«Я сказал: вы - боги...»

То, что Пасха в этом году совпала с таким светским праздником, как День космонавтики, - событие не слишком важное, и, может быть, не стоило бы и внимания на него обращать, но ведь у Бога ничего зря не бывает. Возможно и из такого пустякового, случайного совпадения почерпнуть пользу для души - например, увидеть в нём повод для размышления о том, насколько современная картина мироздания, космоса сообразуется с библейским взглядом на Вселенную... Именно об этом и рассуждает сейчас известный санкт-петербургский батюшка протоиерей Кирилл Копейкин.

То, что Библия открывается рассказом о сотворении мира, о строительстве Вселенной, вовсе не случайно. Зачем-то Господь решил открыть нам эту тайну, рассказать о том, что было в мире, когда в нём не было человека. Давайте попробуем разобраться в этом.

Во-первых, скажем, что слово «космос» было впервые употреблено древними греками - Пифагором, если быть точным, - и происходит оно от глагола «косме» - «украшать». То есть древние греки представляли космос как некую гармонию, хаос, приведённый в порядок и украшенный некой высшей силой. Что ж, это интересный взгляд на Вселенную, но подумайте вот о чём: для того чтобы увидеть мир как космос, мы должны посмотреть на него со стороны и оценить соразмерность его частей, красоту и гармонию. Но может ли человек встать вне Вселенной, если он сам является её частью?

Библейский взгляд на космос иной. По Библии, Вселенная - это не «космос», но «олам» - еврейское слово, означающее «мир, вечность». Оно происходит от другого слова, которое можно перевести как «быть сокрытым», «скрываться». Понимаете, в чём тут соль? Мир, по Библии, - это то, что скрыто, скрыто в Боге, объемлется Богом, подобно тому как нерождённый младенец объемлется телом матери. Отсюда понятно, что взглянуть на Бога, рассмотреть и описать его человек в принципе не может, как не может эмбрион увидеть свою мать целиком или просто представить её более или менее достоверно. Бог становится изобразим только тогда, когда он приходит как Человек, что и явил нам Господь Иисус Христос.

Любопытно, что и апостол Павел в книге Деяний апостольских, в своей речи в ареопаге, говорит о Боге: «...ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян.17,28) - то есть в каком-то смысле мы находимся внутри Него, и поэтому мы Его не видим. По-моему, такое переживание мира заставляет нас по-новому осмыслить своё место в мироздании, в отношении с окружающим нас миром. Взгляд, согласно которому мир пребывает в Боге, но не тождественен Богу, называется «панентеизмом» - от греческого «пан ен Тео» - «всё в Боге» (не путать с пантеизмом!). Такие воззрения можно встретить и у Блаженного Августина. Августин, рассуждая в своей «Исповеди», как соотносится Бог и мир, говорит примерно так: представим себе губку, которая находится в океане; губка пронизана этим океаном, сколь бы большой она ни была, - так же мир пронизан Богом. И конечно, мир не тождественен Богу, как губка не тождественна океану. Немало авторов разделяли такие воззрения, а мне кажется, что и современная наука возвращает нас к тому взгляду, который когда-то возник у Блаженного Августина.

И надо сказать, что современный научный взгляд на Вселенную куда ближе к библейскому «оламу», чем к древнегреческому «космосу» - к тому статичному пространству, которое рисовалось людям в античные века и много позже, во времена Исаака Ньютона.

Мы порой говорим о том, что мир существует в сознании Бога, так же как и поэма существует в сознании поэта, но мне кажется, что это не очень хороший образ. Почему? Потому что в этом случае сразу возникает вопрос о зле: существует ли и зло внутри Бога? Надо сказать, что проблема зла - одна из самых сложных в богословской традиции. Но когда мы читаем библейский Шестоднев, становится ясно, что в шесть дней творения Бог создал реальность новую по отношению к Самому Себе. Точнее говоря, наш мир - это что-то внешнее по отношению к Нему, но, с другой стороны, это и некое расширение Его, расширение, в котором возможно свободное существование человека.

...В Евангелии от Иоанна сказано: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин.10,34). И надо сказать, что в определённом смысле мы действительно являемся богами - богами для своего собственного мира, внутреннего мира души, богами своего тела, которым мы управляем. Это происходит именно потому, что мы сотворены по образу и подобию Божию. Потому-то человек и способен к творчеству: ведь Бог является Творцом, а мы - Его образ и подобие. Но пафос библейского откровения заключается в том, что Бог творит мир так, чтобы он мог существовать до определённой степени независимо. И если мы впрямую не видим Бога в окружающей нас действительности, то в этом тоже заключена некая весть Божия: весть о том, что Господь со­здал этот мир так, чтобы мы могли чувствовать себя в нём независимыми от Бога, самостоятельными существами.

Для чего же это нужно? Для того, чтобы Он мог вступать с нами в личное общение. Судите сами: главное отличие человека от всех прочих живых существ (с точки зрения библейского откровения) заключается не в том, что мы умнее тех или иных животных, а в том, что только мы на Земле способны к личной встрече с Богом. Но ведь эта личная встреча возможна лишь тогда, когда человек самостоятелен!.. Я же не могу всерьёз вступать в диалог с куклой, которая надета мне на руку!.. И точно так же Бог творит человека как совершенно независимое, самостоятельное, наделённое свободной волей существо, для того чтобы с ним можно было вступить в личное общение. Конечно, такая свобода чревата для нас серьёзной опасностью - опасностью грехопадения, но, очевидно, Творец идёт даже на такой риск, лишь бы человек мог, своей волей выбрав путь к Нему, встретиться с Ним лицом к лицу.

О Божественном подобии человека говорят и наиболее честные современные учёные. Выдающийся физик ХХ века Э.Шрёдингер в своей книге «Что есть жизнь?» пишет, что современная наука в принципе не способна включить душу в свою картину мира - не потому, что она такая плохая, атеистичная, а потому, что изначально заданные принципы научного подхода к миру не позволяют наблюдателя вывести за его пределы. И поэтому, сколько бы мы ни пытались найти то «место», где душа действует на материю или где мозг порождает сознание, - нам это не удаётся. В последней главе книги - «О детерминизме и свободе воли» - Шрёдингер рассуждает так: «Моё тело подчиняется законам физики?» - «Да!» - «Оно состоит из атомов?» - «Да!» - «Я управляю своим телом?» - «Без сомнения!» - «Тогда возникает вопрос: кто такой «я», который управляет телом, состоящим из атомов, подчиняющимся законам физики? Очевидно, что «я» - это бог». Так говорит Шрёдингер. Но только христианство способно сделать из этой мысли верные выводы. Один из крупнейших богословов ХХ века - митрополит Антоний Сурожский - говорил, что христианство - это единственный подлинный материализм, в том смысле, что у нас материя - это не просто мёртвая субстанция, а то, что призвано к обо΄жению.

Итак, мир устроен как место встречи Бога с человеком. Космос, Вселенная, «олам» созданы так, чтобы человек, осознав себя свободным, разумным существом, пришёл бы к мысли о бытии Божием, захотел увидеть Его лицом к лицу - и смог это сделать.

http://pravpiter.ru/pspb/n279/ta013.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл Копейкин:
Все статьи автора
Последние комментарии
В 2021 году наступит голод «библейских масштабов»?
Новый комментарий от Валерий
2020-11-28 18:10
«Разделение на красных и белых искусственно и опасно»
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-11-28 18:00
Благодарность Познеру от патриотов
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-11-28 17:45
Белорусский экзархат очищается…
Новый комментарий от влдмр
2020-11-28 17:41
Поклонская меняет имидж, теперь она - либералка
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-28 17:09
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-28 17:02
Настоящий русский человек
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-28 14:47