачей хоть в пилотных, хоть в беспилотных регионах отзываются преимущественно негативно, а доклады официальных структур критикуют за полный отрыв от реальности. Зато министром озвучены совершенно безосновательные обвинения в адрес украинских медиков, которые-де ежегодно получают около десяти миллиардов долларов взяток.
Ясное дело: куда удобнее мусолить этот очевидный бред (для сравнения: украинский фармрынок - четыре миллиарда долларов), чем объяснять общественности, почему доля медицины в госбюджете Украины-2015 - 8,8 миллиарда гривен. В 2013-м была 8,2 миллиарда. Только вот на тот момент это был миллиард долларов, а сегодня получается в лучшем случае треть миллиарда. И это притом, что «радикальное реформирование», о котором трубит министр, по всем законам логики и мирового опыта подразумевает усиленное финансирование.
Однако на фоне этих общих рассуждений уже вырисовываются вполне конкретные опасности. Настолько серьёзные, что выходят далеко за украинские границы. Речь идёт о вакцинации.
Осенью 2014 года был практически сорван план детской вакцинации - по сугубо бюрократическим причинам. Революционный Минздрав тогда не закупил вакцины, а те, что оставались на складах, нуждались в перерегистрации. Правда, для публики постоянно озвучивался другой «главный» недостаток имевшихся вакцин - российское производство. В результате прививки от туберкулёза, дифтерии и столбняка не делались. Помимо этого, полностью проваленная - злонамеренно проваленная - Минздравом вакцинация на Донбассе вкупе с дефицитом вакцин в большинстве областей Украины вынуждают прогнозировать самые страшные последствия вплоть до резкого скачка детской смертности.
Любопытный нюанс: медицинские чиновники в Киеве обвиняют в этой конкретной ситуации ДНР и ЛНР, хотя вина лежит полностью на постмайданной власти. Так, главный иммунолог Киева Ф. Лапий сообщил, что в запланированном на 2015 год количестве вакцин учтены Донецк и Луганск. Однако вакцины туда «не поступают», и поэтому дети там в основном не привиты. Поневоле хочется спросить: а что же мешало включить в договорённости передачу вакцин? Ведь пленными-то обмениваться как-то получается. А здоровье детей и иммунизация, значит, менее важны, чем политические соображения? И поэтому можно рассказывать, что вакцины у нас есть, но вам мы их не дадим, а дадим только «своему» Краматорску: именно это скрывается за выражением «не поступают». Впрочем, то, что Киеву малоинтересно здоровье донбасских детей, известно давно: их больше заботит, что к ним в Киев приезжают «непривитые донбасские дети».
Да и не только в Донбассе дело. Территории, контролируемые Киевом, также не обеспечены вакцинами. И если в ДНР и ЛНР есть слабая надежда на гуманитарные поставки российских вакцин, о чём уже заявляли руководители непризнанных республик, то для Украины всё гораздо сложнее.
Уже и сам министр признаёт катастрофичность ситуации, говоря о том, что Украина сегодня «несёт угрозу Европейскому континенту». И это правда: корь, краснуха, паротит, полиомиелит, туберкулёз требуют преимущественной вакцинации; вакцинированным должно быть абсолютное большинство населения, иначе иммунизация попросту не срабатывает.
Сейчас процент покрытия вакцинацией колеблется по разным болезням от двадцати шести до пятидесяти. Об этом сообщила, в частности, врач-иммунолог директор организации «Иммунный щит нации» Н. Винник, уточнив, что в 2013 году Украина попала в список стран, где есть угроза вспышки полиомиелита. Срыв вакцинации (по информации ЮНИСЕФ, от полиомиелита привито менее половины детей) делает эту угрозу практически неотвратимой.
Полгода прошло с сентября 2014-го, когда много говорили об отсутствии вакцин против дифтерии и столбняка. И вот в феврале 2015-го всё тот же главный детский иммунолог Киева Ф.Лапий сообщает, что вакцин... по-прежнему нет! Их нет ни на частном рынке, ни в государственных и коммунальных учреждениях. Причина всё та же: вакцины были российскими, по новому законодательству они не могут быть перерегистрированы (поскольку не имеют сертификата GMP), поэтому закупать их нельзя. Тогда, осенью, Украина получила триста тысяч доз противостолбнячного анатоксина, но это препарат для экстренных ситуаций и травм. Для планового прививания вакцин нет до сих пор.
Один из ведущих харьковских иммунологов А.Волянский также утверждает, что ситуация с вакцинированием плачевная по всем заболеваниям. Заложенная журналистами-истериками в 2007-2008 годах тенденция отказа родителей от вакцинации привела к тому, что на Украину перестали завозить вакцины: они оставались неиспользованными. А в 2014-м добавилась вышеописанная ситуация (при этом Минздрав в декабре отчитался о полном выполнении плана госзакупок по вакцинам, что является, по утверждению Волянского, абсолютной ложью). Итог: на 2015 год в Харькове, например, вакцин нет вообще, в этом году в школы пойдут непривитые дети, и всплеск заболеваний практически гарантирован - естественно, по всей стране, не только в Харькове.
В Днепропетровске, например, в 2014-2015 гг. практически полностью отсутствует противотуберкулёзная вакцинация, которую должны осуществлять в роддомах. Ещё один простой и пугающий показатель в национальных масштабах: уровень покрытия вакцинацией по кори - 27 % населения.
Своих вакцин Украина не производит, рассчитывать можно только на зарубежные закупки. При этом объём благотворительных поставок (от ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д.) по определению недостаточен. Ведь эти организации не могут поставлять вакцины бесплатно, они всего лишь в состоянии искать для Украины относительно дешёвых поставщиков и, безусловно, не в том количестве, которое необходимо для всей страны.
Впрочем, сегодняшний уровень проблемы уже можно считать международным. Вспышки кори, туберкулёза или полиомиелита на Украине немедленно отзовутся и в Европе. Вполне вероятно, что в ближайшее время Европа будет уже не скрыто, а вполне официально запрещать въезд украинских граждан на свою территорию по соображениям медицинской безопасности.
Скорее всего, «решение» проблемы, которое предложит министр, приведёт в результате к массовой закупке вакцин низкого качества, а то и вовсе плацебо - обыкновенного физраствора в фирменных ампулах. Вряд ли принципиально другим будет решение проблемы с бактериальным контролем пищевой продукции, поставляемой в Европу. Претензии к ней российских ветеринарных и пищевых служб Киев объявляет политическими придирками, значит, даже не думает проверять как следует продукцию, «переброшенную» на европейского потребителя. Кроме того, штаммы многих заболеваний устойчивы и сохраняются в том числе в экспортной продукции.
А если Киев решит выполнить в полном объеме требования МВФ и сократит и без того скудные льготы в области здравоохранения, то Украина столкнется с давно забытыми санитарно-эпидемиологическими рисками, как какая-нибудь страна третьего мира.
Украина теряет медицину и здоровье так же быстро, как политическое здравомыслие. Украинские граждане, бегущие в Европу кто от войны, кто за пропитанием, сегодня являются прежде всего носителями эпидемиологической опасности для Евросоюза. На этом фоне беспрестанные требования украинской стороны ввести безвизовый режим вполне могут рассматриваться Евросоюзом как угроза здоровью и благополучию населения Европы.
http://odnarodyna.org/node/28326